«Тот, кто до сих пор ходит в розовых очках и думает, что все рассосется, нам неинтересен»

Как бизнесу, часть направлений которого в простое из-за коронавирусных ограничений, выжить в кризис? Там, где можно, максимально урезать расходы в рамках закона. Переобучать сотрудников, чтобы платить им за работы, которые раньше делали подрядчики. А главное — не питать иллюзий. Андрей Попов, собственник «УралИнвестХолдинг» (работает в разных сферах, от образования до инвестиций), рассказал DK.RU, как его компания переживает пандемию и за счет чего он намерен выйти из кризиса. — Не стану говорить, как переживают кризис другие, но могу рассказать про нас. Гостиничный бизнес лежит, там сейчас выжженное поле. Мы не имеем права размещать гостей, и более того, мне интересно понять, как это будет допускаться вновь. Честно говоря, никаких иллюзий не питаю: чтобы выходить в ноль, загрузка гостиницы должна быть 50-60%. У нас небольшая гостиница, чтобы она приносила прибыль — должно быть 85-90%. Но не исключаю, что сейчас скажут: потихоньку открывайтесь, но у вас должно быть занято не более 10-15% гостиничного фонда. В таком случае нет смысла открываться — будет убыток. Нас не устроит и ограничение в 30-40% загрузки, как, думаю, и других. Давайте будем честными друг с другом и перестанем играть в «понравиться всем». Это бизнес. Мы его строили и приобретали, чтобы зарабатывать деньги. Это не благотворительный фонд. Смысл запускать бизнес, если ты будешь вкладывать туда много энергии, а он будет нести убытки? Пока не будет убрано регулирование в нынешнем виде, большого смысла открываться нет. Пока мы не будем понимать окончательных правил игры, смысла запускать гостиничный бизнес я особо не вижу. Лучше сократить все косты и продолжать каким-то образом жить до тех пор, пока не будет определен алгоритм действий со стороны государства. Наш плюс в том, что помещение гостиницы в собственности. Но коммунальные платежи ведь никуда не делись! Можно занять позицию: ок, мы будем работать на полную катушку, по инерции, потому что через месяц ситуация рассосется... Не вопрос, давайте палить резервы. Ну и надолго у вас их хватит? Вы не Центробанк, чтобы напечатать деньги, а потом вбухать их обратно. Если у нас нет четких правил, надо по максимуму резать затраты, естественно, в рамках законов РФ. Если вы арендатор, то договариваться с арендодателем, пытаться получить рассрочку. Если бизнес попадает под субсидии, то надо стараться по максимуму их получить и каким-то образом помочь своему бизнесу. Лично мы, конечно, приветствуем поддержку со стороны государства, но полагается каждый сам на себя. По гостиничному бизнесу у нас получилось получить поддержку — субсидии и льготное кредитование на фонд оплаты труда. Но в образовательном бизнесе не получилось до сих пор, там была чехарда с кодами (ОКВЭД), мы сейчас повторно подаем заявку, хотя бизнес существует больше 15 лет, ясности нет. Пока поддерживаю его на свои личные деньги. Арендный бизнес, конечно, просел. Мы вынуждены идти на уступки, сокращать ожидаемые поступления. Думаю, это повсеместная вещь. У нас дисконт по плате может достигать 30%. Можно просчитать все математически. Сколько времени нужно, чтобы найти нового арендатора? Месяц-два. Проще дать скидку, чтобы у тебя остался сидеть арендатор с понятным бизнесом, который тебе платит, даже пусть сейчас он в просадке, чем судорожно искать нового, который придет непонятно на какую ставку. Должно быть здравомыслие. Но есть арендаторы, которые перегибают палку, и те, которые вынуждены съезжать в силу того, что их бизнеса уже нет. Сколько бы ты ни давал дисконта, это бесполезно: оставь хоть 10%, им платить все равно не с чего. Прислушиваться друг к другу готовы не все. В любое кризисное время, и даже сейчас, балом правят эмоции. Безусловно, когда разговариваешь с человеком адекватно, есть диалог, ты можешь выиграть и прийти к консенсусу. А когда эмоции, о чем и как ты будешь договариваться? К сожалению, не всегда это получается. Конечно, можно говорить эти умные фразы из учебников про win-win, но по факту бизнес — это хищная стая. Кто-то выживает и зарабатывает деньги, кто-то теряет и уходит, кого-то съедают. Сильный выживает, слабый уходит. Так было всегда. Безусловно, классно, когда мы можем договориться, и мы всегда пытаемся это сделать. Но если