Елена Прохорова: «Из-за логистики даже минтай превращается в золотую рыбку»
Росатом по поручению президента Владимира Путина прорабатывает возможность регулярных поставок дальневосточной рыбы в европейскую часть России по Северному морскому пути. Компания располагает атомным лихтеровозом. Судно способно совершать до четырех рейсов в год в Мурманск или в Санкт-Петербург. Насколько реализуем этот проект и какие выгоды сулит бизнесу, а главное потребителям? Об этом «Профилю» рассказала директор компании «FishCrab24» Елена Прохорова. — Елена, как отразится использование Северного морского пути на поставках рыбы и морепродуктов в европейскую часть России? — Поставки могут увеличиться в несколько раз. Сейчас на внутренний рынок с Дальнего Востока идет примерно 60% улова. Но до самой населенной и развитой части страны доходит меньше половины. Использование СМП способно положительно повлиять на цены на рыбу. Они могут снизится на 25–30%. Во-первых, за счет роста предложения. Во-вторых, доставка станет быстрее и дешевле, чем сейчас. Кроме того, будет гарантировано высокое качество продукции. Ведь рыба будет транспортироваться при постоянной температуре, без перекладных. Такое решение напрашивалось давно, учитывая перманентные проблемы с доставкой дальневосточных морепродуктов в европейскую часть России. Яркий пример – 2018 год, когда большая часть рекордного улова лосося из-за сложностей с логистикой попросту испортилась. Вместо прибылей некоторым рыбодобывающим компаниям пришлось фиксировать убытки, в том числе и затраты на утилизацию протухшей рыбы. В результате для российских потребителей даже минтай превращается в золотую рыбку. Не в плане волшебства, а цены, разумеется. Например, поставщиков, которые возьмутся доставлять дальневосточную рыбу в Поволжье, найти практически невозможно. Даже продукт глубокой заморозки будет стоить баснословных денег. Поэтому в магазинах камчатскую или сахалинскую рыбу найти проблематично. Впрочем, то же самое происходит даже в регионах Дальневосточного федерального округа. Местная рыба есть не везде, а где есть, там зачастую цены близки к московским. — Вы говорили о проблемах с логистикой поставок морепродуктов с востока страны за Урал. В чем это выражается? — С большими объемами обработки грузов не справляются дальневосточные рыбные порты. Они носят сезонный характер. Например, в разгар путины серьезные задержки, как правило, происходят во Владивостоке. Причины везде одни – улов сложно быстро доставить на берег, а в порту выясняется, что рыбу некуда выгружать. В этом отношении использование Северного морского пути может стать экономически выгодной альтернативой. Если правительство примет принципиальное решение, то потребуется решить ряд организационных вопросов. В частности, выверить маршруты и перераспределить товарные потоки. Плюс продумать тару – сейчас дальневосточную рыбу перевозят в больших контейнерах, которые получатели могут принять не везде. Кроме того, в портах, в которых будет осуществляться перевалка морепродуктов, необходимо создать современную инфраструктуру. Все это предполагает серьезные инвестиции. — В чем, на ваш взгляд, преимущество Северного морского пути перед Транссибом? — Благодаря этому маршруту можно существенно сократить время доставки рыбы. Из Петропавловска-Камчатского в Мурманск или Петербург груз может прийти примерно за три недели. Но срок может быть и больше, все зависит от ледовой обстановки А у РЖД стандартный срок доставки рыбы за Урал – 60 суток. Правда, во время путин железнодорожники включают крупнотоннажные рефрижераторы в состав обычных контейнерных поездов, вводят ускоренные рейсы. Кроме того, надо понимать, что в порту назначения рыбу придется перегружать и далее отправлять железной дорогой. Однако если удастся правильно выстроить логистические цепочки, то перевозки морепродуктов по Северному морскому пути окажутся более выгодными, чем по Транссибу. — Следует ли ожидать противодействия со стороны РЖД? Ведь очевидно, что компания недосчитается прибылей. — Мне кажется, в данном случае в приоритете должны быть интересы рядового российского потребителя. Ему нужна свежая морская рыба, выросшая в естественных условиях, по доступной цене. Транспортировку Северным морским путем, безусловно, поддержат производители и поставщики. У них достаточно регулярно возникают конфликты с РЖД. Компания, пользуясь своим положением на рынке, считает возможным диктовать свои условия. Так, во время лососевой путины, ее еще называют «красной», тарифы на железнодорожные перевозки всегда возрастают. Также представители отрасли считают, что нарушаются некоторые требования при доставке такого специфического товара, как рыба. Есть у РЖД и другие узкие места. В прибрежных районах, в которых ведется промысел рыбы, инфраструктура не позволяет хранить и транспортировать улов в среднюю полосу России в больших объемах. Ощущается дефицит вагонов-рефрижераторов, вагонов-термосов. Этим можно объяснить высокую волатильность стоимости их аренды. В свою очередь, собственники подвижного состава тоже не в восторге от тарифов на грузоперевозки, поскольку тоже терпят убытки. В конечном счете, при выборе маршрута поставок дальневосточной рыбы в европейские регионы страны должны сработать рыночные механизмы. Пусть победит тот, кто предложит лучшие условия и наиболее выгодный вариант перевозки. При этом надо учитывать и такое обстоятельство. Замороженная рыба хранится в среднем до полугода. Сроки зависят от метода и скорости заморозки. Срок годности свежей крайне ограничен, и для ее доставки Северный морской путь, конечно, выглядит предпочтительнее. — Из всех дальневосточных путин результаты лососевой, как вы сказали, «красной», традиционно вызывают повышенный интерес у россиян. Какие виды на «урожай» в этом году? — Лососевая путина начинается в дальневосточных морях в июне и длится до конца ноября. Промысел красной икры проходит с июня по сентябрь. Из-за особенностей жизненного цикла рыб лососевых пород год на год, как говорится, не приходится. В четные годы результаты путины лучше, в нечетные – хуже. Вспомните – в 2018 году улов был рекордный, с которым, к сожалению, мы не сумели справиться. В прошлом году произошел ожидаемый спад. Соответственно, в этом году красной рыбы и красной икры рыбаки рассчитывают добыть больше. Логично ожидать снижения цен, но оно не будет существенным. Еще раз напомню о проблемах с логистикой. Северный морской путь в 2020 году задействовать в полную силу явно не получится. Предложение если и превысит спрос, то незначительно. К тому же дальневосточный лосось на пути от траулера до прилавка магазина проходит через многочисленных посредников, которые стремятся получить свою маржу. Надо сокращать эту «пищевую цепочку», тогда рыба и икра в магазинах определенно подешевеют.