Спасительная ограда веры

«Русская планета» и радио «Радонеж» продолжают цикл материалов о православном взгляде на события в стране и мире. В центре внимания – отношение верующих к коронавирусу и ситуации вокруг него, а также - запрет в служении схиигумена Сергия (Романова). Запрет в служении схиигумена Сергия (Романова) был абсолютно ожидаем - как, увы, было ожидаемо и то, что предыдущие попытки образумить его окончатся неудачей. Чем большую инерцию человек набирает, тем труднее ему развернуться. Но беда еще и в том, что у человека, говорящего резко и решительно, обличающего и срывающего покровы, образуется круг поклонников - это особенно легко происходит в сети - и перед лицом этих восторженных почитателей и почитательниц ему уже очень трудно сказать «извините, я был неправ». В этом отношении схиигумен Сергий - не первый, и, увы, видимо, не последний. Люди не так уж и редко слышат этот сладкий, вкрадчивый голос - какой ты молодец и герой веры! Православная Церковь в практически полном составе отпала от истины, врата ада одолели, пастыри сделались слугами грядущего Антихриста, епископы, священники, миряне, обычные граждане, государство со всем его аппаратом управления и силовыми структурами - все покорились силам демонического зла, и только ты, такой вот избранник небес, устоял в истине. Смело уподобь себя Пророку Илие, Апостолам, величайшим святым в истории Церкви - и противостань Церкви. Ты прав, а они все неправы. Соблазн гордыни работает также хорошо, как и веками до этого. А, гордыня, увы, ослепляет человека к тому очевидному факту, что он человек, подобный другим людям - и что если другим легко впасть в гордость и самомнение, то и тебе тоже. Другим трудно сделаться святыми такого масштаба, чтобы Бог их устами останавливал всеобщее отпадение - и тебе тоже. Апостольский совет «не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3) натыкается как бы на некую стену, и человек воспринимает себя уже не как член тела Церкви, в котором на него возложено свое служение в согласии с другими членами, но как одинокого избранника, которому уже не у кого искать наставления и некого слушаться. Это само по себе глубоко трагично - но еще худшая беда в том, что у такого человека находится аудитория, которая воспринимает его сообщения совершенно серьезно. Увы, секты с лидерами, непробиваемо уверенными в своей избранности, могут возникать не только вне Церкви, но и внутри нее. Обычно ситуацию как-то пытаются уврачевать, людей образумить - но, нередко, через какое-то время становится очевидно, что увы, новый микро-раскол уже сформировался. Что привлекает людей подобного рода лидерах? Уверенность, ясность, отсутствие колебаний и сомнений в их личной миссии. Когда люди чувствуют себя растерянными, перепуганными, их привычный и стабильный мир дает трещину, они ищут опереться на кого-то, кто точно знает, что происходит и кто виноват. При этом этот «сильный лидер» должен охотно идти на конфликт, демонстрируя свою уверенность. Но почему люди растеряны? Конечно, у всех могут быть разные причины. Болезнь, предательство близкого человека, просто психологические проблемы. Но в наши дни мы переживаем общий стресс, связанный с эпидемией коронавируса. Постоянный пугающий фон в новостях, ограничения и требования властей, необходимость даже в магазин ходить в маске и перчатках, огромное информационное давление социальных сетей, в которых носятся слухи прямо противоположного содержания - то коронавирус не страшнее гриппа, а за мерами властей стоят какие-то зловещие планы, то, напротив власти скрывают реальные (огромные) масштабы смертности. Это огромное число разнообразных - и сбивающих с толку - сообщений объединяет только одно, пугающий эмоциональный фон. Происходит что-то неправильное и страшное, но не понятно, что именно. И тут люди, которые абсолютно, кристально ясно уверены в том, кто виноват и что делать, могут быть привлекательны - они дают этим темным, клубящимся, непонятным и потому невыносимым страхам конкретные имена. Они точно знают, что происходит. Именно глубокая растерянность делает человека уязвимым перед лицом проповеди, обещающей полную ясность - вот враги, их надо одолеть. Война дает то чувство определенности и ясности, по которому потом тоскуют - несмотря на все ее тяготы и лишения - некоторые из тех, кто участвовал в боевых действиях. Поэтому проповеди о том, что вот они - враги, а вот мы, верные и храбрые люди, могут приниматься людьми с большой охотой. Но что могло бы помочь людям избежать такого соблазна? Крепкая вера в Спасителя. Но разве схиигумена Сергия можно назвать маловерным? Он определенно уверен в том, что говорит, твердо привержен своим убеждениям, готов пострадать за них. Но это, увы, не то - в миру люди несомненно нехристианских убеждений тоже могут быть чрезвычайно преданны и упорны. В чем главная ошибка той веры, которую он проповедует? Это вера, в центре которой находится Антихрист, а не Христос. Мы знаем, что в конце времен придет Антихрист. Мы знаем, что «много антихристов», подменных спасителей, которые окружали себя богоподобным почитанием, уже восставали в человеческой истории - от римских императоров до диктаторов ХХ века. Но в центре нашей веры находится отнюдь не человек греха и не сын погибели. Мы взираем не на него. Мы «взираем на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:2). Никто из нас не может противостоять силам зла сам по себе - они гораздо умнее, опытнее и изощреннее нас, и мы непременно будем обмануты и погублены. Только Христос, как истинный и верный Пастырь, может нас сохранить - пока мы держимся за Него и ищем Его воли. Человек, который высматривает слуг антихриста, обязательно начнет их видеть повсюду - и ладно в каком-нибудь вполне постороннем нам Билле Гейтсе. Те самые духовные силы, которым он желает противостать, научат его видеть в пастырях Церкви уже не Христа, который отпускает грехи их устами и преподает Свое Тело и Кровь их руками, но все тех же слуг антихриста. И это кончится очень трагично - выпадением за спасительную ограду Церкви. Истинная вера взирает на Христа - и находит ясную определенность, утешение и уверенность в Нем. Мы знаем, что мировая история принадлежит Богу. Что даже те, кто противятся Ему, против своей воли послужат исполнению Его замыслов. Вспомним, как молились Апостолы, столкнувшись с гонениями. «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4:24-28) Именно промысел Божий определяет то, что произойдет - и в жизни всего мира, и в жизни народов, и в жизни отдельных людей. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24) Как говорит Псалмопевец, «в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16) Мы не знаем, что будет с нами - и как еще неожиданно может повернуться мировая история и личная судьба каждого из нас. Но нам точно известно, что произойдет то, и только то, что определено о нас Господом. Нам не стоит бежать в интернет, и заполнять свое сознание страхами и болезненными фантазиями других людей. Нам стоит читать слово Божие и молитвослов. Господь Иисус сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18) Именно Церковь есть тот безопасный ковчег, который несет нас к спасению. Ничего не страшно, пока мы пребываем в Церкви; страшнее всего оказаться за бортом. И те голоса, которые побуждают нас не верить Церкви, хулить ее, видеть в ее пастырях «слуг Антихриста», не могут исходить от нашего Спасителя. Это - Его Церковь, Он не даст ей погибнуть.

Спасительная ограда веры
© Русская Планета