Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Андрей Батурин: "Творцы обязательно выживут. Это мы вам обещаем"

Рок-гитарист групп "Алло", "At Home", "Арсенал" и "Зеркало" в прошлом, автор песен и музыки к почти 50 фильмам, 4 симфоний, среди них симфония "История Великой Победы", также 18 камерных произведений. Продюсер и спортсмен-хоккеист, активный гражданин и позитивный человек. Его дискография включает: 1994 — "Музыка для двоих. Ночной полет"; 2003 — "Киномузыка"; 2010 — "История великой победы"; 2011 — "Испанец. Музыка из кинофильма"; 2011 — "Музыка для кино. Часть 2"; 2011 — "Музыка для кино. Часть 1"; 2012 — "Чистая победа"; 2012 — "Две симфонии". Много виниловый пластинок — гигантов времен СССР.
Андрей Батурин: "Творцы обязательно выживут. Это мы вам обещаем"
Фото: Ревизор.ruРевизор.ru
Своими размышлениями, волнениями и планами в беседе онлайн Андрей Константинович поделился с нашим порталом Ревизор.ru. Фото: из архива
Андрей Константинович, первый вопрос, безусловно, актуально-злободневный и волнующий сегодня весь мир. Как вы проживаете нынешнюю ситуацию?
Пандемия — эпидемия, вынужденная безработица, леденящая ужас перспектива будущего — она в эти дни на языках и в глазах пишущих, поющих, танцующих, читающих стихи деятелей культуры в онлайн-формате. Этими выступлениями пестрят социальные сети, их крики о помощи разносятся средствами массовой информации. Для меня, как и для всех людей в мире - это страшная напасть, но побеждаемая. Поэтому, понимая немного в жизни, разбираясь в истории и современной эволюции советской, российской и московской медицины (усмехается), считаю, что трех недель карантина, нам вполне хватило бы. Ко многим карантинным мерам отношусь достаточно скептически, потому что считаю дальнейшее развитие событий уже неким международным безумием с некоторыми национальными и географическими "особенностями" и стопроцентно коммерческими интересами. Мы, введя карантин, обрушили экономику, подвергли людей и будущее различных отраслей серьезному развалу. Частично, с политической точки зрения, мы потеряли доверие некоторых людей, не без этого, из-за неестественного перебора в изоляционных мотивах. А главное — скорость и методы оперативной реакции по материальной поддержке населения и бизнеса, пока оставляют желать и желать лучшего и конкретного. Хоккейный клуб деятелей культуры и науки "КомАр". Фото: из архива Андрея Батурина
Особенность нашей сферы деятельности то, что мы прямо связаны с живыми людьми разного возраста: с памятью и заботой об ушедших и ныне живущих коллегах, социальной защитой и поддержкой молодежи, обеспечением наших товарищей работой, заработной платой, охраной их здоровья. В период пандемии пострадали многие плоды композиторского труда - творческие проекты, личные планы на жизнь, в которых были объединены и силы сотрудников не творческих, а зависимых от наших действий, профессий. Сегодня это все полетело в тартарары и нанесло серьезный урон не только культурной жизни нашей страны, но и нашим зарубежным коллегам. Страдают, к сожалению, все. Нашим сотрудникам нам все-таки удалось выплатить зарплату за апрель. Потом мы зависли со всеми нашими офисами и людьми. Что делать с годовым планом, фестивалями, концертными графиками, конкурсами, просветительскими проектами — не знает никто. А людям надо жить сегодня. Сейчас я отчаянно стараюсь спасти положение, но не один я, мы все прикладываем максимум возможных усилий. Я не то, чтобы "якаю", просто несу на себе главную ответственность, как руководитель, поэтому пытаюсь спасти ситуацию, что-то сделать для людей и для их семей. Хочу подчеркнуть, что мы говорим только о россиянах, членах нашего Евразийского совета композиторов, которые одновременно являются еще членами различных российских общественных композиторских и других творческих союзов.
