От игры в КВН до совместного бизнеса: как два предпринимателя открыли барбершоп, кроссфит-клуб и кофейню при участии Александра Гудкова
Андрей Шубин уволился из компании Unilever с позиции маркетолога в 2013 году и открыл один из первых в Москве барбершопов — Boy Cut. Его партнером в этом бизнесе стал известный телеведущий и продюсер Александр Гудков, с которым они познакомились в 2011 году, играя в КВН. К ним присоединился бывший однокурсник Шубина — Назим Зейналов. Когда бизнес начал приносить хорошую прибыль, партнеры решили реализовать еще один проект — кроссфит-клуб. Кроссфит включает в себя элементы тяжелой атлетики, гимнастики и аэробики. Инвестиции в проект, по данным РБК, составили 25 млн рублей. На эти деньги партнеры открыли клуб на «Красном Октябре» площадью 1000 квадратных метров. Когда и этот бизнес вышел в плюс (в 2018 году, по данным РБК, клуб приносил ежемесячно 500 тысяч рублей чистой прибыли), Шубин, Зейналов и Гудков начали смотреть в сторону собственной кофейни. Для начала они приобрели несколько франшиз известной сети Surf Coffee. Попробовав свои силы в кофейном бизнесе, в феврале 2020 года они открыли собственный проект — Finch Coffee, однако начался карантин, и известность он так и не получил. По словам Шубина, общий оборот его компаний составил около 100 млн рублей за прошлый год. Предприниматель рассказал BFM.ru, зачем он решил открывать три бизнеса в абсолютно разных сферах, какое участие в делах компаний принимает шоумен Александр Гудков, и помогла ли доставка кофе и сдача спортивного оборудования в аренду выжить в период самоизоляции. Вы — сооснователь сети барбершопов Boy Cut, кроссфит-клуба MSK CrossFit & Fight Club и кофейни Finch Coffee: три бизнеса в абсолютно разных сферах. С чем это связано — вы искали наиболее прибыльную нишу? Андрей Шубин: Это все приятные и прибыльные ниши. Просто эти компании появлялись в разные годы. Барбершопу семь лет, клубу три, кофейней мы тоже занимались последние два-три года. Не было такого, что мы искали, чем бы нам заняться, и пробовали одно, второе, третье. Нет, оно органическим образом появлялось следом друг за другом. Началось все с барбершопов. Мы тогда были совсем молодые, нам с партнером было по 23 года, и хотелось сделать что-то интересное. Было понятно, что придется останавливать карьерный путь, и не хотелось открывать салон красоты «Елена» или цветы «Людмила». Хотелось делать что-то такое, ради чего имело бы смысл оставлять классные рабочие места. Формат барбершопов мы подсмотрели в Европе — в России это еще не было мейнстримом. Людям надо было объяснять, что такое барбершоп. Не только бабушки и дедушки не знали такого слова, но и наши сверстники. Нам очень понравилось делать что-то новое, чего на рынке еще нет. А почему решили пойти в другую сторону и открыли потом кроссфит-клуб, а не еще что-то в индустрии красоты? Андрей Шубин: Мы делаем бизнес, который нам нравится и которым мы сами пользуемся. Я, например, слабо себе представляю, что однажды займусь торговлей, буду что-то ввозить и вывозить. Мы поняли, что нам нравится сервисный бизнес, где продается не просто товар, а какая-то эмоция, настроение, и все три наших направления в эту историю вписываются. Я начал заниматься кроссфитом, потом подтянул своего партнера, и мы поняли, что кроссфит-клубов в Москве мало и в них достаточно «гаражная» культура. Есть интересные программы, но сами залы — на три с минусом. Это не наше изобретение, кроссфит — американская история. Там в рамках одного города сотни, если не тысячи кроссфитов. Там кроссфитом называют любой гараж, куда ребята поставили колонку, кинули «блинов», грифов, гири и поехали: классно, жарко, по-спортивному. Наши коллеги по цеху за неимением денег стали это перенимать. Мы увидели, что в кроссфитах нигде нет даже элементарных базовых удобств. Либо они есть, но очень плохие, либо ты вообще