Ягодный бизнес 2020 года: объем переработки увеличится на 18%, дефицит свежих ягод сохранится
Общая ситуация Приверженцев здорового и экологически чистого питания с каждым годом становится все больше. Если раньше большинство россиян выбирало в качестве перекуса фаст-фуд, то в последние годы на смену ему пришли овощи, фрукты и ягоды. Что касается последних, то, учитывая тенденцию, в скором будущем перед предпринимателями могут открыться огромные возможности на ниве производства и переработки ягод, надеются аналитики «Интерагро». Напомним, что медицинские нормы потребления ягод на одного человека составляет 7 килограммов в год. Но пока даже с учетом импорта, россияне съедают только 69-76% от нормы (4,8-5,3 кг. на человека в год). Более того, импорт не покрывает имеющийся дефицит — в 2019 году он составил 58 тыс. тонн при дефиците в 312 тыс. тонн. Рост производства ягод также не позволяет удовлетворить медицинские нормы. Так, в 2018-2019 годах потребление составило 5,2-5,3 кг на человека в год, а в 2020 году, по оценкам «Интерагро», составит 5,4 кг. на человека. Таким образом, самообеспеченность ягодами может подняться с 69% (4,8 кг/чел.) в 2019 году до 70% (4,9 из требуемых 7 кг. /чел.) в 2020 году. По оценкам «Интерагро», валовый сбор ягод в 2020 году составит 714 тысяч тонн, 71 тыс. тонн — импорт. Таким образом, внутреннее производство может быть на уровне 91% от существующего потребления, что на 1% ниже уровня 2019 года. Динамика валового сбора и дефицита ягод Площади под ягодниками По данным Росстата, площади ягодников в 2019 году снизились по сравнению с предыдущим годом на 2,5% (с 102,8 до 100,2 тыс. га). Снижение произошло в сельскохозяйственных предприятиях – на 2,7% и у населения – на 3,2%. Крестьянско-фермерские хозяйства и ИП показали рост на 11,6%. По оценкам «Интерагро», в 2020 году площади под ягодниками продолжат сокращаться до 99,9 тыс. га, что на 0,3% ниже уровня 2019 года. Площадь в сельскохозяйственных предприятиях и у населения упадет на 0,8-1%. А вот фермерские хозяйства и ИП покажут рост на 12,2%. Площади под ягодными насаждениями, тыс. га Импорт vs Производство Структура производства и импорта по типам ягод существенно различается. Так, в России в основном собирают смородину (33%). На долю клубники приходится 20%, тогда как в импорте она занимает первое место и составляет 76%. Малины в России собирается 14%, а импортируется 6%. Голубика в России только набирает обороты, на ее долю приходится пока только 0,3%, тогда как в импорте она составляет 8%. Наибольший объем ягод, импортируемых в Россию, составляет клубника (76%). Далее идут клюква и голубика (8%), малина и ежевика (6%), смородина (6%), черника (1%). На долю других ягод приходится около 3% поставок. Импорт в разрезе по ягодам Переработка ягод растет Производство По данным Росстата РФ большая часть урожая ягод (72%) отправляется на переработку и продается оптовикам, четверть (24%) направляется в розницу, 2% — в HORECA. Российское производство переработанных ягод выросло за последние три года в 1,5 раза: с 3,95 тыс. тонн в 2016 году до 5,8 в 2019 году. По оценкам «Интерагро», рост производства ягод в 2020 году составит не менее 18% и достигнет 6,85 тыс. тонн. Основные поставщики ягод для перерабатывающей промышленности являются ЦФО (67%). Затем с большим отрывом идут ПФО (14%), СФО (7%) и ЮФО (4%). Регионы-переработчики ягод в 2019 г. Основным способом переработки ягод в России является заморозка. При этом она является и самой перспективной технологией. Зачастую это промежуточная стадия, которая дает возможность в дальнейшем использовать ягоду для приготовления морсов, напитков, джемов, пюре и т.