Занимаясь решением этих проблем, "переношу" пандемию на ногах, как говорится. Пандемия, в принципе, нас организовала и научила хорошему: постоянно мыть руки; в зоне заболевания надевать маску, перчатки; если болеешь, надо ложиться в больницу. Как было раньше? Мы же советские люди — болеешь, все равно едешь на работу. Кто, если не ты? Надо совершать подвиг каждый день. Так нас учили. А теперь, считаю, если человек почувствовал недомогание, будь добр, не надо подвигов, сиди дома, вызови врача. Изолируйся! Это теперь модное слово (смеётся). И это правильно.
Я человек идейный. Для меня всегда есть разделение в работе на материальное и общественное. Сейчас таких людей почти нет. Сегодня у меня есть возможность и личная, и административная, чтобы помогать нуждающимся людям в решении их проблем, развивать композиторскую отрасль, решать разного рода социальные задачи своих коллег. Бывших депутатов, как и разведчиков, не бывает. Всегда люди по старой памяти обращаются, но всегда спрашивают: "А что нового Вы написали и когда будет очередной концерт?" С талантливым исполнителем и его продюсером . Фото: из архива Андрея Батурина
Насколько позволяет ситуация, я работаю. Правда работать, когда не работают другие, тоже сложно. Как член Евразийского совета композиторов, нашего Московского отделения, максимально несу ответственность перед коллегами. Понятно, что перед всей Евразией ответственность нести у меня сил не хватит, а вот перед своими — да. Сейчас много разговоров о бедственном положении музыкантов. Говорят великие и популярные личности о своих проблемах, но мало просто говорить и вбрасывать это в СМИ, надо обязательно предлагать конкретные пути решения проблемы и пробивать стены. А это деньги, и, в любом случае, это жесткое лоббирование, трата времени на переговоры. Везде присутствуют свои интересы, личные, корпоративные, и чиновников надо убеждать и доказывать им. К сожалению, никто не предлагает механизмов решения проблем. Мы начали потихоньку биться, хотя руки иногда тоже опускаются. Еще в апреле начались звонки от наших композиторов — некоторые болеют, кто-то тяжело, есть пожилые люди и не только. Им недостаточно какого-то лечения, им нужно зарабатывать на дополнительное лечение, а их произведения не исполняются, нет концертных мероприятий. Денег, соответственно, у них нет, никто же не знал, что свалится такая безработица. Приходится этим заниматься.
Что вы предпринимаете?
Мы создали рабочую группу, написали письмо Мишустину, Собянину. Я даже сделал потом звонок в аппарат РФ, потому что люди звонят, спрашивают результат. Ответили, что рассматривают наши предложения. Контингент же творческий у нас, думают, что на следующий день все получится. Объясняю, что так быстро не бывает. Дай Бог, чтоб, вообще, получилось. Нас поддержал Народный фронт, ему благодарность большая. Также Наташа Игнатенко, председатель фонда , наша прекрасная коллега из музыкального мира, кстати, член .
Андрей Константинович, как-то вы себя определяете, на сегодняшний день. Вы больше кто?
Мне в жизни повезло. Я занимался всем, чем хотел. Определить, кто я, достаточно сложно. Хотелось бы быть просто хорошим и достойным человеком. В 90-е был рок-гитаристом, выступал на сцене, записал сольные альбомы. Был кино-композитором, сочинил музыку к 50-ти фильмам и продолжаю сейчас. Встречал интересных людей, мечтал снять о них фильм и снял художественное и документальное кино. В 1996 закончил фильм "Классик", получил гонорар и... сразу ахнул кризис. Народ избрал меня депутатом — научился, понял, как все работает, пошел выше. Главное, вся общественная деятельность никогда не мешала написанию музыки. Она ее только стимулировала и поддерживала, потому что я все время был в гуще событий. Сталкивался с разными жизненными перипетиями, трагедиями, комедиями, драмами, людскими характерами, мафиозными разборками и остальными сопутствующими элементами жизни взрослого мужчины. Ну, все-таки я больше общественник, общественник я (улыбается). Хотя, я мог бы стать и олигархом — был и такой период, но оказалось это не мое. Много предлагали работы на западе — тоже не мое. Считаю, где родился там и пригодился. Фото: из архива Андрея Батурина
А сколько членов числится у вас под эгидой композиторов?
