Татьяна Сергиенко: Удача любит подготовленных

Руководитель Краснодарского филиала ПАО Сбербанк стала обладательницей гран-при ежегодной премии «Влиятельные женщины Кубани». И это не случайно. Успешный, результативный руководитель, при этом яркая и харизматичная представительница прекрасного пола не могла не получить это звание. О том, как добиться успеха, Татьяна Сергиенко рассказала в интервью «ДГ. Юг». - Татьяна Геннадиевна, в этом году звание самой влиятельной женщины Кубани завоевали вы, и это было предсказуемо. Вы известны как человек, который совмещает управление коллективом из 6 тысяч сотрудников, стабильно высокие бизнес-показатели и активную общественную деятельность. Четыре года назад вы стали одним из основателей «Клуба добрых дел» совместно с благотворительным фондом «Край добра», в этом году стали инициатором создания «Клуба деловых женщин» в Краснодаре. В связи с этим вопрос, а какую женщину влиятельной считаете вы? Какими качествами она должна обладать? - Чтобы стать влиятельной, добиться признания и успеха женщина должна безгранично верить в себя, распоряжаться своими возможностями и талантами не так как все, и быть готовой перевернуть мир под себя. При этом её поступки обязательно должны нести позитивные изменения, делать окружающий мир и людей счастливыми, вот тогда она по-настоящему влиятельна. Наш проект «Клуб добрых дел» во многом успешен благодаря колоссальным усилиям его руководителя Яны Сторожук, которая никогда не сдается и не отчаивается. За время существования проекта мы вместе с клиентами собрали больше 24 млн рублей на помощь подопечным фонда «Край добра». Во многом это заслуга руководителя фонда и наших партнеров, которые каждый раз искренне отзываются и помогают, по-настоящему меняют жизни детей и их родителей к лучшему. - Я не так давно посмотрела фильм «Суфражистки», в финальных титрах приводят данные по странам – в каком году женщины получили избирательное право голоса, по сути, получили права и были признаны полноценными членами общества. Вот, с удивлением для себя узнала, что в Швейцарии женщины получили это самое право лишь в 1971 году. В России, конечно, это право наступило раньше, в 1918, но все равно долгое время нам приходилось отстаивать свои права и доказывать свою компетентность, не говоря уже о влиятельности. Насколько сегодня женщинам сложно добиться признания на профессиональном поприще, и как построить свою линию поведения, чтобы тебя заметили, услышали, восприняли в серьез? - В 20 веке действительно произошел переворот, благодаря которому женщины смогли развиваться в профессиональной сфере. В нашем регионе у женщин есть возможность работать и достигать значимых результатов, занимать руководящие должности. Я всегда живу по принципу – не жди признания, просто работай, делай лучшее, что можешь сделать. Если говорить о поведении, то женщинам наравне с мужчинами важно уметь использовать все каналы коммуникации, нетворкинг, политические приемы, эмоциональный интеллект. По моему мнению, за каждым влиятельным руководителем стоит очень сильная команда – без нее (команды – прим. ред.) успеха не будет. Я смотрела итоги голосования, общалась с коллективом, и у меня сложилось впечатление, что моей победы хотела не столько я, сколько моя команда. И их признание, вовлеченность и радость от победы для меня ценнее, чем сам факт завоевания этой награды. - Ваш карьерный путь вызывает уважение - вы начинали свою трудовую деятельность больше 20 лет назад в Сбербанке с должности экономиста, а сегодня управляете филиалом крупнейшего банка. Что для вас значит эта должность – успех, ответственность, головная боль? - Это очень большая ответственность, в которой я стремлюсь видеть не элемент власти, а доверие, оказанное мне. Я радуюсь именно тому, что это доверие мне удалось заслужить своим многолетним трудом и временем, которое я вложила в свою организацию. - А помните момент, когда вам сказали о назначении? - Как такового одного момента назначения не было, в Сбербанке это многоступенчатый путь. Более двух недель меня тестировали на базе корпоративного