Разрешите в айти: как девушки приходят в аналитику данных 

Разрешите в айти: как девушки приходят в аналитику данных
Фото: HR-tv.ru
IT-сектор перестал восприниматься исключительно как мужская сфера, куда женщинам доступ закрыт. Как сегодня девушки выстраивают карьеру в сфере технологий и с какими мифами и стереотипами давно пора распрощаться, рассказывают Анжела Липскомб, SAS Influencer Program Manager и Анжела Инаишвили, специалист по внутренним коммуникациям SAS Россия.
В IT, как и в других областях, традиционно считающихся «мужскими», долгое время существовало понятие «стеклянного потолка». Формально этот барьер никак не обозначается, но фактически препятствует тому, чтобы подняться выше определенного карьерного уровня. В некоторых профессиях такие преграды остаются и сегодня.
Но большинство технологических компаний стремятся быть передовыми во всех отношениях — в том числе в отношении гендерного равенства. Поэтому здесь женщинам с каждым годом становится все проще строить карьеру: доля женщин в этой сфере сегодня составляет 30%, как показало исследование, проведенное Московским отделением общественной организации «Опоры России» совместно с информационно-аналитической компанией «Амплуа».
Эта тенденция прослеживается и в нашей компании. В 2015 году в российском отделении SAS работало 53 женщины — 34,6% от общего числа сотрудников. В 2020 году количество выросло до 126 человек — 37%. Сдерживающую роль играет сложившая практика — считается, будто мужчины больше склонны к точным наукам, чем к гуманитарным. Про девушек же говорят, что они всегда усидчивее, внимательнее, старательнее. Надежда Ермохина, старший консультант по управлению рисками SAS Россия отмечает, что этот стереотип можно заставить работать на себя: демонстрировать многозадачность, способность генерировать идеи, выходящие за рамки, просчитывать все возможные пути развития событий — то есть обратить миф в конкурентное преимущество.
Впрочем, выбор профессии индивидуален и зависит в первую очередь не от пола, а от того, к чему больше расположен человек, что его привлекает. Сама Надежда всегда увлекалась математикой: интересные задачи, с головой затягивающие в решение, и азарт от поиска единственно возможного правильного ответа. Во время учебы в физико-математическом классе гимназии Надежда принимала участие в олимпиадах в , , и прониклась «инженерной атмосферой». Тогда же пришло понимание, что профессии в IT многогранны, а полученные образование и навыки можно успешно применять в разных сферах. Так, например, окончив факультет «Информатика и системы управления» МГТУ имени Н. Э. Баумана, Надежда работала в банковском секторе в сфере аудита и рисков, прежде чем прийти в SAS.
Она отмечает, что в ее практике были случаи, когда если бы на ее месте был мужчина, ситуация развивалась бы несколько иначе. Например, на собеседовании с руководителем высокого уровня (мужчиной), вероятно, не возникли бы вопросы «с кем вы живете?», «планируете ли вы семью?», «когда задумаетесь о детях?». Эти сугубо личные вопросы, никоим образом не отражающие знания, опыт и навыки, женщинам часто задают на собеседованиях, а вот мужчинам — нет, хотя они тоже имеют право уйти в декрет. Всем девушкам Надежда напоминает, что «встречают по одежке, а провожают по уму»: не важно, какого пола специалист, главное — стремление. Нужно упрямо идти к своей цели, выкладываться на 100% и быть лучшим. По большому счету, основное зависит от нас самих — какое впечатление мы производим, какую мысль и идею хотим донести.
Иногда разница в отношении к мужчине и женщине в IT проявляется и в психологических установках. Как отмечает Ольга Касаева, старший консультант по антифрод-решениям SAS Россия, иногда ей очень помогают именно soft skills, которые позволяют справиться с непростой рабочей ситуацией, в то время как именно технических навыков недостает. Анастасия Гаевская, старший консультант отдела клиентской аналитики SAS Россия, считает, что требования к качеству работы и hard skills одинаковы для мужчин и женщин, а вот психологическое давление на мужчин зачастую выше. По опыту Анастасии, за некоторые ошибки мужчин отчитывают жестче, но в целом сегодня IT-сфера позволяет эффективно развиваться вне зависимости от пола — это просто вопрос выбора профессии по своим желаниям и умениям.
Анастасия рассказывает, что ей не приходилось преодолевать трудности, связанные со стереотипностью мышления преподавателей, работодателя или коллег или с непониманием в семье — хотя родители долго были уверены, что после мехмата путь лежит только в науку. Впрочем, Анастасия допускает, что так складывается не у всех и кому-то, вероятно, приходится сталкиваться с определенными сложностями. С детства увлеченная красотой математики, Анастасия, изучая области применения полученных в университете знаний, сделала выбор, следуя выражению «лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби», и сегодня специализируется на клиентской аналитике. Она использует машинное обучение для предсказания поведения клиентов, чтобы бизнес на основании предоставленных данных мог выстраивать оптимальные стратегии взаимодействия и делать потребителям лучшие предложения. Например, можно дать оценку вероятности, что клиент перестанет пользоваться услугами компании — тогда заказчик постарается провести удерживающие персональные коммуникации.