переодеваешься в коридоре, а в душ едешь домой, потому что его здесь нет. Предприниматели на тот момент кроссфиты не открывали. Их создавали, как правило, спортсмены, которые где-то что-то услышали, заняли денег и сделали. И мы поняли, что можем сделать классный востребованный проект уровня приличного фитнес-клуба, с душевыми, в центре города — на «Красном Октябре». Больше не нужно рисковать жизнью и пробираться куда-то в промзону, где обычно они расположены. Все три бизнеса вы открывали вместе с Александром Гудковым. Он ваш хороший друг или оказался таким надежным бизнес-партнером, что вы все компании открывали вместе с ним? Андрей Шубин: Исторически так сложилось, что мы начинали Boy Cut делать вместе: я, Саша и Назим Зейналов. И из него перетекали во все проекты втроем. В 2011 году я вел КВН в Лондоне, а Саша со своей командой в нем участвовал. Так мы и познакомились. С тех пор мы дружим и работаем вместе. А какое участие Гудков принимает в этих бизнесах? Андрей Шубин: Он инвестировал свои средства, у него есть доля. Операционным управлением мы занимаемся вдвоем с Назимом. У Саши есть основная деятельность, но большие стратегические вопросы мы решаем вместе. Понятное дело, что от него мы получаем медийную поддержку. Почему вы решили открыть кофейню? Кофейня в Москве — достаточно конкурентный бизнес, много крупных сетей, которые съедают маленькие точки. Андрей Шубин: Позволю с вами не согласиться, кофейни и сегодня открываются. Если за скобки вынести коронавирус и последние три месяца непонятной жизни, они открывались каждый день, рынку далеко до насыщения. Кофе же такой простой продукт, мы потребляем его каждый день по много раз. В случае с барбершопом, если я потерял клиента сегодня, потому что он подстригся в другом месте, в следующий раз я смогу его получить только через месяц. Ну а если мой клиент выпьет кофе утром через дорогу, ничего страшного, через три часа в обед придет и выпьет кофе у меня. Кофейная культура и спрос растет вместе с предложением. Кофеен становится больше, рынок не перенасыщается, потому что людей, которые пьют кофе, становится больше, и люди начинают разбираться в кофе. Дешевым кофейням с посредственным напитком становится все сложнее. Мы делаем кофе уровня specialty. Рынок сегментируется. Мы не конкурируем с Cofix, которых по Москве 100 или 300. Это разный ценовой сегмент и уровень кофе. Сколько нужно инвестировать средств, чтобы открыть и раскрутить кофейню, способную конкурировать с гигантами этого рынка? Андрей Шубин: Это очень зависит от места, площади, вашего вкуса и размаха. Думаю, можно начать с 2 миллионов. Маленькие кофейни, совсем скромные мы открывали как раз за 2-3 миллиона рублей, побольше, с залом — около 5 миллионов. А сколько нужно вложить средств, чтобы открыть кроссфит-клуб? Андрей Шубин: Принимая во внимание «гаражную» культуру, коллеги по цеху открывались очень скромно. Практически все инвестиции упирались в оборудование. Сколько потратился в оборудование, столько проект и стоил. Это тоже 2-3 миллиона рублей. Мы же делали полноценный спортивный объект, где одна вентиляция стоила как у коллег весь инвентарь. Это несопоставимая история. Мы потратили в разы больше. Хотя оборудование и у нас стало главной инвестиционной статьей расхода. Как ощущал себя ваш бизнес до начала пандемии? Какая сфера чувствовала себя лучше, какая хуже? Андрей Шубин: До пандемии все направления процветали, чувствовали себя очень хорошо. Сезонность слабая во всех трех проектах, но даже она была на подъеме. Как раз с началом весны люди начинают больше стричься — видимо, шапки снимают. И начинают гулять — это значит, что кофе с собой начинает пользоваться большим спросом. И похудеть к лету всегда хотят. Все везде было здорово, но в период пандемии нам пришлось закрыться, поэтому мы упали где-то на 95%. Что вы предпринимали, чтобы сохранить бизнес в период