университета. Оценивали особенности моей личности, способность к развитию, проверяли глубинные профессиональные знания. Затем были две кадровые комиссии и согласование моей кандидатуры с Президентом банка. Самые яркие впечатления ждали меня после моего возвращения из Москвы. Я зашла в офис, а на входе меня с поздравлениями встречал коллектив: овации, шары, цветы, объятия, рукопожатия и искренняя радость. Эти ощущения от встречи, от реакции коллектива – вот то ценное, что останется в моей памяти навсегда. - Считается, что женщины более эмоциональные руководители, нежели мужчины… Вы с этим согласны? По моему опыту женщины далеко не всегда действуют более эмоционально. Эмоции присущи и женщинам, и мужчинам, и в них есть свои плюсы и минусы. Для управленца чрезмерная эмоциональность – это лишнее. Она мешает сохранять голову холодной. Эмоции должны быть конструктивными, и проявлять их нужно в подходящие для этого моменты, например, когда нужно поддержать человека, проявить в нем заинтересованность. При этом эмоциональность часто сопряжена с открытостью, общительностью, интересом к людям. Без этих черт сложно добиться успеха и мужчинам, и женщинам. - Эмпатия не мешает при руководстве? У всех в практике случаются периоды, когда человека необходимо уволить. Сочувствие и сострадание не мешают ли нам в этом? Думаю, не ошибусь, если предположу, что вы тяжело, с эмоциональной точки зрения, переживаете такие ситуации, как подходите к столь эмоционально сложным решениям, как защищаете себя, чтобы не сгореть? - Наверное, совсем не переживать и не расстраиваться в таких моментах невозможно. Иначе ты – не человек. Я для себя определила четкий свод правил, которыми давным-давно пользуюсь, и который знают и принимают мои коллеги. Во-первых, это четкая установка правил при приеме на работу. В этот момент мы обсуждаем, что я, как работодатель, готова дать, что я, как человек, готова предложить и что сотрудник даст взамен. Когда понимаем, что требования и ожидания приняты обеими сторонами, начинаем работать. Если в ходе работы видим, что то, о чем был договор не получается, то и расстаемся всегда по взаимному согласию, по-человечески. Когда человек знает правила, то и понимает, что неприятная ситуация возникла не из-за того, что так кому-то захотелось, а по объективным причинам: изменились жизненные ценности, он не справился с возложенными на него задачами, решил развиваться в другом направлении и так далее. Во-вторых, я всегда разделяю рабочее и личное. Моя команда прекрасно знает, что я могу во время обсуждения рабочих моментов быть строгой и даже жесткой, высказать мнение, подвергнуть критике действие или бездействие, но после вполне спокойно могу помочь в решении личных вопросов. - Мы все рождаемся с определенным набором качеств, развиваем их в нашем социуме, в принципе, учимся в одной среде, взрослеем в одной среде, но кто-то становится лидером, а кто-то нет. Какие качества необходимо развивать и усиливать в себе, чтобы стать успешным человеком? - Меня всегда волновал этот вопрос, что необходимо сохранить, что развить. Я благодарна своим родителям за то, что они сумели воспитать и развить качества, необходимые для достижения успеха. Считаю, что, прежде всего, необходимо очень внимательно относиться к себе: любознательность, интерес ко всему новому – вот базис, который позволяет оставаться интересной другим людям. А когда окружающие видят в тебе потенциально необходимого члена команды или потенциально необходимого собеседника или дорогого человека, тогда приходит успех. Воля и решительность – те черты, которые необходимо развивать, работать над ними. И, конечно, важна искренняя заинтересованность в других людях. - Лидер всегда остается лидером? Или женщина-лидер, приходя домой снимает маску или, наоборот, надевает? - Я очень люблю свою семью. Со студенческих лет я стала связующим звеном между всеми поколениями моей большой семьи. И как это ни странно, я в своей семье никогда не претендовала на лидерство, потому что считаю, что это - удел мужчины. Безусловно, для меня семья имеет очень