Войти в почту

"Если Юлию Цветкову осудят, тогда нужно посадить любого студента Суриковского института, который с первого по пятый курс пишет обнаженную натуру"

Даша Веледеева: Статью Веры Рейнер в поддержку Юлии Цветковой и соответствующий пост в инстаграме мы проиллюстрировали известной всем работой Гюстава Курбе. Дальше были тысячи комментариев, многие из подписчиков решили, что эта картина тоже принадлежит Юле и полностью поддержали уголовное дело против нее. Но больше всего нас потрясло то, что большинство писавших "Какой ужас", "Я бы никогда не повесила это у себя дома" и "Это нельзя показывать детям" были девушки. Вам не кажется, что сейчас именно женщины склонны демонизировать свое же тело? И сексуализировать любую обнаженную натуру и все, что ее напоминает. С чем это может быть связано? Ольга Свиблова: В первую очередь, нужно понимать очень простую вещь: не нужно вешать у себя в спальне то, что тебе не нравится. Потому что культура и искусство не могут быть навязаны. В отличие от образования и знания того, что Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот. Айдан Салахова: Мне вообще кажется, что особенно в нашей стране у женщин скопилось огромное количество обрывков разных установок, которые давались им с детства. Одни — от мам, другие — от бабушек и так далее. В головах все это сложилось в настоящий хаос. Плюс каждый из них живет сегодня в своем коридоре информации. То есть, если тебе действительно не нравится вагина, в интернете тебе все время будут попадаться статьи и видеоролики о том, что вагина — это ужасно. Выйти из этого коридора люди не могут, им не хватает любопытства и анализировать они не хотят. Человеку вообще сложно послушать одну точку зрения, потом вторую, потом третью и совместить их в более-менее объективную картинку. Ольга Свиблова: Конечно, как раньше мы читали газеты. Например, в Париже есть правая Le Figaro и левая Libération. Умный человек читает обе и пытается составить свое мнение. Я, например, ежедневно смотрю 12-15 российских и зарубежных каналов информации. И сравниваю. Но сегодня людей с самого детства не учат анализировать, а приучают в школе выбирать верный вариант из трех предложенных. Его одним кликом можно найти в сети. Википедия — великое изобретение, но если все сводить к ней, то зачем тогда вообще учиться? Так можно совсем убить у людей аналитическое начало и стать баранами, к чему мы, честно говоря, очень близки. Айдан Салахова: Даже в вашем посте многие просто не прочитали, что картина авторства Курбе. То есть люди не готовы прочитать какие-то пять предложений. Настоящая цифровая дебилизация, когда человек просто смотрит в экран и скролит ленту. Ольга Свиблова: Быстрая информация полезна? Да! Но она не укладывается в целостное понимание. В итоге люди не умеют общаться, обмениваться мнениями. А культура — это такая вещь, в которую не надо вмешиваться, так же как не надо вмешиваться в науку или медицину. Потому что мы знаем, что любое самолечение приносит страшный вред. Даша Веледеева: И все-таки почему столько много было негативных комментариев именно от женщин? Ольга Свиблова: Сегодня многие женщины пытаются доказать, что их всегда эксплуатировали сексуально. Но в детстве все мы, девчонки, всегда старались показать мальчишкам, что мы не хуже. Что на велосипеде можем ездить быстрее, таскать рюкзаки тяжелее. А еще мы кокетничаем. Ну кто мне покажет 5-летнюю девочку, которая не строит глазки мальчику? Показывая, что она принцесса. Я, например, очень хорошо помню свою первую влюбленность в 3,5 года, его звали Мишка. Так вот нет сомнений, что мы станем прекрасными тогда, когда договоримся сами с собой любить себя. В Библии сказано: "Возлюби ближнего, как себя самого". И сделать это сложнее всего. Комплексы — главный враг человека, закомплексованные люди опасны и для себя, и для окружающих. Айдан Салахова: Женщины же вообще очень противоречивые существа. Изначально в воспитании полностью отрицается ее сексуальность и право получения удовольствия от секса. Соответственно, 98% женщин в нашей стране подавляют свое сексуальное желание и пытаются его не осознавать. Мальчикам, наоборот, говорят, что если у тебя есть сексуальное желание и много девушек, молодец, значит ты настоящий мужчина. А девочку назовут шлюхой. В итоге она растет с ощущением того, что между ее ног — срамное место. Ольга Свиблова: Хотя в таком вопросе нельзя быть ханжами, женщина должна проявлять себя как женщину, а не как крокодила. Иначе мы в брак не вступим. А брак — это использование того самого срамного места. Айдан Салахова: Так вот девочка со всем этим "багажом" живет, а потом вдруг видит картину Курбе… Конечно, для нее это ужас. И как раз своими просветительскими рисунками и пабликом "Монологи вагины" Юлия Цветкова призывала исключительно к бодипозитиву. И, конечно, эти стилистические изображения женского начала никаким образом не являются порнографией. Я