Про войну детям нужно рассказывать без пафоса
Столичное издательство «Пятый Рим» получило из типографии иллюстрированную книгу для детей «Победа». Деньги на ее выпуск собрали в сети всего за полтора месяца. Прошлой осенью «Пятый Рим» уже выпустил книгу такого же жанра — «Блокада Ленинграда». В обоих изданиях иллюстрации играют не меньшую роль, чем текст. Деньги на выпуск «Блокады...» тоже собрали в интернете. Главный редактор издательства Григорий Пернавский рассказал, почему был задуман этот проект и как он развивается. — Григорий Юрьевич, раньше вы издавали только исторические книги для взрослых. А теперь решили расширить круг читателей? — Я не собирался заниматься детской литературой. Но поскольку я отец подростка, мне приходилось смотреть, что же для этого возраста выпускается. А выпускаются либо переводы западных изданий, либо книги, сделанные тяп-ляп. Причем дальше будет только хуже — ряд интернет-магазинов создает что-то вроде ботов, которые могут по вашему заказу сделать полусвязный текст на основе информации из Википедии. И у непритязательного человека будет полное ощущение, что он получил настоящую книгу. Мы решили научиться сами рассказывать такие истории детям и подросткам и попытаться задать какой-то тренд в этом плане. — Почему для первого издания выбрали тему блокады? — Я ею сильно интересуюсь с детства. Мне в семь лет подарили книгу Нисона Ходзы «Дорога жизни», она меня очень зацепила. Когда сыну было лет 10–11, я ему купил переиздание. Оказалось, что она в целом работает. Но современные дети не воспринимают рассказы, которые просто сопровождаются фотографиями. Нужно, чтобы картинка была яркая, а текста — поменьше. В «Блокаде» на протяжении 80 страниц крупного формата рассказывается история дома на Невском, который переживает вместе с городом все невзгоды. Текст довольно сухой — только факты. Основная эмоциональная составляющая — в рисунках Марии Пономаревой. — Это, скорее, комикс? — Мы предпочитаем называть это «книжкой с картинками». — Как восприняли «Блокаду»? — Она отлично продавалась на ярмарке Non/fiction, к нашему стенду подходили многие явно семейные люди, покупали ее детям. В феврале мы торговали ею на Минской книжной ярмарке. Там обычно продажи не очень хорошие, потому что народ небогатый. А мы распродали много книг по, скажем так, совсем не благотворительной цене. — В «Победе» те же герои? — Нет. Там нет сквозной истории, привязанной к одной географической точке. В центре — обычная семья, отец–фронтовик, мать и сын–подросток, разделенные войной. Там больше карт (есть и объемные), больше «танчиков», мы показываем, что такое эвакуация, какова была судьба женщин на войне, как работала полевая почта... Такая мини-энциклопедия, в еще большей степени «заточенная» под детей. — На какую книгу активнее сдавали деньги? — В случае с «Блокадой» мы собрали миллион рублей за 60 дней. В этот раз мы поставили сумму в 250 тысяч рублей и срок в 45 дней. Сбор стартовал ровно тогда, когда началась вспышка этого чертова вируса. И вот на таком очень неблагоприятном информационном фоне мы собрали в два раза больше, чем запрашивали, — 500 тысяч. Остальные деньги добавили издательство и некоторые спонсоры. — И наверняка это не последний подобный проект? — У меня есть личная мечта — сделать книгу о Дороге жизни. Вы знаете, что уже перед самым прорывом блокады собирались даже троллейбус пустить по льду Ладожского озера? Можно было бы издать интересную книгу с научно-техническим уклоном. Разумеется, она будет отличаться от «Блокады...», и от «Победы» — мы уже поняли, что в каждом проекте изобретать велосипед надо будет заново. СПРАВКА В последние годы вышло несколько произведений о войне для подростков: — Ольга Колпакова, «Полынная елка» (М., «КомпасГид», 2017) — повесть о семье поволжских немцев, вынужденных уехать из родных мест. — Евгения Басова, «Следы» (М., «Речь», 2018) — роман, часть действия которого разворачивается в оккупированной белорусской деревне. — Юлия Яковлева, «Ленинградские сказки» (М., «Самокат», 2019) — цикл романов, действие одного из них происходит в блокадном Ленинграде. Мужское чтиво для страны танков. Моду диктуют сериалы и компьютерные игры «Юбилей отгремит, и эти книги никому не будут нужны!» — пророчили директора магазинов издательству «Яуза». Имелось в виду 60-летние Победы — 2005 год. Прошло полтора десятилетия. Серия романов-боевиков о Великой Отечественной войне существует до сих пор, и каждый месяц в ней выходит новая книга. Причем неплохим для нашего времени тиражом. Вплоть до начала ХХI века читателям, искавшим остросюжетную литературу о Великой Отечественной, предлагали советскую классику — Григорий Бакланов, Юрий Бондарев... Идея заказывать такие романы современным авторам, а тем более нераскрученным, казалась безумием. Но накануне 60-летия Победы генеральный директор «Яузы» Павел Быстров выловил в «самотеке» повесть Ивана Кошкина о том, как в августе 1941 года наши дивизии наносили контрудары по наступавшим немцам. — Повесть оказалась приключенческой и правдивой, при этом без модной темы «кровавой гэбни», — рассказывает Павел Быстров. — Мы решили основать серию, в которой будем печатать исключительно такие произведения. Советская «лейтенантская проза» — прекрасное явление, но сейчас другое время, нужны другие писатели. С тех пор в серии «Война. Штрафбат. Они сражались за Родину» вышло более 170 книг в броских обложках. Это чисто реалистическая литература — никаких «попаданцев» и прочей фантастики. А еще — чисто мужская: женщин нет ни среди авторов, ни среди героев. — Целевая аудитория наших книг — мужчины, — объясняет редактор серии Алексей Махров, заместитель генерального директора издательства. — Так что наши авторы пишут для них и про них. В списке из 17 самых успешных романов серии, предоставленном нам издательством, четыре оказались полностью или частично посвящены штрафным батальонам. Их первые издания вышли в 2007–2010 годах и, видимо, именно тогда и «сделали кассу». Теперь, по словам Алексея Махрова, читательский интерес к теме штрафбата — «давно пройденный этап». А вот мода на танкистов не проходит (им посвящено пять из семнадцати издательских хитов). Случаются всплески внимания к другим родам войск — обычно они связаны с выходами компьютерных игр или фильмов. — После появления сериала «Диверсант» в 2004 году долго сохранялся интерес к спецназу, — приводит пример Алексей Махров. — Сериал «СМЕРШ» 2007 года повысил спрос на романы о контрразведчиках, а фильм «Снайпер. Оружие возмездия» (2009) — на книги о снайперах... Конечно, издательству хотелось бы, чтобы в серии было представлено как можно больше разных военных специальностей. Но «Яуза» отдает себе отчет: есть национальные особенности спроса. Павел Быстров замечает, что, например, в России более популярна компьютерная игра «Мир танков», а в англоязычных странах — ее аналог «Мир военных кораблей». — У нас море не так близко человеку, как в Великобритании или США, — говорит Павел Быстров. — Мы страна сухопутная, а значит, танковая. ПАМЯТЬ 17 января этого года на 72-м году жизни скончался один из самых популярных авторов серии «Война. Штрафбат. Они сражались за Родину» — Владимир Першанин. Его отец на войне был командиром штрафной роты, так что подлинную жизнь этих войск писатель, можно сказать, знал из первых уст. Читайте также: Поэт рвался на фронт даже после тяжелого ранения