Войти в почту

Все, что нужно знать о крупнейшей выставке Синди Шерман в Fondation Louis Vuitton

23 сентября в Fondation Louis Vuitton открывается ретроспектива Синди Шерман – крупнейшая выставка американской художницы в Европе. Лидия Агеева узнала у куратора экспозиции Сюзанн Паже, почему Шерман никогда не дает имена своим портретам, в кого перевоплощается в новых работах и какую правду всегда скрывает ее арт-обман. «Если бы Синди не стала художницей, из нее получилась бы отличная актриса», – рассказывает куратор выставки Cindy Sherman à la Fondation Louis Vuitton, художественный директор Фонда Сюзанн Паже. Мы встречаемся с ней в Париже за несколько месяцев до открытия экспозиции, когда все пространство музея в 1500 квадратных метров на полгода преобразится в чудный мир Шерман. 66-летняя звезда современного искусства – сама себе модель, фотограф, сет-дизайнер, стилист, гример, парикмахер и ретушер – придумывает персонажей с нуля, каждый раз представая на снимках в новом, еще более провокационном облике. «Она принципиально не дает имена своим работам, предоставляя зрителям свободу интерпретации. Хотя и недвусмысленно намекает, на что нужно обратить внимание. Например, моя любимая героиня с портрета Untitled #466 – я называю ее женщиной из Бостона – живет в доме, похожем на флорентийское палаццо, и гордо носит кафтан, который только что привезла из Марракеша. В этот образ самой элегантной женщины Америки можно было бы поверить, если бы не одна деталь – розовые пластиковые туфли». Как подчеркивает Сюзанн, работы Шерман неслучайно так завораживают: их проблематика – вопросы идентичности, человеческих слабостей и самовосприятия – сейчас актуальна как никогда. В жизни художница гораздо комфортнее чувствует себя за кадром и почти не дает интервью. Впрочем, на время подготовки парижской ретроспективы она вышла из тени и приняла активное участие в работе над проектом: вместе с кураторами выбирала экспонаты, лично придумала зеркальную сценографию и, даже когда улетала домой в Нью-Йорк, оставалась на связи в режиме 24/7. В итоге зрители увидят около 170 портретов (более 60 из которых будут показаны впервые), выставленных в хронологическом порядке – от черно-белых университетских фото-этюдов середины 70-х до новейших работ, датированных 2020 годом. «Шерман обожала наряжаться с детства, причем скорее в старушек, чем в принцесс, – продолжает свой рассказ Сюзанн Паже. – Ей нравится провоцировать, и в первую очередь саму себя». Игры в переодевания превратились в искусство, когда Синди начала фотографировать свои эксперименты. В 1977-м серия черно-белых портретов Untitled Film Stills, где художница предстает в образах, напоминающих героинь фильмов Хичкока или французской новой волны, принесла ей мировую славу. Дальше – больше: History Portraits, вдохновленные классикой итальянской и фламандской живописи, сатирические Hollywood / Hamptons Types – портреты богачей с Восточного и Западного побережья США в бескомпромиссной борьбе за молодость, шокирующие серии о смерти и боли Disasters («Это были годы СПИДа – так она отреагировала на эпидемию») и о печальных клоунах («Здесь Синди впервые открыла для себя Photoshop – отсюда такие насыщенные цвета; кстати, сейчас она даже не красится, а рисует грим на компьютере»), где художница ставит над собой все новые и новые эксперименты, меняясь до неузнаваемости.Искусство Шерман по-настоящему модное: она придумывала рекламные кампании для Marc Jacobs и открытки для Comme des Garçons, скейтборды для Supreme и футболки для Undercover. А шесть лет назад разработала аксессуары для Louis Vuitton – вместительную сумку через плечо и огромный сундук с разделами для своих рабочих инструментов: париков, накладных носов, ушей и грима. Сюзанн рассказывает, что образы с обложек журналов она начала изучать и переосмысливать в своих фотографиях, еще будучи студенткой университета в Буффало. Но первый полноценный fashion-проект сделала только в 1993-м, когда редакторы американского Harper’s Bazaar привезли в ее квартиру-студию вещи из последних коллекций и дали художнице карт-бланш. Через пару недель Синди прислала семь фотографий с созданными специально для журнала персонажами на злобу дня. В 2016-м Bazaar вернулся к ней с новым заданием – придумать историю об иконах стритстайла в главных образах сезона. Так на страницах мартовского номера появилась ироничная съемка с героинями, напоминающими реальных инфлюэнсеров из инстаграма: сыгранные Шерман персонажи позируют в ожидании, когда же их сфотографируют. Одним из центральных экспонатов выставки в Fondation Louis Vuitton станет фотосерия, в которой Шерман перевоплощается в современных мужчин, – зрители увидят ее впервые. «Синди давно интересуется вопросами гендера, задумывается о мужских характерах и слабостях, – объясняет Паже. – Кстати, она уже играла в такие превращения: в коллекции Фонда есть несколько подобных работ, созданных значительно раньше. Но именно сейчас она погружается в тему маскулинности глубже, приглашая нас задуматься о том, что значит быть мужчиной в мире, где больше нет границ и ты можешь стать кем захочешь». А еще специально для парижской ретроспективы художница решила освоить абсолютно новую для себя технику и создала коллекцию гобеленов. «Когда я попросила ее показать у нас то, чего она еще никогда не делала, я и представить не могла, что Синди решит разместить фотоэксперименты из своего инстаграма на настенных коврах!» – смеется Сюзанн. Но с какими бы техниками ни экспериментировала художница и как бы ни трансформировала свою внешность, одно остается неизменным. «Гений Синди в том, что она даже врет по-настоящему. Она как угодно переделывает свое лицо и тело – но только не голубые глаза. С каждого портрета вымышленных героев она смотрит на вас своими настоящими глазами». С 23 сентября 2020 по 3 января 2021

Все, что нужно знать о крупнейшей выставке Синди Шерман в Fondation Louis Vuitton
© Harper’s Bazaar