даже выписала: "В документе, подготовленном "Единой Россией", указывается, что под порнографией понимается натуралистическое, циничное изображение полового акта. Детализированная демонстрация обнаженных гениталий человека в процессе сексуального контакта, имеющая целью возбуждение сексуальных инстинктов у неопределенного круга лиц вне какой-либо художественной или просветительной цели". Каким образом тогда картины Гюстава Курбе или рисунки Юлии Цветковой являются порнографией? Без сексуального контакта, изображенного "цинично и натуралистично" и исключительно "для возбуждения сексуальных инстинктов". Если у следователя в Комсомольске-на-Амуре что-то встало на рисунок Цветковой, извините меня, то это извращение какое-то. Ольга Свиблова: Да смешно даже обсуждать эти рисунки. Давайте тогда закроем и Пушкинский музей — там и мужчины обнаженные, и Венера все время без штанов. Наверное, действительно, нужны какие-то уроки в школах, объясняющие, что у человека есть своя анатомия, есть органы и за ними нужно следить. Иначе зачем все эти мучения, если можно получать удовольствие. И нужно! Такими нас создал бог. И если бы он не хотел этого удовольствия, то природа была бы придумана по-другому. А человек — часть природы. И все-таки Земле нужны люди, а не нейросети. Айдан Салахова: Почему еще я так задета тем, что происходит с Юлией. Если ее осудят за изображение вагины и будет такой прецедент, то тогда нужно осудить и посадить любого студента Суриковского института, который с первого по пятый курс пишет с обнаженной натуры и на этом учится. И любой следователь получит возможность осудить за порнографию хоть художника за альбомный рисунок, хоть любого человека, изобразившего в своей школьной тетрадке вагину или пенис. Это же чудовищно. И очень опасно для целого общества. Ольга Свиблова: Я бы сказала, для общества, живущего в иллюзии доступности всего всем, иллюзии свободы "в свободном" интернете и так далее. И с этим мифом надо бороться. Айдан Салахова: Абсолютно. Интернет сделал доступной любую информацию, включая картины Курбе. То есть раньше их знали только те, кто подготовился, сходил в музей, посмотрел, почитал биографию художника и понял, что это такое. Внутренне они себя образовали, чтобы понять, что это за картина. Сейчас же ее видит любой, кто подписался на аккаунт журнала в инстаграме, но культурно не подготовился к принятию этого произведения. Его культурное образование находится пока на другом уровне. То есть он должен был подняться до этой информации, а она вдруг сама падает камнем на его голову. Я все время себя сдерживаю, потому что нельзя обвинять этих женщин. Просто они не получили правильного образования, не разбираются в культуре и вообще ничего не понимают. Более того, имеют между ног "срамное место" и стесняются своего тела. Весь этот ком превратился в женскую агрессию по отношению к женщинам, собственной вагине и непринятие собственной сексуальности. Как размотать этот клубок, мне, честно говоря, не очень понятно. Ольга Свиблова: В детстве мой ребенок в сочинении по пьесе Островского "Гроза" написал, что все проблемы Катерины — от ее неграмотности и незанятости, а Кабаниха — просто старая женщина, которой свойственно ворчать в силу возраста. Ему поставили за текст тройку, а я бы поставила десятку. За глубокое понимание человеческой природы. И Айдан сейчас тоже пыталась проявить это самое понимание, потому что обижаться и ругаться на такие комментарии, правда, нельзя. Но это то самое Новое Средневековье, которое приходит к нам через каждый мобильный телефон. Даша Веледеева: А как вы относитесь к цензуре на Востоке и в Арабских странах? Айдан Салахова: Я акцептирую ее, например, в Арабских Эмиратах, где в законе прописан запрет на изображение обнаженного тела и заблокированы все сайты, где это можно увидеть. Почему? Потому что общество, которое еще 60 лет назад было кочевниками, не готово это понять и принять. Даша Веледеева: Тогда вопрос: требует ли искусство пояснений? Айдан Салахова: Нет. Потому что раньше человек специально летел в Париж или долго стоял в очереди в Третьяковскую галерею, точно понимая, что он хочет там посмотреть. Он уже был хоть чуть-чуть, но подготовлен. Собственно, само желание пойти в музей уже определяет человека как культурную единицу. Ольга Свиблова: Вот мой мир концептуализируется в основном только через художественные работы. Этим искусство и полезно. Можно все время читать Фейсбук, а можно вспомнить замечательную работу художников МишМаш: это камешки, уложенные в коробочки, как гербарий. И каждый этот камешек крючком обвязан таким покрывальцем из шерсти. И работа эта называется "Будь мягче". Давайте будем мягче к самим себе. И тогда мы будем мягче и к ближним, и к дальним.

"Если Юлию Цветкову осудят, тогда нужно посадить любого студента Суриковского института, который с первого по пятый курс пишет обнаженную натуру"
© Harper’s Bazaar