большую ценность, но из-за особенностей моей работы я в течение минимум 16 часов в сутки не принадлежу себе. Огромное спасибо моим родным за то, что они меня понимают, принимают и поддерживают. - Самые яркие эмоции, которые вы испытали в жизни? У каждого, наверное, есть такие воспоминания, при которых у нас от радости заходится сердце, вырастают крылья… - У меня очень много таких эмоций. Я, наверное, успешна, потому что я любима. Считаю, что любовь – очень сильное ресурсное состояние, которое дает колоссальные силы, открывает дополнительные возможности, о которых ты даже не подозреваешь. Если из ранних воспоминаний, то это момент, когда я сдала экзамен по высшей математике «на отлично» и поступила в московский институт. Когда я увидела эту пятерку, это был непередаваемый восторг. Я из обычной семьи, окончила школу в станице Ленинградской. Для меня на тот момент поступление на очное обучение в столичный вуз было огромным достижением, с которого все началось. Окончив университет с красным дипломом, я вернулась обратно с мужем и сыном и начала работать в отделении банка. Из недавних ярких воспоминаний – это признание Краснодарского филиала лучшим среди всех отделений Сбербанка. Когда нам дали этот статус, звание «лучшего филиала», это были такие эмоции – не передать. Мы стремились к этой победе, но, учитывая конкуренцию и подход к оценке, когда считаются даже тысячные доли процента, победа стала очень значимой. Когда Герман Оскарович (Греф – прим. ред.) произнес в феврале, что победителем стало краснодарское отделение – это был захлестывающий восторг. Вся команда была в очень приподнятом настроении, когда я видела глаза своих ребят, я понимала, что ради этих эмоций стоило идти к победе. - А вам с кем легче работать: с мужчинами или с женщинами? - Так случилось, что все мои заместители – мужчины. Но это исключительно стечение обстоятельств. Если руководитель искренне вникает и искренне старается сделать свою команду профессиональной – будет успех, будет понимание и неважно, кто в этой команде: мальчики или девочки. Некоторые руководители, опасаясь потерять свое место, нанимают людей, которые проигрывают им в компетенциях. Я придерживаюсь противоположной позиции и считаю нормальным, если сотрудники меня в чем-то превосходят. Я учусь у них и стараюсь делиться с ними своими знаниями и опытом. В моей команде много ребят с огромным потенциалом. Многие из них уже работают в Москве в аппарате Сбербанка и занимают интересные должности. Я всегда искренне радуюсь, когда мои сотрудники идут на повышение, так как понимаю, что без развития человеку будет скучно. - Есть ностальгия? Как расстаетесь? - За редким исключением я с кем-то не общаюсь. Обычно мы поздравляем друг друга с праздниками, переписываемся, делимся семейными и профессиональными радостями и достижениями. И даже, если мы уже давным-давно не работаем вместе, ощущение теплоты и участия остается. Это дорогого стоит. У меня практически в каждом городе есть люди, с которыми я поддерживаю отношения. - Как поверить в себя и оставаться столь же привлекательной, элегантной и позитивной, как вы? - Непростой вопрос. Очень даже непростой. Я, не смущаясь, повторюсь, мне в жизни повезло, потому что я любима близкими и дорогими людьми. Искренняя отдача тем, кто тебя любит, дает тебе такие силы, такие резервы, о которых ты даже не представляешь. Я не только по своим любимым людям, но и по своим клиентам вижу, насколько они дорожат откровенным общением. Я считаю, что если вы искренне вкладываетесь в людей, то нет ничего невозможного. Что касается красоты, то это большой труд. Это зарядка, правильное питание, требовательное отношение к себе, потому что по-другому в жизни не бывает, повторюсь: удача любит подготовленных. И, самое главное, нужно безгранично верить в себя, в свои силы, трудиться, и тогда все получится. Я буду счастлива узнать, что кого-то моя история вдохновит на то, что постоянным развитием и упорным трудом каждый может добиться по-настоящему выдающихся результатов.

Татьяна Сергиенко: Удача любит подготовленных
© Деловая газета.Юг