Яркие примеры того, как женщины преодолевают все трудности и стереотипы и сами создают новую реальность, есть и в Европе — особенно в Нидерландах, где сегодня реализуется очень много инициатив для девушек в IT. У Джейми ван Дейк, одной из самых молодых дата-сайентистов SAS в Нидерландах, репутация настоящей рок-звезды аналитики. По окончании бакалавриата по информатике в Утрехтском университете она изучала искусственный интеллект в Амстердамском университете, а сегодня работает в команде консультантов в Нидерландах. Джейми помогает клиентам SAS решать проблемы с помощью программного обеспечения, поэтому круг ее задач достаточно широк, а команда состоит из людей с самыми разными специализациями. Джейми фокусируется на продвинутой аналитике и интеграции с открытым исходным кодом, что предполагает владение методами глубокого обучения.
Джейми начала работать в SAS сразу после окончания магистратуры — она получила должность через несколько часов после защиты диссертации, и была единственным специалистом младше 30 лет в команде. По ее словам, возраст мог стать гораздо более существенным барьером, чем пол — многим старшим коллегам нужно было привыкнуть работать с молодым поколением.
Рассуждая о том, каково быть женщиной-аналитиком, Джейми говорит: «Я не знаю, что значит делать что-то „как мужчина“, поэтому я не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее, я понимаю, откуда он возникает, и изредка я чувствую, что ко мне относятся несколько иначе». Как молодую женщину, работающую в технической, ориентированной на клиента сфере, ее часто просят выступить на мероприятиях или встречах. Но Джейми не всегда уверена, что этот выбор продиктован исключительно ее знаниями, а не тем, что презентация будет выглядеть эффектнее, если ее представит женщина. В то же время, подчеркивает Джейми, сегодня в аналитике очень много молодых девушек, которые считают себя «одним из парней» и у которых нет никаких гендерных проблем. Сама Джейми никогда не чувствовала себя жертвой, и ее коллеги всегда уважали ее навыки и опыт.
США тоже активно поддерживает инициативы, направленные на устранение гендерного неравенства, в том числе и в профессиональной среде. Большую роль здесь играют инфлюенсеры и лидеры мнений, которые ведут большую просветительскую работу в этой области и доказывают, что все возможно — в том числе на личном примере.
Карла Джентри, владелица популярных аккаунтов в социальных сетях в области информационных технологий (300 000 подписчиков в LinkedIn и 48 000 подписчиков в Twitter), прошла путь от 20-летней матери-одиночки до одного из самых авторитетных специалистов в области Data Science. Ей пришлось пробивать «стеклянный потолок» на каждом шагу. Карла признается, что в самом начале обучения на продвинутом курсе математики она была единственной девушкой — тогда эта отрасль еще считалась преимущественно мужской. Было непросто, но поддерживали люди, которые в нее верили, и твердое понимание того, чем она действительно хочет заниматься.
Карла отмечает, что сегодня у девушек в IT гораздо больше возможностей, чем было у нее в 1998 году — медленно, но верно разнообразие и инклюзивность побеждают стереотипы и предрассудки. Этот процесс очень важно поддерживать на самых разных этапах, в том числе и на одном из ключевых — когда интерес только зарождается.
Девочки достаточно рано начинают интересоваться STEM-дисциплинами (S — science, естественные науки; T — technology, технологии; Е — engineering, инженерия; М — mathematics, математика), но энтузиазм угасает примерно к 12 годам. По мнению Карлы, чтобы поддержать интерес и увлечь девочек точными науками, школы должны преподавать эти предметы весело, показывать, как математика может применяться в реальной жизни и в работе, делать из абстрактных примеров живые и понятные.
Конечно, некоторый дисбаланс в IT-отрасли все еще наблюдается — как в процентном соотношении мужчин и женщин, так и в количестве затрачиваемых усилий, необходимых для того, чтобы тебя заметили. Однако эти установки постепенно уходят в прошлое: все чаще на крупных отраслевых мероприятиях выступают женщины-специалисты и основательницы собственных IT-стартапов. Всем девушкам, которые только выходят на это поле, Карла советует быть на 100% уверенными в себе и всегда стоять на своем, не позволять никому решать, что они могут и не могут сделать, и помнить: математика никогда не подведет!
Разнообразие и вовлеченность самых разных демографических групп (гендерных, возрастных, этнических) ведет к созданию лучших команд, которые находят лучшие решения. Поэтому в SAS уделяется большое внимание поддержанию такой среды, в которой разные точки зрения уважаются и оцениваются равнозначно. Это не всегда бывает просто, а найти подходящих людей для создания такой экосистемы еще сложнее. Однако опыт показывает, что построение команды на основе знаний и навыков эффективнее, чем следование отмирающим стереотипам.
Фото Pixabay
Видео дня. Как быстро убрать синяки
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео