Лимонад со вкусом детства
В четверг, 25 июня, в столичном регионе снова царила жаркая погода — столбики термометров достигли отметки 28 градусов тепла. Горожане, гулявшие по Москве, охотно скупали прохладительные напитки. И в парках столицы можно приобрести освежающий квас, лимонад, воду или газировку — традиция продавать их на улице не изменилась с советских времен. Квасную бочку, например, можно встретить и сегодня. Вообще мода на продажу прохладительных напитков в России зародилась еще в царские времена. Император Петр I привез из Европы рецептуру лимонада, который сразу пришелся ко двору. Представители русского дворянства пили лимонад на ассамблеях, затем напиток пришелся по вкусу купечеству и другим сословиям, у которых была возможность покупать тогда недешевый лимонад. Кстати, напиток не раз упоминается в произведениях классиков: например, его пил Германн в «Пиковой даме» Пушкина, а в рассказе Чехова «Брожение умов» герой Аким Данилыч сидит в бакалейной лавке, попивая лимонад с коньяком. В Советском Союзе лимонад стал и вовсе народным достоянием — купить его можно было практически везде. Его любили многие политики — поговаривали, что сам Иосиф Сталин жаловал этот напиток, Никита Хрущев был особенно неравнодушен к грушевому и апельсиновому вкусам, а Леонид Брежнев предпочитал из тархуна и груши. Еще одним любимым напитком москвичей всегда был квас. Его варили в купеческих, крестьянских и барских хозяйствах, а еще в госпиталях, монастырях и солдатских казармах. Советский человек хорошо помнит огромные автоцистерны на городских улицах, рядом с которыми чаще всего сидела женщина в белом халате, разливающая напиток в кружки. Советский бочковой квас был вестником наступившего лета. — Квас чаще делали из хлеба и зернового сырья — солода, муки, круп. Но нередко его получали из свежих или сухих ягод и фруктов и даже некоторых овощей, например свеклы. Все это сырье содержит углеводы, которые сбраживаются в спирт и молочную кислоту, — объяснил специалист по бродильным производствам Дмитрий Зыков. Купить газировку москвичи могли в узнаваемых, чаще всего красных или серых, автоматах с надписью «Газированная вода». Кое-где их можно увидеть и сегодня, но, как правило, в большинстве своем только в качестве экспоната. Приобрести напиток можно было, опустив монетку в специальную прорезь. Предприимчивые москвичи использовали вместо нее круглую выштамповку со схожими размерами и весом или опускали монетку на ниточке. Иногда работал и прием «хорошенько стукнуть по автомату», чтобы оттуда посыпались чужие монетки. Правда, нередко автомат, наоборот, «съедал» деньги, не выдав желанной газировки, или она там и вовсе заканчивалась. Кроме того, прохладительные напитки продавались на прилавках Мосводторга — Московской организации торговли лимонадом и водами. — На мраморном прилавке было установлено семь сатураторных колонок для продажи газированной воды и семь кронштейнов с колбами для соков (томатным и фруктовыми) и сиропов. Отдельно торговали кондитерскими изделиями, а также вином и шампанским на розлив, — рассказал москвовед Алексей Дедушкин. — Имелись вишневый, клюквенный, апельсиновый, лимонный и другие фруктовые напитки. Например, «Яблочный, «Грушевый», «Театральный» и «Крюшон». А еще минеральные воды — «Нарзан», «Московская», «Славяновская», «Полюстровская». Позднее их стали смешивать с сиропами, раньше же продавали только отдельно. Сегодня во многих столичных парках по-прежнему продают всеми любимые квас, лимонад и прочие напитки, правда, уже не в автоцистернах, а в оборудованных киосках. Также вендинговые автоматы с прохладной водой и закусками горожане могут найти в вестибюлях многих станций метро. В среднем больше 10,2 тысячи пассажиров покупают освежающие напитки в таких автоматах. Чаще всего — на станциях «Марксистская», «Дубровка» и «Трубная». — Киоски и вендинговые автоматы установлены в тех местах, где они не мешают проходу пассажиров, — отметил заммэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов. К слову, свою работу нестационарные торговые точки, где можно купить напитки, возобновили с 16 июня. Однако в связи с текущей ситуацией как продавцам, так и покупателям нужно соблюдать меры предосторожности — носить маски и перчатки и соблюдать социальную дистанцию. — Особое внимание уделяют санитарным требованиям. Так, персонал обязан использовать средства индивидуальной защиты (маски и перчатки), каждые два-четыре часа проводить дезинфекцию. Все это соответствует предписаниям Роспотребнадзора, — сообщается на официальном сайте мэра Москвы. Читайте также: Война кваса и кефира: почему традиционные блюда вызывают столько споров