Сюзи Кватро, бабушка-пацанка

3 июня Сюзи КВАТРО – легендарной рокерше, певице, бас-гитаристке и бессменной руководительнице собственного коллектива исполнилось 70 лет. Пацанка Именно так – в образе пацанки, этакого «своего в доску парня» – она и возникла на международном рок-горизонте. На обложке дебютного альбома на фоне угрюмых длинноволосых парней (один из которых что-то пьёт «из горла») стоит хрупкая симпатичная девушка. В чёрной кожаной куртке, майке, джинсах – она смотрит прямо в объектив. Куртку скоро сменит кожаный комбинезон на молнии, которую Сюзи Кватро по просьбе фотографов периодически будет расстёгивать до пупа. Конечно же, не в одном комбинезоне дело: Кватро первой освоила до той поры сугубо мужской инструмент – бас-гитару, которая по длине немногим меньше её самой: рост артистки – 152 см. Она стала первой женщиной – лидером рок-группы имени себя. Первой запела не про тривиальную любовь-морковь, а про то, что «мои джинсы сидят слишком низко, а декольте не скрывает грудь» (песня «Я не понравлюсь твоей маме»). Или: «выключи свет, согрей меня, ляг и делай это медленно, медленно, медленно» (песня «Я откусила больше, чем смогу прожевать»). Или: «пока что ты – юный Ромео, но когда-нибудь и твой «мотор» не заведётся» («48 лет»). Дерзкие тексты, хриплый, легко узнаваемый голос, эмоциональная – на грани срыва голосовых связок – подача, девичья красота – так в свои 23 года Сюзи Кватро стала рок-звездой. А что было до того? Сюзи выросла в американском Детройте в большой семье потомка итальянского иммигранта по фамилии Кватрокке (в переводе – «четырёхглазый», или «очкарик») и венгерки. Три сестры, брат, первое знакомство с рок-н-роллом, уроки на фортепьяно, ударных, гитаре, выступления на публике вместе с сёстрами. Затем у родственниц появились семьи, и коллектив, к радости Сюзи, распался. Почему к радости? Да потому что к тому времени она уже освоила бас-гитару, подаренную отцом, и начала пробовать себя в хард-роке, а не на какой-то там любительской попсовой эстраде. На девушку с басом почти одновременно обратили внимание американская звукозаписывающая компания, которая искала кого-то, кто бы смог заменить умершую от наркотиков Дженис Джоплин, и владелец английской фирмы. В итоге Сюзи выбрала Англию: и от родителей подальше, и другую страну посмотреть, да и к блюзу она была равнодушна. Почти год Кватро жила в гостинице в Лондоне. Наконец, когда нашлись музыканты, когда они сыгрались, подписали контракт и начали записываться, в коридорах студии с молоденькой американкой познакомились два продюсера – сочинителя песен – Никки Чинн и Майк Чапман, работавшие с группами «Свит», «Слэйд», «Смоки». Они, подметив задиристый, мальчишеский характер Сюзи, подсказали, что на этом ей и надо делать акцент. На чёрных кожаных куртках и штанах, на откровенных текстах и жёстких ритмах. Хотя многое из её репертуара написано самой Кватро, но всё же самые известные вещи вышли из-под пера дуэта Чинн – Чапман. Те писали прицельно под созданный ими образ, прекрасно понимая, чем может заинтересовать мужчин-слушателей молодая девушка на сцене... Однако был ли тот образ, что придумали продюсеры, близок самой Сюзи Кватро? Как это часто бывает – нет. Ведь, вспоминая выступления в России, Кватро рассказывала, как однажды в гримёрке после концерта она разрыдалась в голос, увидев огромные букеты цветов, подаренные слушателями. А вы говорите: пацанка... Порубившись в хард-роке больше 5 лет, Кватро стала сочинять и исполнять вещи поспокойнее и полиричнее. Что ж, взрослела не только она, но и её поклонники. Продюсеры Чинн и Чапман, уловив перемены в настроениях, быстро сориентировались и предложили своим подопечным – Крису Норману («Смоки») и Сюзи Кватро – спеть дуэтом песню «Stumblin’ In». Предложение было неожиданным, ведь оба артиста позиционировали себя как рокеры, а тут – попса... Но прекрасная мелодия, искренние улыбки и горящие глаза артистов вкупе с зашкаливающим любопытством обывателей (было между ними что-то или нет?) сделали своё дело и обогатили авторов и исполнителей на гораздо большую сумму, чем если бы это была стандартная рок-песня. Такой ход потом был использован очень многими: вспомним хотя бы «Две звезды» в исполнении Аллы Пугачёвой и Владимира Кузьмина. Она снова в деле Позже и у Сюзи было несколько похожих дуэтов с разными певцами, где она уже не в рокерской косухе, а в колготках и мини-юбке изображала любовь. Что ж, принципы принципами, а кушать хочется всегда... Тем более что Сюзи к тому времени вышла замуж за гитариста своей группы, потратилась на дом в Англии и начала задумываться о детях. Да и жизнь вносила свои коррективы: популярность хард-рока падала, дуэт Чинн – Чапман распался, контракт с фирмой грамзаписи закончился, а в списках популярности теперь значились более молодые и наглые. Дочку она родила в 1982 году, а в 1984‑м – мальчика. Пластинки, конечно, выпускались, но ажиотажа уже не было. После 16 лет брака Сюзи Кватро развелась, а через год вышла замуж за немца, организатора её концертов в Германии. Появилось ещё два дома – в Гамбурге и Детройте. В 2006 г. дочь родила ей внука, и в том же году Кватро выпустила пластинку «Back To The Drive» – шумную, хард-роковую, как это было в начале её карьеры. В заглавной песне, которую, тряхнув стариной, написал Майк Чапман, Сюзи произносит: «Я вернууулась!» Иными словами, бабуля зажигает. График её выступлений расписан аж до мая следующего года (правда, из-за коронавируса концерты в Германии, Норвегии, Эстонии, Австрии, Дании перенесены на более позднее время). А как же пенсия, заслуженный отдых? Как говорит сама баба Сюзи (финансовое состояние – 20 млн долл.), рано – семья у неё большая, родственников много, а хорошо зарабатывать получается только у неё одной. Так что не до отдыха...

Сюзи Кватро, бабушка-пацанка
© Аргументы Недели