Казачья семья из Серафимовича стала лучшим хранителем традиций

Продолжаем рассказывать о победителях регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года». Дмитрий и Наталья Копыловы из Серафимовича стали лучшими в номинации «Семья – хранитель традиций». Дмитрий Валерьевич – потомственный казак. К чему это обязывает, кроме ношения штанов с лампасами, он рассказал в интервью «Крестьянской жизни». – Дмитрий Валерьевич, что вы знаете о своих предках? – Я точно знаю, что наш род идет со станицы Казанской (ныне Ростовская область. – Прим авт.). Не только отец и дед, но и прапрадед – все были казаками. Прадед Александр Копылов, георгиевский кавалер, был вахмистром в Первую мировую войну. А один из моих прапрадедов Василий Копылов был в середине XIX века в штрафной роте трубачом. – Как пришло понимание, что вы хотите воспитывать своих детей в казачьих традициях? И что для казака самое главное? – Я вырос в такой же семье, со скидкой на советское прошлое. Мой отец был военным, в гарнизонах его всегда звали Валера-казак. Я воспитываю своих детей так, как меня воспитывали родители. Это само по себе – традиция. А главный постулат казачьей культуры – не посрамить славу предков. Без прошлого не будет будущего. Поэтому и домашний интерьер я оформляю в историческом плане, чтобы дети не забывали хотя бы материальную основу нашей культуры. В традициях казаков было украшать дом оружием: своим, дедовским, трофейным. Вот я и стараюсь не отставать – в доме есть различное холодное оружие: шашки, палаши, кинжалы. В прошлом году мы создали военно-исторический клуб «Третий Донской Ермака Тимофеева казачий полк». Участвуем в военно-исторических мероприятиях, приуроченных к событиям времен Первой мировой и Гражданской войн. – Мальчишки просят посмотреть папино оружие? – Конечно, просят, я показываю. Но только под присмотром: Григорию и Василию сейчас 7 и 9 лет. Ежедневно с сыновьями занимаемся спортом, проводим тренировки по физподготовке, еженедельно – по прикладной казачьей воинской культуре, уделяем внимание не только стрельбе, сборке-разборке оружия, но и верховой езде. Какой казак без умения владеть оружием и сидеть на коне? – Правда, что ребенка сажают на коня в годовалом возрасте и смотрят на его поведение верхом на лошади? – Только сыновей, чего девок‑то сажать, у них другая стезя. Меня тоже отец сажал. Это красивый обряд – отец ведет лошадь, а крестный рядом держит ребенка. По приметам если малыш схватился крепко, то добрый будет казак. А если запищит, ворохнется, то быть на войне убитым. – Воспитание дочерей – больше мамина забота? – Да, Татьяну, Варвару и Полину мама учит вести хозяйство, готовит к правильным отношениям внутри семьи, воспитывает настоящих казачек. А маленькая пока еще качается в родовой люльке. Младшую дочь хотели назвать Матильдой… (после паузы, чувствуя мое недоумение) – это шутка, конечно. Дашкой назвали. Я просто не понимаю, зачем называют детей непонятными именами – Златами или Каринами, именами, которые к нашей культуре не имеют никакого отношения. Но только сразу скажу, что к «Тихому Дону» имя Дарья не имеет никакого отношения. Просто оно нам с женой нравится. – Ваши дети и в повседневной жизни ходят в казачьей одежде. Не случается так, что вас не понимают? – Мой отец был военным, на кого мне было равняться, как не на него? Я надевал элементы военной формы, тянулся к службе. Отец вне гарнизонной службы ходил в шароварах с лампасами. Мне было интересно, хотел во всем повторять отца. Так же и мои дети – они берут пример, все копируют, смотрят, раз папа так ходит, значит, это хорошо, значит, и мы так будем ходить. Я никогда их не заставлял, у меня в доме наказание наоборот – это когда я забираю у них казачью справу. Для них это трагедия, самое страшное наказание. – Вы и в кино успели поработать… – Да, был консультантом по казачьей культуре и реквизитором на площадке кинофильма «Тихий Дон» в составе съемочной группы компании «Москино». Моей задачей было следить, чтобы на площадке соблюдалась аутентичность в поведении и обстановке – насколько это возможно, все‑таки это не 1957 год, когда съемочная группа прожила 12 месяцев в старейшем донском хуторе Дичинском под Ростовом, актеры учились ходить, гутарить. В нашем случае актеров привезли из Москвы – и сразу начались съемки. Но ребята молодцы – большинство быстро нашли свои образы. Они профессионалы своего дела. – Какие ваши любимые праздники? Православные? Ведь известно, что «казак без веры – не казак»! – Любимые праздники нашей семьи – Покров Пресвятой Богородицы и Рождество Христово. На Покров – войсковой праздник Войска Донского – дарим подарки детям, рассказываем о традициях праздника, а на Рождество за большим столом собираются близкие родственники и друзья семьи. Супруга Наталья мастерица на все руки – каждый раз удивляет гостей традиционными блюдами казачьей кухни. Личное дело Дмитрий Копылов проходил срочную службу в рядах Российской армии, воевал на Кавказе в первую чеченскую войну, имеет удостоверение ветерана боевых действий. В настоящее время Дмитрий Валерьевич работает в ГКУ «Казачий центр государственной службы» старшим консультантом по работе с казачьими обществами Усть-Медведицкого казачьего округа, имеет чин сотника. Является дружинником казачьей дружины Юртового казачьего общества «Усть-Медведицкий казачий юрт». В августе 2017 года стоял во главе создания и организации страйкбольного клуба «Взвод местной самообороны», участниками которого стали жители Серафимовичского, Михайловского и Урюпинского районов. Дмитрий Копылов имеет государственную награду Российской Федерации – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Марина Злобина. Фото из семейного архива Копыловых.

Казачья семья из Серафимовича стала лучшим хранителем традиций
© Крестьянская жизнь