карантина? Андрей Шубин: Мы начали сдавать велосипеды и гребные тренажеры — это достаточно большое оборудование, которого обычно у людей дома нет. У многих есть коврики, гантели — что-то маленькое. И когда все закрылось, люди с удовольствием эти штуки брали у нас в аренду. Просто кроссфит — это вещь социальная, и люди были в ужасе, когда поняли, что зал действительно закроется и заниматься не получится. Это вещь про результат, постоянство, систему, не совсем как посещение тренажерного зала — иногда мы ходим, иногда не ходим. И восполнить дома это достаточно сложно. Поэтому оборудование у нас разобрали практически сразу. Сложно было организовать этот процесс? Андрей Шубин: Нет, это было проще простого. На уровне идеи это забавно: если бы у нас было тренажеров не 20, а 200, наверное, можно было зарабатывать деньги и перекрыть какие-то убытки. Нам удалось заработать 300 тысяч рублей в месяц (около 1 млн рублей за все время ограничений — прим. BFM.ru). Но это не покрыло все наши расходы — в месяц все равно приходится отдавать по 1 млн рублей за аренду даже закрытого центра. Что еще вы делали для того чтобы пережить период карантина? Оптимизация затрат, сокращение штата? Пришлось ли вам закрыть какие-то точки? Андрей Шубин: У нас работали все кофейни на доставку и на вынос. В барбершопах мы продавали сертификаты. Можно было купить блок стрижек на будущее с какой-то скидкой. Нам удалось сохранить всех людей и все точки, только с одним арендодателем мы воюем — не можем договориться об условиях продолжения работы. Как вы налаживали процесс доставки в кофейнях? У вас до этого тоже была доставка или начинали в карантин с нуля? Андрей Шубин: Finch Coffee — это наш собственный бренд, кафе, которое мы открыли в феврале по нашей собственной концепции: не только с напитками, но и с едой. Там, конечно, с доставкой были большие проблемы, потому что это название никто не знает, оно ни о чем не говорит. В то же время мы являемся оператором сети кофеен Surf Coffee, и там люди стояли на улице — одна очередь была из людей, которые хотят взять кофе с собой, другая — из курьеров «Яндекса» и Delivery club, которые приехали забирать заказы. Мы не занимались доставкой до этого. Все было организовано за несколько дней с помощью агрегаторов. Если говорить про весь ваш кофейный опыт, что вам показалось наиболее перспективным — начинать проект по франшизе или открывать свою точку? Андрей Шубин: Пандемия очень явно продемонстрировала силу бренда. У Surf Coffee узнаваемый бренд, и это сработало. Surf Coffee продавал, Finch Coffee нет, хотя по качеству мы не уступаем. Человек открывает доставку «Яндекса», видит там Surf и Finch — естественно, сделает выбор в пользу первого, потому что до этого его пробовал. Если вы не сталкивались раньше с этим бизнесом, у вас нет несколько миллионов долларов, планов сразу инвестировать в сеть и открывать 50 точек за два года, то, конечно, имеет смысл брать известную франшизу. А что вам показалось интереснее? Андрей Шубин: Нам, конечно, интереснее своя точка, просто так сложились обстоятельства, что мы не успели ничего хорошего с ней сделать. Вы говорили, что продавали одно время франшизу барбершопов. Как в регионах кризис повлиял на сервисный бизнес? Андрей Шубин: Карантин в регионах был введен везде очень по-разному. Коллеги на Урале практически вообще его не почувствовали. Они были закрыты неделю. Пермь тоже значительно раньше открылась. Поэтому не везде было так плохо, как у нас. В период ограничений онлайн очень расширил свои границы. Многие, кто раньше не пользовался доставками или не занимался спортом дистанционно, вынуждены были это делать. Некоторые не захотят возвращаться обратно: во-первых, занятия онлайн сильно экономят время, во-вторых, пандемия продолжается, и страх заразиться будет присутствовать неопределенное количество времени. Как вы думаете, что будет