д. Дополнительным плюсом является то, что для заморозки не требуется использование дополнительных консервантов и сахара. Это позволяет замороженной ягоде оставаться здоровой пищей. Замороженные ягоды составляют 95% от переработанных ягод. Ягодные десерты (щербет, ягодный лед) и варенье-джемы занимают по 2%, 1% — это ягодные пюре и пасты. Сублимационная сушка ягод пока не получила широкое распространение среди российских переработчиков. Основной причиной этого является дороговизна оборудования и самое главное — дороговизна самого процесса переработки. Сушка очень энергозатратное мероприятие. Хотя в дальнейшем сушеные ягоды хранить легче – они не требуют морозильных камер, достаточно холодильных установок. Однако в связи со значительным ростом спроса на импортные сублимированные ягоды, вскоре и российские производителя обратят на данный вид переработки более пристальное внимание, уверены аналитики «Интерагро». Импорт Рост импорта за аналогичный период вырос также в 1,5 раза: с 8,54 в 2016 году до 12,08 тыс. тонн в 2019 году. По оценкам «Интерагро», рост импорта переработанных ягод в 2020 году составит не менее 3% и достигнет 12,50 тыс. тонн. Производство и импорт переработанных ягод Две трети ягод импортируется консервированными (62%). Далее идут ягоды сушеные (25%), джемы и пюре (7%), сок (6%). В последние годы постоянно растет доля импортируемых сушеных ягод (с 9% в 2016 г. до 25% в 2019 г.), и падает доля консервации (с 76% в 2016 г. до 62% в 2019 году). Доля соков, джемов и пюре остается на прежнем уровне. Импорт переработанных ягод по типам переработки Основными поставщиками переработанной ягоды являются Китай (20%), США (15%), Германия (14%) и Польша (11%). Страны-импортеры переработанных ягод в 2019 г. Ягодный бизнес — проблемы и пути решения При промышленном выращивании ягод важно ориентироваться и на оптовых покупателей, и на переработку. Ягоды продукт скоропортящийся, поэтому нужно заранее продумать каналы сбыта продукции. Клиентами для покупки свежих ягод могут стать: супермаркеты, оптовые и розничные торговцы, кондитерские и пекарни, а также рестораны и кафе. Из переработчиков клиентами могут быть: производители кисломолочной продукции мороженного, соков, джемов и пюре, а также производители натуральной косметики и БАДов. Первую прибыль ягодный бизнес может приносить уже со второго года его ведения. Ягодами торгуют в течение всего года: в сезон — свежими, а по окончании сезона —– переработанными. Переработанные ягоды стоят в два-четыре раза дороже. Следует, однако, помнить, что процесс упаковки, переработки и расфасовки не сложный, но трудоемкий без использования специального оборудования. Назовем основные преимущества ягодного бизнеса: Незначительные первоначальные инвестиции; На ягоды всегда есть спрос особенно в крупных городах; Российский климат очень хорошо подходит для выращивания большинства ягод; Первая прибыль со второго года, которая будет расти с ростом ягодных кустарников; Не требует больших затрат на рекламу в связи с популярностью здорового питания; Большой спрос даже на продукты переработки ягод (жмых); Прибыльный бизнес круглый год. Генеральный директор «Интерагро» Екатерина Бабаева: - «Ресурс ягодного рынка России на сегодняшний день имеет большой резервный запас: по официальным данным только в 2020 году экспорт ягод увеличится на 18%, несмотря на текущую экономическую ситуацию. Со своей стороны отмечу, что и внутренний сбытовой рынок относительно свободен и готов к новым игрокам. Важная точка отсчета для нового участника рынка сбыта - отстройка от конкурентов и, понятно, что полочный продукт отличает упаковка. Стоимость брендинга может доходить до нескольких десятков миллионов рублей. Мы понимаем, что для большинства представителей микро- и малого бизнеса эти суммы часто непосильны и неоправданы. Мы, как поставщики оборудования, готовы поддержать российских производителей: продемонстрировать и предоставить лучшие технологии для выхода на новые рынки и завоевание рыночных ниш». Справка о компании: ООО «Интерагро» — разработчик и интегратор комплексных проектов для АПК Российской Федерации. Среди ключевых направлений деятельности компании: оптово-распределительные центры (ОРЦ), плодоовощехранилища, линии по доработке и переработке овощей и фруктов, грибоводческие комплексы. В компании работают специалисты с глубокими знаниями в отрасли и богатым опытом международного взаимодействия. Все реализуемые проекты компании находятся в программе сервисной поддержки, включающей в себя сервисное обслуживание, поставку запчастей, консультирование по оборудованию. http://interagro.info/