Сотрудница Балашихинского Центра социального обслуживания рассказала о своей работе
Восьмого июня в России отметили день социального работника. Это праздник тех, кто связал свою жизнь с непростым, но благородным делом. О своих трудовых буднях «Большой Балашихе» рассказала сотрудница Центра социального обслуживания Московской области Ольга Малова. В Центре социального обслуживания на шоссе Энтузиастов, 54а Ольга Малова работает с 2009 года. Человек с открытой доброй душой, вот уже 11 лет помогает нуждающимся людям и нисколько не жалеет о сделанном когда-то выборе. «Я родилась в Балашихе в микрорайоне «Заря» и по сей день живу там. Получила образование по специальности бухгалтера. Около 10 лет работала воспитателем в Салтыковском детском доме, затем начальником отдела дебиторской задолженности на кондитерском предприятии. Мне было сложно совмещать работу и воспитание ребёнка. Решила найти занятость с графиком немного посвободнее, попроще. Сейчас понимаю, что в социальной сфере загруженность ещё больше, но после нескольких недель работы уйти оттуда просто не смогла. Я поняла, что хочу помогать людям, хочу быть для них поддержкой и опорой, и в этом моё призвание», — призналась Ольга Малова. Социальные услуги в Балашихе получают больше 900 человек. Среди них пенсионеры, инвалиды, вдовы, труженики тыла, ветераны Великой Отечественной войны, одинокие. Ольга Малова обслуживает микрорайон «Заря», за ней закреплено 23 нуждающихся жителя. «Получатели социальных услуг требуют особого внимания. Характеры у всех разные, и разговаривать с каждым нужно по-разному, а это психологически сложновато. У пожилых очень часто меняется настроение — тут необходимы терпение и чуткость. Чтобы помочь человеку, многое приходится пропускать через себя. Сложно с тяжелобольными, лежачими жителями, с теми, у кого есть нарушения памяти. По этой причине я каждый раз знакомлюсь с получателем услуг, рассказываю, кто я и почему здесь. Выручает то, что мы всегда на связи с родственниками. Докладываем им, как состояние пожилого, что ему купили, на оплату каких услуг потратили деньги. Когда есть обратная связь, работать легче», — отметила соцработник. Рабочий день в Центре социального обслуживания начинается в 8.00 и не всегда заканчивается вовремя. Пожилому человеку в любой момент, будь то выходные, праздничные дни или тёмное время суток, может понадобиться помощь, и отказать никак нельзя. «По объективным причинам чёткого графика у нас нет. Планировать личное время, конечно, можно, но не факт, что оно вообще останется. Я привыкла к этому, ведь знала, на что иду! В коллективе мы стараемся выручать друг друга. Если кому-то из сотрудниц необходимо уехать по важным делам, всегда подменим. Когда задерживаемся у одного получателя услуг и не успеваем к другому, то договариваемся с теми коллегами, кто в этот момент посвободнее. На такие просьбы мы всегда откликаемся и как можно скорее выезжаем на нужный адрес. Но подобные случаи в нашей практике редкость, ведь как пожилые привыкают к сотрудникам, так и мы к ним. Со «своими» намного проще», — пояснила Ольга Малова. В основные обязанности соцработника входят доставка продуктов, лекарств, товаров первой необходимости, приготовление еды, при необходимости — кормление нуждающегося, уборка квартиры, оплата жилья и коммунальных услуг, оформление документов, санитарно-гигиеническая помощь, наблюдение за состоянием здоровья, а также психологическая поддержка. Кого-то из своих подопечных Ольга Малова навещает два-три раза в неделю, кого-то ежедневно. Всё зависит от физического состояния и нужд людей. «В день я навещаю от восьми до десяти человек. В понедельник, вторник, четверг и пятницу выполняю основные обязанности, это самые загруженные дни. В среду полегче, так как работа касается документов: оплата коммунальных платежей, оформление субсидий. Среду я называю «документальным днём». О себе говорить сложно, но многие отмечают моё трудолюбие, то, что всегда довожу начатое дело до конца и не оставляю без внимания любой вопрос, который касается нуждающегося», — поделилась женщина. Работу сотрудников контролирует внутренняя служба центра социального обслуживания. Опросы подопечных проводятся ежемесячно. Каждые два-три месяца сотрудников организации оценивает независимая служба контроля Министерства социального развития Московской области. «За время моей работы нареканий со стороны получателей услуг не было. Все свои обязанности я выполняю добросовестно, если возникают конфликтные ситуации, что бывает очень редко, стараюсь сразу их разрешить. Многие меня называют внучкой, считают челном семьи, так же, как и я их. Во время испытательного срока я посещала подопечных вместе с опытным коллегой. Он мне показывал, как правильно работать. Также новых сотрудников обучают навыкам оказания первой помощи, после чего выдают сертификаты. Социальные работники при необходимости должны уметь проводить сердечно-лёгочную реанимацию, останавливать кровотечение, делать перевязки», — рассказала Ольга Малова. И в период пандемии социальные работники продолжают нести свою нагрузку. За два месяца они оказали более 125 тысяч услуг, среди них — доставка продуктов и лекарств, вынос мусора. Остальные виды работ на время карантина приостановлены. За пожилыми следят нанятые сиделки или родственники. Сотрудники социального центра обеспечены средствами защиты, антисептиками и в обязательном порядке соблюдают дистанцию 1,5-2 метра. «Когда возникла угроза распространения коронавирусной инфекции, приняли решение приостановить всю ту работу, которую мы выполняли у пожилых людей дома. Социальные работники посещают общественные места, а потому с лёгкостью могут заразить получателя услуг. Когда я приношу продукты, то ставлю пакет около двери, нажимаю звонок и отхожу в конец коридора. Такой же схемы придерживаемся с выносом мусора. В период карантина бабушки и дедушки паникуют по поводу продуктов, думают, что они вот-вот закончатся, поэтому звонят несколько раз на дню и просят что-то купить. Когда войдём в привычный режим, будет легче», — отметила Ольга Малова. Оформить документы на обслуживание в Центре социального обслуживания стало сложнее из-за пандемии. Многие учреждения посетить лично нельзя, дистанционно ответ приходит не сразу. «С просьбой помочь пожилому человеку обращаются соседи, старшие по дому, волонтёры, знакомые. Чаще родственники, которые в силу занятости не могут ухаживать за пожилыми. В день наши сотрудники обрабатывают десятки звонков. Людям рассказывают, что такое социальная поддержка, кому она полагается, сколько стоит обслуживание, какие нужны документы. Если человек всё обдумал и решил воспользоваться услугами, мы помогаем ему оформлять документы. Необходима ксерокопия паспорта, полиса, медицинское заключение от врача, выписка из домовой книги и другие документы. Затем через социальную защиту оформляется индивидуальная программа получателя услуг, согласно предоставленным документам рассчитывается стоимость обслуживания. Перечень услуг регулируется федеральным законом № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Пожилым и их родственникам всё объясняем, рассказываем, чтобы не возникало недопонимания», — пояснила Ольга Малова. В состав Центра социального обслуживания Московской области входят центральный офис в Балашихе, а также отделения в Железнодорожном, Реутове и Можайске. Все, кому необходима помощь, могут обратиться по телефону +7 495 649-86-62 или написать письмо на электронную почту info@csomo.ru. Дополнительная информация доступна на сайте Центра социального обслуживания Московской области www.csomo.ru. Юлия Семиглазова