Порядка 600 человек, это композиторы и музыковеды. Они составляют Союз композиторов Евразии. Это серьезная организация, где для членства требуется высшее композиторское или музыковедческое образование. И у нас есть Совет, который объединяет композиторов и музыкальных деятелей, тех, кто связан с музыкой. Мы принимаем активных, деятельных людей в сфере музыкальной культуры, которые готовы работать вместе с нами. Из 600 официально зарегистрированных членов Евразийского союза, конечно, не все нуждаются в помощи. Мы составили список где-то около сотни нуждающихся. В него вошли не только члены нашего Союза, но и члены Московского музыкального общества, Хорового общества, Союза композиторов РФ, Союза кинематографистов РФ, т.к. они всё равно все наши общие коллеги, музыканты и исполнители. Они обращаются за помощью, в частности, лично ко мне, наверно, потому что у меня есть опыт работы в руководящих органах и Союза композиторов РФ. Тогда многие обращались ко мне за помощью. Даже могу гордиться тем, что мы решили их жилищные, внутрисемейные, социальные проблемы. Ведь эти вещи для спокойствия работы автора-творца очень важны: чтобы ему было тепло, была крыша над головой, в семье все хорошо, вовремя получал все пособия. Вот по этой старой наводке, скорей всего, люди сейчас и звонят. Хочется всем и каждому помочь.
А у вас это получается?
Кажется, да. Недавний пример. То ли из-за меркантильности, то ли другое поколение людей пришло, но иногда у кого-то есть возможность кому-то помочь, и эта возможность гроша ломаного не стоит, но тем не менее люди не делают. Перед днем Победы читал в интернете долгую переписку о том, как организовать поздравление 96-летнему ветерану из Екатеринбурга от . В чем проблема? Проще простого. Позвонили, попросили Василия Семёновича, и он не отказал. Представляю, какая радость была ветерану, а дело сделано за пять минут. А я ведь видел в переписке таких пользователей, которые могли сделать тоже, что и я. Не сделали. Также и чиновники, порой. Они не могут принимать решения на месте, по ситуации, к сожалению, да и выстроенная у нас система не воспитывает в них это. Всегда можно найти микро-решения, которые пойдут во благо человека и помогут ему именно в ту минуту, когда ему это необходимо, а не через неделю или месяц. Но нынешнее поколение чиновников этому не научено. Есть редкие исключения, но я их практически не вижу. Фото: из архива Андрея Батурина
Андрей Константинович! А ваше обращение к Мишустину, форма этого обращения, сработает, как думаете?
Возможно, мы выступили эмоционально и просили не только за композиторов, а за всех: за Союз кинематографистов, Союз цирковых деятелей, Союз писателей. По крайней мере, мы единственные предложили конкретные механизмы, потому что я, как бывший чиновник, знаю, что нельзя писать абстрактные письма, начинать мечтать о всеобщем благе. Мы предложили распределить субсидии нуждающимся в размере 30 тысяч рублей на человека через творческие союзы. К сожалению, мы не осчастливим тех нуждающихся, которые не являются членами каких-либо творческих союзов. Но здесь, конечно, и сама организация важна. Так просто деньги раздавать тоже нельзя, мы это понимаем, но можно раздать через творческие союзы. Будучи зампредседателя Союза композиторов в прошлом, могу сказать, мы всегда знали, кто у нас болеет, кто ветеран, пенсионер, кто нуждается. Все эти списки есть и сейчас, можно проверить, действительно ли у человека объективно нет никаких доходов, почему бы ему не помочь. Ведь у многих композиторов трудовые книжки лежат дома, нет никаких договорных отношений в эти карантинные месяцы. Мы считаем, что помочь таким было бы правильно.
