Как помочь ребёнку не бояться выступлений: лайфхаки экспертов

Ксения Фёдорова, писатель, тренер по публичным выступлениям, руководитель Мастерской идей для современных детей «КАРАМБА!»: Эту статью мы адресуем родителям, чьи детки уже ходят в старшую группу детского сада или в школу. В этом возрасте дети начинают активно принимать на себя новые социальные роли, участвуют в самодеятельности, уже общаются в коллективе. А значит, находятся на виду, выступают перед публикой. И здесь возникают самые распространённые проблемы. Бывало ли с ними такое, когда выходили к доске, в круг в своей группе, к новогодней ёлке и волновались, не знали, куда деть руки, глаза? А коленки! Как предательски они трясутся, если мы не уверены в себе! А голос! Чуть что – и нас не слышно, воздуха не хватает, язык заплетается… Всё понятно. Это страх выступать перед людьми. И это естественно, ведь учёные давно выяснили: страх публичных выступлений находится на втором месте после страха смерти! Представляете, что творилось бы всякий раз с артистами, преподавателями, известными политиками, если бы они не смогли преодолеть это состояние! Поверьте, они тоже волнуются, но благодаря тренировке, никому это не заметно. Общение – одна из важнейших форм познания мира и самоутверждения в нём. Средства общения делятся на две большие группы: вербальные (от латинского слова «verbalis» - словесный), что подсказывает нам, что коммуникация происходит с помощью слов, которые мы произносим или читаем; и невербальные, когда коммуникация ведётся без слов: помощью голоса, интонации, взгляда, мимики, движения, жеста, позы. Так, осанка, внешний вид и духи тоже многое могут нам рассказать о человеке. Когда в кино на съёмочной площадке актёрам подбирают одежду и грим, заранее планируется, что в этом виде они выглядят как типичные доктора, а в этом – как грабители. И речь тут ни при чём! Они же не успели ничего сказать, а только появились в кадре. Здесь срабатывает стереотипное мышление человечества: добро, любовь или зло выглядят так-то и так, уверенность или неуспех – вот эдак. Согласны? За человека многое говорят невербальные средства общения - учёные подсчитали, что более 70% информации мы получаем именно невербально. Голос и дикция – два важнейших ингредиента успешной коммуникации ребёнка в коллективе. Уверенный голос, чёткое произнесение звуков завораживают, вызывают доверие, расположение. Если ребёнок мямлит, его так и могут назвать – «мямля», что к такому прислушиваться! Голос зависит от физиологических особенностей человека (например, от роста, полноты или худобы, ровных или неровных зубов и т.д.), а также от мысли, которую человек посылает. Для того, чтобы выровнять голос, сделать его красивым, необходимо поработать над дикцией, дыханием и резонаторами. Лайфхак №1. Дикция Итак, прокачаем свою дикцию. Для отработки чёткого и ясного произнесения звуков, которое делает нашу речь понятной и музыкальной, есть несколько простых упражнений, которые я рекомендую не только детям. На курсах повышения квалификации РАНХИиГС, специалистам бренда Volkswagen, участникам федеральных образовательных форумов я давала скороговорки. Также таким образом разминают речевой аппарат корреспонденты и дикторы радио. Я работала шеф-редактором Радио России. И в записи могли проявиться все речевые дефекты. Поэтому полезно не только вслух отчитывать тексты радиосюжетов, но и проговаривать скороговорки. При каждодневном занятии ими результат получается хороший. И этот мастер-класс полезен как детям, так и родителям. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони. Все они переженились: Як - на Цыпе, Як-цедрак - на Цыпе-дрыпе, Як-цедрак-цедрак-цедрони - на Цыпе-дрыпе-дрымпампони. И у них родились дети. У Яка с Цыпой - Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой - Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони - Шах-шарах-шарах-широни. * Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от шишек перешишкосушенных. Екатерина Сычёва, певица, актриса театра и кино, солистка Московской филармонии, преподаватель актёрского мастерства Мастерской идей для современных детей «КАРАМБА!»: Продолжаем исследовать голос. Лайфхак №2. Резонатор Может быть, слово «резонатор» для кого-то покажется новым, но этот момент разъясняется в театральных и вокальных вузах – там, где работе над голосом уделяется самое пристальное внимание. Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, мы бы не слышали друг друга. Звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться. Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определённую окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга. Интересно, что верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору, звук становится более полетным и звонким. Предлагаю упражнения для детей. Давайте позовем птицу, сидящую высоко на дереве. Приседаем, а в это время руки выбрасываем вверх и зовем: «Эй!» Получилось? К кому какая птица прилетела? Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. Представим, что в глубоком колодце мы видим чьи-то глаза, наклоняемся и зовем: «Эй-эй!» В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор, в основном, это место, где мы разговариваем. А теперь представим, что мы самая настоящая шахта лифта, и по нам едет кабина лифта с первого этажа до последнего, на свободный звук «Э-э». У кого сколько этажей в доме получилось? Может, у кого-то из ребят есть еще подземный гараж есть или открытая терраса на крыше? Правда, весело? Лайфхак №3. Дыхание Следующая характеристика голоса, помимо дикции и резонатора, - дыхание. Для того, чтобы иметь уверенный, равномерный голос, прежде всего, нужно успокоить дыхание. Это полезно перед выходом к доске, на сцену и в подобных ответственных случаях. Успокоить дыхание просто: делаем вдох носом-выдох ртом. И так несколько раз. А чтобы деткам было интереснее его выполнять дома в качестве тренировки, подключим воображение. Представим, что бабушка хотела сварить вкусную кашу, но ей позвонила подруга, и, конечно же, молоко убежало! А мы начинаем принюхиваться, что это за запах. Или вообразим, что мама собирается в театр, она надушнилась прекрасными духами, и мы пытаемся угадать, какими именно: с запахом сирени или розы, лаванды или мяты… А вот другой замечательный способ: стихи любимых поэтов. Берём любое известное вам стихотворение, например, стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая». Схема такая: сначала распределяем дыхание на одну строчку, произносим. Снова забираем воздух, распределяем его на две строки, потом - на 4, дальше – на 8 и в самом конце, когда нам хватает воздуха всё больше, - на всё стихотворение! А заодно и тренируем память, готовим домашние задания для детсада или школы! Таким образом, для того, чтобы не бояться выступать, нужно поработать над своим голосом, основные характеристики которого – дикция, резонатор и дыхание.

Как помочь ребёнку не бояться выступлений: лайфхаки экспертов
© Детстрана.ру