с другой стороны есть эмоции, как ты будешь договариваться? Если у человека рушится бизнес, у него просто нет денег и он банкрот, какой win-win может быть? Можно только сохранить человеческое достоинство, не переходить на личности и эмоции, адекватно поговорить, а не пытаться выяснить отношения. Бизнес должен быть больше рациональным, чем эмоциональным. Как сохранить важных людей и не перегнуть палку с урезанием расходов на персонал? Правильного или неправильного пути здесь не бывает — все сугубо индивидуально. Я не сторонник в такой ситуации, как сейчас, просто раздаривать деньги. Если говорить сейчас про возможности, то это возможности в том числе и для людей. Есть сотрудники, которых хочется сохранить любой ценой — эта задача решается каждодневно, есть кризис или нет. Я могу предложить человеку два пути. Во-первых, обучить его новому навыку и платить ему за выполнение тех работ, которые раньше делали подрядчики — к примеру, услуги по ландшафтному дизайну. Сотрудник получит новый навык, который ему в любом случае пригодится в жизни, и его ценность на рынке будет больше. А мы, вместо того, чтобы отдавать деньги на сторону, будем платить ему — пусть средства по максимуму находятся во внутренней экосистеме организации. Во-вторых, проводить внутреннюю ротацию. Если сейчас нужно шесть продажников из 10, но среди оставшихся четырех есть классные люди, мы предложим им, например, заниматься продажами в другом направлении. Зачем нам брать со стороны человека, если можно переориентировать внутреннего кандидата? Мы давно планировали заняться диджитал-консалтингом, связанным с инвестициями, а сейчас, как говорится, несчастье помогло. Когда, как не сейчас, это запускать? Перспектива охвата всей страны или только одного города — налицо. Онлайн способствует и скорости продвижения, и большей вовлеченности разных масс людей из разных уголков страны. Мы стараемся оставить ценные кадры внутри коллектива, и внутренняя ротация в этом плане очень хорошо работает. А тот, кто не хочет, не понимает, до сих пор ходит в розовых очках и думает: «Все рассосется, я пересижу» — нам неинтересен. Я сразу вижу таких людей, и, как правило, они сами по себе отсеиваются. Бизнес — это тоже организм, и таким образом происходит его очистка от инородных элементов. Потому что такие ситуации, как сейчас, реально сплачивают. У кого-то в период трудностей проявляются хорошие качества, а у кого-то плохие, и очень важно смотреть на людей со стороны. Бизнес — это расчет и математика. Эмоции сюда я стараюсь не впускать. Чем менее ты эмоционален, тем более рационально выверенные решения можешь принять. А решения нужно принимать с холодной головой, особенно сейчас. Мы для себя решили сформировать подушку безопасности, разумно ее тратить и за ее счет поддерживать простаивающие направления. А потом будем ориентироваться по ситуации — потому что прогнозировать очень сложно. В то же время нужно использовать людской капитал, обучать, давать новые навыки, делать внутреннюю ротацию, переформатироваться. Я всегда говорю своим сотрудникам: «Что вы, как танки на поле боя? Прете по прямой, а бой сместился в другую сторону. Там уже нечего делать». Сидеть и ждать, когда все само собой рассосется? Так многие будут делать — мы это видели в 2008 г. и в 2014-м. И где они сейчас? Иногда важно остановиться и оглядеться. Если направление умерло — в силу кризиса или чего-то другого — то не факт, что оно оживет в будущем. И не факт, что завтра или послезавтра. Поэтому нужно ориентироваться на местности прямо здесь и сейчас. Туда и направляй свои силы. Потому что там есть новый сыр. А здесь — уже нет. В этой ситуации самый большой лайфхак, который может быть — это не питать иллюзий. Не надевать розовые очки, а если есть, то быстро их снимать. Не врать себе. Если ты понимаешь, что здесь — все, то зачем продолжать дальше? Если есть возможность поменять направление, формат — меняй. Просто не врать себе, постараться ситуацию принять такой, какая она есть — на мой взгляд, самое важное. Не строить башенки из песка, которые все равно рухнут. Бизнес — это возможность быстро меняться, приспосабливаться к новым условиям как изнутри, так и снаружи. Чем ты подвижнее, тем эффективнее.

«Тот, кто до сих пор ходит в розовых очках и думает, что все рассосется, нам неинтересен»
© Деловой Квартал