Вам принадлежит фраза: "Ветераны отечественной культуры не занимаются болтовней. Есть — не пропадет и культура". Поясните, пожалуйста.
(Смеётся). Мы выезжали один раз с работниками и нашими молодыми композиторами, развозили пиццу. Никто и не знал, что мы композиторы, просто дурачились. Мы, академические композиторы — люди не очень медийные и поэтому особо никому не нужные. Медийный артист или человек всегда сыграет по заказу любую роль. Он может и не верит в то, что говорит, но он профессиональный глашатай. Вот их везде и привлекают в этом качестве. А я предлагаю: сделайте, воспитайте из достойных молодых композиторов и музыкантов медийных лиц, их должны знать. Не только из артистов, а из людей разных профессий. Вот я езжу по дорогам, вижу плакаты, посвященные врачам. Надо было случится этой чуме, чтобы напомнить всем о важности этой профессии, о тех ежедневных подвигах, которые они и до эпидемий совершали, спасая жизни людей. Мечтаю, чтобы и композиторская профессия когда-нибудь, была отмечена столь высоким вниманием и почетом. Представляете, мы с вами идем по улице, а там большой плакат — "Спасибо Композиторам"! С художественным руководителем Белгородской государственной филармонии Евгением Алешниковым , руководителем филармонии Светланой Боруха и руководителем Белгородского отделения Союза композиторов РФ , композитором . Фото: из архива Андрея Батурина
Только как и что для этого композиторам надо совершить и что должно произойти, чтобы их заметили и обратили такое же внимание? Так что, когда мы развозили заказы людям, никто и не знал, что это композиторы. А те клиенты, с которыми нам приходилось общаться, скажу честно, заслуживают отдельного рассказа. К слову сказать, по следам интернет-перепалки Шнурова и Пригожина, если они вдруг заинтересуются: бери велосипед, выдадут сумку и вперед. Чаевые могут дать, а можно и спеть, можно семейным подрядом с женами и детьми.
Андрей Константинович, для академического музыканта изоляция ведь дает дополнительные возможности для гениальных идей и вдохновения?
Безусловно, гениальные идеи приходят. Многие композиторы рассказывают, что они заканчивают "Карантинные" симфонии, "Карантинные" мюзиклы. В этом смысле, даже модно сейчас "карантинить". Я тоже люблю, как композитор, работать один, хотя меня полностью устраивает, что за пределами кабинета шум и движение. Жизнь важна, и ты чувствуешь, что не один в этих стенах. Естественно, если бы не мои общественные проблемы, мыслей бы мне пришло больше. Но пандемия так затянулась, а дел так много, и я человек активный. Композитор-надомник — вещь, конечно, хорошая, но энергию тебе черпать где-то надо. Музыка не приходит в квартире, а вот пройтись по парку и мысли появляются. Лично мое настроение недели через три начало портиться, и я понял, что ничего хорошего в этот период не создам. Все это вранье про "карантинные" симфонии.
