Как музей Машкова в Волгограде придумывает проекты и привлекает людей

Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Машкова – прекрасный пример адаптации к новым реалиям: будь то привоз небанальных коллекций или переход в онлайн-режим во время локдауна. О том, как их команда подбирает проекты и преодолевает трудности пандемии, рассказала нам искусствовед и замдиректора по научной работе Ольга Малкова. Как встретили пандемию и (не)закрылись Когда только к нам перестали пускать посетителей, мы сразу же начали смотреть, кто что делает в онлайне. Крупные музеи создали виртуальные туры, которые позволяют гулять по залам, рассматривать произведения, но у нас таких специалистов нет. Хотя уже была разработана и доступна на сайте виртуальная экскурсия по экспозиции «Мастерская Машкова». В больших музеях (например, Русском музее) есть отделы, которые занимаются разработкой виртуальных продуктов. Мы бы и сами хотели двигаться в этом направлении. В целом, эти неожиданные «каникулы» стали стрессовой ситуацией. Мы запустили проект «КарАРТин», для которого пробовали все, что возможно было перевести в онлайн-формат. Что и как перешло в онлайн Больше всего опасений вызывал перенос в онлайн-формат занятий по народной кукле. Но специалисты в «Крупеничкином доме» оказались к этому готовы. Мастер-классы по живописи от художницы Ирины Тур, которые требуют живого восприятия, тоже оказались весьма понятными. Очень удачно, на наш взгляд, перешел в виртуальный формат детский проект «Исследователь искусства», которым занимается Елена Пилипенко. Она уже давно работает с нашими произведениями, рассказывает детям об их смыслах и технологиях. Теперь для каждого урока Елена также снимает видео и готовит статьи, викторины и головоломки. В этом проекте нас очень выручает контент информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Например, с его помощью Елена проводила интересное занятие по древнерусскому ювелирному искусству. У нас такого материала нет, зато мы можем взять его в Русском музее. Мастер-классы для «продвинутых» мастеров, которые готовит художник Мария Мелихова, тоже перешли в онлайн. Они создаются в рамках проекта «Первая улица Мира», цель которого – помочь увидеть уникальную красоту нашего города. А вот лекции цикла «Просто современное искусство» Иван Говорухин успел записать еще в музее. Они для тех, кто хочет познакомиться с самыми главными именами искусства ХХ–ХХI веков. Также на нашем ютуб-канале можно увидеть 14 концертов, которые за это время прошли в музее. Коллаборации и взаимопомощь В этот период нам очень помогли коллеги-журналисты. Например, серия выпусков программы Сергея Рябухина «Экскурсия на дом» была посвящена нашим выставкам. Не первый год мы работаем с автором передачи «Вехи в истории» Дмитрием Герасимовым, который в качестве этих самых вех нередко видит события художественной и музейной жизни. Вместе с коллегами из исторического парка «Россия. Моя история» был сделан фильм про советские плакаты 40-х годов. Мы всегда очень радуемся, когда рождаются такие совместные проекты. Задумываемся: может, надо попробовать и с другими музеями что-то придумать. Как прошел фестиваль «Извините, вы не видели Лосева?» Конечно, фестиваль – это в первую очередь про атмосферу, но зато онлайн-формат удобен тем, что ты можешь подключиться из любой точки мира. Так у нас прошло обсуждение в ZOOM во время фестиваля. Это было очень здорово: ты видишь множество людей, каждый из которых сидит в своем доме, в разных городах. Но есть что-то, что вас объединяет. Еще один формат, который мы обязательно будем продолжать, – виртуальные походы в мастерскую. Мы попали к Валерию Макарову, посмотрели, как он работает, а он нам все показывал и рассказывал. Очень удобно. Не каждый человек сможет сам добраться до мастерской. Да и если к художнику одновременно придут 50 человек, он вряд ли сможет принять всех. С командой фестиваля мы уже не в первый раз объединяемся для проведения акции «Ночь в музее». В этом году свою программу международной акции мы посвятили нашему городу, прекрасной улице Мира, рассказав об ее удивительных жителях, истории, образах в искусстве, способах создания ее художественных отражений. Вытеснят ли виртуальные музеи реальные Кажется, что сейчас все можно сделать онлайн. И мне грустно видеть, как девальвируется ценность подлинников. Можно нажать на кнопочку, скачать в высоком разрешении. Но ведь каждое произведение – это живая система. И музей помогает ощутить это. Здесь важны и масштаб картины, и качество поверхности. Важную роль играют рама и даже картины рядом. Каждая выставка – это диалог с произведением. Когда вы взаимодействуете с ним, у вас работают сразу все анализаторы, идет развитие эмоциональной, интеллектуальной, творческой, волевой сфер. И почувствовать это онлайн очень сложно. В виртуальном пространстве мы ведем просветительскую работу, задача которой – гуманизация общества. Для этого мы и работаем: делаем выставки, устраиваем концерты, проводим мастер-классы, экскурсии и лекции. Какая часть работы музея останется онлайн В ближайшее время у нас точно не будет экскурсий. Также мы не скоро сможем вернуться к занятиям с детьми и к проведению мастер-классов. Все это пока что будет существовать только в онлайн-режиме. Я верю в нашу команду. За эти три месяца многие наши сотрудники очень сильно выросли в технических навыках. Например, искусствовед Галина Гамалий с нуля научилась делать короткие видео-ролики. Было бы здорово, если бы у нас был отдельный человек, который помогал бы со съемками и монтажом. Пока в ход идут подручные средства. Процесс съемки выглядит так: берут банку, ставят на нее коробку, в коробке – дырка для телефона. Вот на такой штатив и снимают. Что посмотреть в музее У нас более 11 тысяч произведений и мы физически не можем показать все, что есть. Многие работы, которые находятся в отделе хранения, не выставлялись ни разу. Это не только советское и русское искусство. Есть Восток: Китай, Япония, Иран – изумительные вещи. Есть европейская графика. Очень много прикладного искусства – ткани, фарфор, керамика. Сейчас стараемся по максимуму использовать возможности онлайна, чтобы знакомить посетителей с нашими фондами. На сайте в разделе «Коллекции» есть ссылка на нашу страницу в Госкаталоге. Это большой проект Минкульта РФ. Там находится около шести тысяч наших произведений и страница пополняется. Выводы, которые пришлось сделать на карантине Когда мы стали работать с разными форматами, начали понимать, как много нам пока не хватает. Например, во время экскурсий мне многое приходится объяснять «на пальцах». За каждым полотном стоит огромный кусок жизни художника, о многом еще хочется рассказать и показать. Сейчас думаем, как добавить элементы онлайна в оффлайновые экспозиции. Интересной идеей кажется подшить рядом с произведениями QR-коды, в которых будут аудиозаписи экскурсовода. Придет человек к нам в музей, захочет побродить по выставке самостоятельно – скачал, послушал. Поняли, что нам нужно активнее использовать технологии. Мы проводили очень много выставок и творческих вечеров, приглашали талантливых художников. Надо было все это записывать. Сейчас многое утеряно. Теперь задача – сохранять важное и интересное. Про будущее Вирус когда-нибудь уйдет, и мы уже ждем полноценного открытия нового зала в ЦУМе. Там сможем показать еще больше произведений. Хотя тоже не все. Первый этаж займут магазины, арт-кафе, творческие пространства, а выше – четыре этажа экспозиций. Сейчас там уже ждет своего часа выставка «Война на холсте как память поколений». Пока она доступна только в виде виртуальной экскурсии.

Как музей Машкова в Волгограде придумывает проекты и привлекает людей
© Волгоградская правда