Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Бизнес-тренинги и курсы личностного роста действуют методом цыганского табора

В реальности эти тренинги - псевдообучение, потерянные деньги, время, а иногда и здоровье.

Бизнес-тренинги и курсы личностного роста действуют методом цыганского табора
Фото: Экспресс газетаЭкспресс газета

1 сентября 2018 года в московском спорткомплексе «Олимпийский» собрались 26 тыс. человек. Ждали американца с квадратной челюстью и до жути идеальной улыбкой. Тони Роббинс - всемирно известный бизнес-тренер и гуру мотивации. Его услугами пользовался сам папа римский - так говорят представители Тони. Выступление задерживается почти на шесть часов. Кондиционеры не работают, люди обливаются потом. И тут появляется Он - и, словно манна небесная, с потолка проливается желанная прохлада. А гуру вещает истину: «Мысли позитивно!» Чтобы это услышать, люди заплатили от 30 тыс. до 500 тыс. руб. Плакаты по всей Москве, ставка на эмоции и даже многочасовое ожидание и неработающие кондиционеры - все это четко рассчитанная стратегия. Перед вами - главный барон тех, кого метко окрестили «инфоцыганами».

Видео дня

Позолоти ручку

Суть «инфобизнеса» не в предлагаемых знаниях, а в умении их завернуть в яркую оболочку и продать. Чтобы человек пережил катарсис, а не долго и нудно учился чему-то путному. «В 2016 году я открыла два салона красоты, - рассказывает Ирина из Екатеринбурга. - Хотела развивать сеть и пошла на двухдневный бизнес-интенсив. Стоил он 20 тысяч рублей. Нас заставляли прыгать, кричать всей толпой - это называлось «высвобождать энергию». Когда я спросила про продажи, рекламу, мне посоветовали активно вести личный Instagram».

Определение «инфоцыгане» придумал маркетолог , сравнив привокзальных побирушек и бизнес-тренеров: назойливо ведут себя, кричат, обступают табором и обвешивают себя роскошными цацками напоказ. Одни обещают «всю правду рассказать», а другие «раскрыть секреты бизнеса». Но общее всегда «позолотить ручку», а то и выудить кошелек.

В 2019 году в Сеть попало видео с закрытого тренинга «крестного отца» отечественного инфобизнеса Андрея Парабеллума (Косырина) для будущих «коучей»: «Наша задача - продавая со сцены, отманипулировать максимальное количество людей в «светлое будущее», забрав у них все, что есть. Загнать в долг, заставив продать свои и чужие квартиры». Косырин учит из любого «тренинга» делать продажу следующего - пока будет что «стричь». Если вы хоть раз посещали курсы типа «Бизнес-молодость» или «Like центр», легко заметите эту схему. Парабеллум-Косырин, «Бизнес-молодость», «Like центр», «Акселератор онлайн-школ Accel» и многие другие постоянно рекомендуют друг друга.

- «самый титулованный бизнес-тренер России», так написано на сайте. Бывший школьный учитель прославился в нулевых как преподаватель мастерства публичных выступлений. Книга Гандапаса «Камасутра для оратора» - отличное пособие, если нужно держать речь перед аудиторией. Однако Радислав стал преподавать лидерство, постановку целей, «алгоритмы успеха», «эмоциональный интеллект» и даже курс по любви и семейным отношениям. По качеству они и близко не стоят к тому, в чем Радислав действительно разбирается.

Таланты и покойники

Посетив курс Гандапаса, я будто перенесся в студенчество, когда льешь «воду», чтобы раздуть слабую курсовую до заданного объема. Быть экспертом во всем - яркая черта «инфоцыгана». («Бизнес-молодость») и («Like центр») учат не столько бизнесу, сколько тому, как жить.

В 2014 году блогер и журналист Михаил Лидин провел расследование о тренинге личностного роста «Спарта» и его харизматичном лидере Антоне Бритве (Руданове). Вслед за этим ему стали угрожать, попытались взломать страницу в соцсети, было даже нападение. А все потому, что тот озвучил правду: тренинг «Спарта» убивает и калечит. «Для некоторых участников попытка «превратить себя в настоящего мужчину» по методу Бритвы заканчивалась на больничной койке или даже в могиле», - рассказывает Михаил. - При этом договор, который подписывают зачастую, не читая, участники тренинга, снимает ответственность с организаторов».

«Университет «Синергия», привезший Тони Роббинса в Россию, несколько раз в год проводит мотивационные форумы. Чтобы создать себе честный имидж, приглашает медийных персон. В 2017 году выступал , а в 2019-м . В наблюдательный совет университета входят известные люди. Но, например, бизнесмен и адвокат узнали об этом от журналистов. Кстати, о качестве образования в самом университете говорят тысячи негативных отзывов. «Чтобы получить зачет, учиться не обязательно. Все заточено под платные тесты, которые ты обязательно сдашь», - рассказывает мне выпускница Полина Г.

Откровенные понты

, блогер, автор YouTube-канала «Сашкинс» с юмором обозревает деятельность «обучателей-пустозвонов»: «На меня постоянно подают жалобы. Особенно это любит делать (известный как Трансформатор). Он выдает себя за бизнесмена, построившего успешный бизнес с Китаем. Люди этого типа - опытные манипуляторы. Их цель - заманить жертву, когда она наиболее уязвима: потерпели неудачу в бизнесе или только в самом начале пути и хотят чему-то научиться. Они хвастаются деньгами и статусом, обещая, что помогут вам стать такими же. Главное - купить их тренинги. Как говорит Парабеллум: проще предложить долгий путь обучения, чем реально решить проблему.

Сыновья Аяз Шабутдинов активно использует образ бедного парня из Куеды, который добился всего сам. Папа - Рифат Шабутдинов, гендиректор ЗАО «Куединский пиво-консервный завод» и владелец других бизнесов, разумеется, ни при чем. Экстравагантный представляется «долларовым миллионером», который станет «миллиардером к 2022 году». Правда, подтверждения его дохода в официальных базах о предпринимателях нет. Зимой 2019-го хакеры взломали почту его девушки и узнали, что пассия «долларового миллионера» просит маму прислать трусы и колготки. Дмитрий Ковпак - еще один «эксперт по бизнесу с Китаем». Любимая мысль: «Продавайте то, что приносит больше денег». Ох, а мы-то не догадывались. Кстати, сам парень никаких дел с партнерами из Поднебесной не ведет. Рука об руку с бизнес-тренерами идут организаторы современных финансовых пирамид, прикидывающиеся, что они предлагают реальные инвестиционные проекты. Такие как Cashberry или «Гафаров и партнеры» (в мае против учредителей заведено уголовное дело из-за мошенничества). Любимый прием «инфоцыган» - привлекать к рекламе знаменитостей. В ней засветились , , и .