А вот что любопытно. Сейчас сирийский композитор Махди Ал Махди (Mahdi AlMahdi) написал "Донецкую рапсодию". Дело в том, что у нас существует Евразийский молодежный форум молодых композиторов "Мелодия единства". В прошлом году он проходил в Донецке. Мы собрали молодых композиторов из разных стран и знакомили их с нашей богатой историей, историей конкретного места. Мы побывали в Ростове-на-Дону и Донецке, проводили встречи с молодежью в музыкальных школах, институтах, давали симфонические концерты, посещали местные музеи. И вот сирийца Махди покорил Донецк. Это, действительно, безумно красивый город, прекрасные люди. Улетая, композитор обещал министру культуры ДНР написать "Донецкую рапсодию". И молодец, он сдержал слово. Я уже отправил партитуру в Донецк. Надеюсь, ее исполнят там, запишут. Они хотят пригласить автора после пандемии в Донецк. Фото: из архива Андрея Батурина
Вы, как человек, держащий, образно говоря, многие начала и концы в своих руках, можете сконтачить режиссеров и композиторов, нуждающихся друг в друге в их творческом процессе, способствуя этим и получению каких-то доходов, и, возможно, формированию будущих творческих тандемов?
В эти карантинные месяцы у нас были предложения для поиска денежных средств композиторам. Например, составить список композиторов и фильмов с их музыкой, чтобы показывать по телевизору, исполнять по радио, дабы авторы получали авторские деньги. Может быть коллеги меня поправят, но мне кажется это могло бы сработать. Я бы с радостью свел режиссеров, нуждающихся в музыке к своим фильмам, с композиторами. Это тоже один из выходов. Но, к сожалению, без административного ресурса или организации сверху вот сейчас мы с вами не найдем тех режиссеров, кому нужна музыка. Вот если бы мне позвонили режиссеры, то я бы с удовольствием предложил наших коллег-композиторов. У нас был хороший подобный проект со ВГИКом, он у нас немного затормозился, опять же такое время. Не вся молодежь активна, у них молодые семьи, им надо добывать деньги. Тем не менее, вместе с руководством ВГИКа мы знакомили молодых режиссеров и сценаристов с молодыми композиторами, чтобы на будущее создавались тандемы. Как я, например, написал с порядка восьми фильмов, поэтому других режиссеров воспринимаю хуже, потому что привык к его объяснениям. Мне с ним комфортно и ему со мной, надеюсь, тоже. Мы бы хотели, чтобы такие творческие союзы рождались, сначала на студенческом уровне, потом продолжались. Вообще, сейчас существует много возможностей — это субсидии от , президентские гранты для молодежи, т.е. денежки, которые они могли бы получить на свои творческие "хотелки". На коллегии Правительства Москвы. 2007 год. За людей. Фото: из архива Андрея Батурина
Скажите, может так случиться, что после выхода из самоизоляции потребуется продюсирование концертов с премьерами "карантинной" музыки? Например, концерт молодых композиторов "Мир после пандемии".
Конечно, все потрясения приводили к творческому выхлопу, будь то художники или композиторы. Сто процентов у композиторов это будет. Сейчас композитор заканчивает балет "Войну и мир". Он постоянно присылает мне что-то послушать, хотя я ему говорю фразу старых советских композиторов: "Никогда не показывай коллегам свою музыку, все равно ничего хорошего не скажут". Но я наоборот, очень люблю чужую музыку и люблю ей восторгаться. Если она в меня попадает, получаю искреннее удовольствие. Еще мне звонили и звонят композиторы-песенники со всех регионов. У нас должен был проходить фестиваль "Красная гвоздика". Не знаем теперь, что делать, может все переводить и смотреть в онлайн. Также у нас остановилась организация проекта "Академия современных композиторов". Мы решили дать возможность преподавать нашим москвичам. Например, курс Тихона Хренникова-младшего, Владимира Купцова, Алексея Чернакова, наших взрослых мэтров или кого другого по композиции, оркестровке, аранжировке, но...
А на ваш взгляд формат он-лайн мастер-классов, в принципе, хорошо вписывается в такой период карантинного застоя?
Как дополнительная информация, как дополнительное образование для людей уже более-менее состоявшихся это возможно. Не думаю, что юного человека можно научить онлайн, тем более творческой профессии. Ничто не заменит общение с мастером, педагогом.
Кто-то жалуется на нехватку времени во время самоизоляции. Вы все успеваете?