с фитнес-индустрией дальше, сильно ли просядет ее офлайн-часть? Я знаю людей, которые очень ждут открытия нашего клуба (оно состоялось 23 июня — прим. BFM.ru), и также знаю людей, которые, как вы сказали, рассуждают так: «Я очень хочу пойти, но в ближайший месяц не пойду, приду в августе, пусть все утрясется». Но я не думаю, честно говоря, что много людей перейдет в онлайн после того как все стабилизируется. Какая-то часть наверняка, но я не думаю, что это будет значительно, потому что это вопрос социальности. Спорт же не просто про результат, а про единомышленников, про компанию, про то, чтобы себя показать и на других посмотреть. Дома-то ты как похвастаешься, в зеркало на себя сам посмотришь? Я думаю, очень многим людям это важно, по крайней мере, в нашей сфере точно, потому что кроссфит весь соревновательный. В дорогие залы люди вообще ходят судьбу свою искать — жен, мужей. Поэтому я не думаю, что что-то сильно изменится. Выход из режима самоизоляции застал врасплох многих владельцев бизнеса, в том числе в области. Это было слишком неожиданно, помещения не у всех были подготовлены к работе в новых условиях, тем более Роспотребнадзор ужесточил требования. Как вы с этим справлялись? Андрей Шубин: С кофейнями и залом никаких проблем не было, потому что об их открытии объявили заранее. А вот с барбершопами было весело, потому что Собянин объявил о том, что салоны смогут открыться 9 июня, а сказал об этом 8-го. Многие вещи можно было сделать заранее — закупить маски, антисептики. Мы столкнулись с единственной проблемой: некоторые сотрудники разъехались по домам и родственникам, и было сложно составить расписание. Правда ли, что не было отбоя от клиентов, потому что все после карантина побежали стричься? Андрей Шубин: Мы работаем только по записи, и все действительно было расписано на несколько дней вперед, спрос был бешеный, соцсети и телефон разрывались. По итогу месяца мы, наверное, будем в тех же цифрах, что и до карантина, потому что мы не можем подстричь большее количество людей в силу ограничения в рабочих часах. Что касается дистанции, у нас всегда расстояние превышало 2,5 метра, поэтому в этом смысле для нас ничего не поменялось. Я думаю, эта активность скоро спадет и все вернется к обычным цифрам. Какие у вас планы: как будете восстанавливать свои бизнесы, на чью помощь рассчитываете? Андрей Шубин: У нас не образовалось каких-то сумасшедших долгов, которые нужно закрывать внешними способами. Мы со всем справляемся своими силами. Конечно, пытаемся участвовать в программах поддержки, но не особо рассчитываем. Это, скорее, будет приятным сюрпризом. А так у нас и до пандемии были планы, от которых мы не хотим отступать. У нас давно были взяты площадки, которые мы сейчас начинаем ремонтировать — под новую кофейню и под новый барбершоп. Надеюсь, что второй волны [пандемии] не будет. Что бы вы посоветовали людям, которые задумываются о том, чтобы уйти в бизнес? Андрей Шубин: Сейчас стало понятно, что, задумываясь о своем бизнесе, нужно если не полностью делать его онлайн, то хотя бы иметь представление, как это можно быстро переложить или продублировать в онлайн. Если это случилось однажды, логично предположить, что такие вспышки могут повториться — может, это будет не этот вирус, другой, но мы знаем теперь, что это возможно. В этой связи понятно, что большие тяжелые объекты ретейла, дорогие помещения, на первых линиях — это... что там Герасим обмотал вокруг Му-му, камень? Вот это прямо тянет на дно существенно. Плюс, если арендодатель долго не идет навстречу, это, конечно, тяжело. Если человек мечтает об общепите, лучше открывать много чего-то маленького, нежели один большой ресторан, в который вложил все, что есть, заложил дом — и потом сидеть и думать, что с этим делать. Доставка — это совершенно не панацея. В этом признались уже все — и сетевые рестораны, и единичные.