Меня волнует будущее, будущее нашей организации, наших проектов. Понимаю, что от этого зависит множество людей, волнуюсь за них. А так я все успеваю, ложусь поздно, постоянно читаю. Вокруг меня разложены стихи, на которые пишу музыку, мюзикл, любимый блокнот, в который я все записываю. Все делаю одновременно. Композиторы на самоизоляции. Фото: из архива Андрея Батурина
Традиционный вопрос. Что у вас сейчас в работе?
Несколько фортепианных произведений, как раз "карантинных". Результат моего нервного состояния в начале пандемии, когда скакал в разные стороны. Еще не знаю, как их назвать, но "карантинными" не буду. Потом я делал симфонию и, буквально, вчера занялся мюзиклом. Есть у меня хорошая музыка, понял, что она достаточно драматургична, только пока не понятен для меня ее жанр.
Что самое главное изменится после пандемии, как думаете?
Люди бережнее будут относиться к своему здоровью. У кого-то изменятся политические пристрастия, потому что сейчас много споров. Будут сделаны нововведения в нашей системе здравоохранения. Поменяется бизнес-составляющая. Будет разработана вакцина или что-то другое, что входит в некий большой коммерческий проект, где участвующие в нем преследуют определенные цели.
А что будет с культурой?
Культура — это главная составляющая жизни общества. Системообразующая. Без нее никак нельзя. Есть невежество, а есть культура, которая побеждает его. Только настоящая, не суррогат, зачастую выдаваемый за ее продукт. Уверен, что ей ничего не грозит, ведь она — это душа творца, а творцы обязательно выживут. Это мы вам обещаем.
Президиум Евразийского совета композиторов и музыкальных деятелей провел второе экстренное совещание рабочей группы российской части совета по подготовке предложений и мер социальной поддержки отдельных категорий членов организации, членов профессиональных общественных организаций РФ, попавших в сложную ситуацию в связи с отсутствием работы и вынужденного простоя в период самоизоляции и карантина. Были выработаны различные варианты направлений возможной поддержки, определена адресность обращений.
Единогласно было принято, что обращение будет направлено Председателю М. Мишустину, и в нем будет содержаться просьба рассмотреть возможность выделения адресной материальной поддержки для деятелей культуры РФ, пострадавших от временного бездействия в силу обстоятельств непреодолимой силы. Выделенные необходимые средства поддержки должны распределяться через профильные региональные и городские общественные организации РФ и затронуть в равной степени всех пострадавших , без исключения, с соответствующей индексацией в сторону пенсионеров и пожилых людей 65+ , а так же кому нужна поддержка в следствии срочного лечения и невозможности исполнять свои профессиональные обязанности. Удостоверение артиста ансамбля "Арсенал" 1984 год. Фото: из архива Андрея Батурина
Утверждены следующие предложения:
1. Поддержать, без исключения, всех членов творческих союзов , в течении этого времени не имевших рабочих договоров , попавших в сложную жизненную ситуацию , через гранты , субсидии и стипендии общественным организациям, выделяемым Правительством РФ (регионы), Правительством Москвы (Москва).
2. Размеры выплат должны быть равными для всех членов и выполнить для каждого индивидуально ту важную роль (потребность), которая крайне необходима. Думается, что речь может идти о сумме в 25 000 — 30 000 р.
3. Руководителям общественных организаций в оперативном режиме необходимо рассмотреть и выделить в своем составе особые категории деятелей культуры, которые сегодня должны лечиться дорогими лекарствами в дополнение к услугам, получаемым от отечественного здравоохранения. Им нужно выделить соизмеримое содержание на время вынужденного бездействия (карантина) с затратами, которые они должны были и не смогли понести на лечение, если их не могут обеспечить учреждения отечественного здравоохранения, а так же пенсионеров и очень пожилых людей, оставшихся без средств к существованию.
4. Рассчитать и принять период, за который происходят выплаты.