Как российский музыкант бросил все и решил заряжать офисных сотрудников на успех

Андрей Ли — плодовитый электронный музыкант родом из Ташкента, один из основателей техно-дуэта Interchain (ранее Stoned Boys), выступавший под псевдонимом Obgon. В 2019 году он отошел от клубной музыки, занявшись экспериментальным перформативным проектом «Директор Всего». В нем артист апроприирует корпоративную культуру, примеряя на себя облик сурового, но справедливого суперменеджера, своего рода мессии офисного планктона. Композиции из дебютного альбома «Всего», вышедшего в сентябре 2019-го, посвящены различным элементам жизни руководителя компании — собраниям, увольнениям, форс-мажорам, которые подаются под минималистичным электронным звучанием. На днях Директор Всего выпустил новый трек, который стал первым синглом из грядущего альбома. Андрей рассказал «Ленте.ру» о том, как найти ни на что не похожий саунд, что происходит с электронной сценой Узбекистана и почему работников европейских лейблов необходимо срочно уволить, — и при этом ни разу не вышел из образа своего альтер эго. Признаюсь, впервые узнал про Директора Всего, когда увидел у друзей твою фотографию в рамке. Они сказали, что это для привлечения инвестиций. Директор Всего: Речь, наверное, идет о моем бизнес-талисмане, который мы с командой создали для того, чтобы люди могли во что-то верить и это что-то могло бы им принести удачу и успех. Так что этот предмет, который вы видели в гостях у друзей, — это бизнес-талисман Директора Всего. Как появился образ Директора Всего и вся концепция музыки о корпоративной культуре? Как я пришел к этому? Я очень много работал, и однажды меня повысили по назначению сверху до должности Директора Всего. Это произошло в один из обычных рабочих дней, когда я еще был просто менеджером. Я стоял у принтера, печатал документы, и как некое явление чуда на меня сверху снизошел призыв. Сквозь потолок «Армстронг» на меня указал палец, послышался голос: «Я назначаю Директором Всего». Представляете? Меня назначили Директором Всего прямо сверху! С тех пор я работаю еще больше, потому что чем выше должность, тем больше задач. Нужно изменить мир к лучшему, чтобы у всех все получалось. И я своим опытом делюсь с людьми путем видеоклипов, фильмов, музыки. Ровно год назад у меня вышел дебютный альбом, заряженный на успех. Он так и называется: «Директор Всего — Всего». Это значит «Всего вам хорошего, дорогие работники, потому что вы заслуживаете всех благ, когда работаете качественно». Музыка вдохновлена работой, отчасти вдохновлена джазом. Я большой фанат джаза и считаю его высшей формой искусства, потому что над этой музыкой очень много работают. Джазмены — работяги те еще, они пашут, оттачивают свое мастерство, чтобы каждое соло уносило слушателей в какие-то новые, неизведанные реальности и ощущения. Целевая аудитория у тебя — офисные работники? Планируешь распространять зону влияния на маргиналов, на музыкальный андеграунд? Я не признаю понятие «андеграунд». Я не мыслю такими категориями, андеграунд, — не андеграунд. Я делаю поп-музыку, потому что поп-музыка понятна всем, но я использую просто нестандартные шаблоны. Вернее, я вообще не использую шаблоны, я всегда хочу удивить. Какие стартапы выстреливают, какие контракты работают? Те, что удивляют, дают что-то новое. Поэтому свою музыку я позиционирую как поп, но она абсолютно инновационная — такую никто больше не пишет в наше время. Более того, я считаю, что чем сложнее поп-музыка, тем больше она заставит людей задуматься об их месте в обществе. Я за сложную музыку в легком поп-формате, так сказать. Аудитория у меня очень широкая, потому что мой образ понятен всем, моя должность известна всем, каждый работник автоматически становится моим подчиненным и слушает то, что я создаю. Но есть определенный срез общества, именуемый фрилансерами. Моя задача — донести до этих людей, что их путь ведет в никуда. Это стоп карьерной лестницы. Все знают, как работают фрилансеры: это постоянно какие-то опоздания на встречи, нарушения дедлайнов, потеря связи. Это всегда нестабильная работа, как в отношении подрядчика-заказчика, так и в личном плане. Я знаю, что большинство фрилансеров в первых числах месяца чешут голову и думают: «Как же нам заплатить за квартиру? Надо срочно какой-то заказ намутить». Таких проблем у нас, постоянных работников, нет. Мы всегда получаем стабильную зарплату, всегда знаем, что у нас будет полон холодильник и оплачена квартира. Поэтому я говорю нет фрилансу! А что ты думаешь о работе на удаленке из-за пандемии коронавируса? Я свои мысли по этому поводу уже озвучивал в моих блогах, соцсетях. Ну что ж поделать, такова ситуация, и это уникальный случай поработать из дома, это официальное разрешение. Надо воспользоваться этой ситуацией в лучшем ключе, проявить себя даже в таких нестандартных условиях, когда офис закрыт. Ты дома, это тебя дисциплинирует, заставляет подумать, освежить свои мысли, может быть, какие-то новые идеи придут, как развивать бизнес. Многие работники это время почему-то называют тяжелым, неопределенным, страшным. Я так не считаю — я беру ситуацию и обыгрываю в свою пользу. Я всем своим партнерам сказал: «Друзья, радуйтесь, у вас есть официальная возможность поработать из дома». Но именно поработать из дома, а не проваляться на диване, смотря сериалы на Netflix. До твоего повышения, до этой сложной поп-музыки ты делал довольно дарковые клубные проекты — Interchain и Obgon. Они идеально влились в волну техно-ревайвал. Ты ими занимался чисто из интереса или хотел оседлать моду на клубную музыку? Все люди подвержены каким-то модным влияниям, и я тоже. Это был опыт очень полезный для меня, и я понял, как работать с ритмами, с грувами, это сделало меня еще сильнее. Я не вижу проблемы в том, чтобы следовать каким-то модным течениям. Пожалуйста, следуйте — делайте то, что модно, это круто! Будьте модными. Лучше быть модным, чем немодным. Но всегда важно иметь какое-то послание слушателям. Потому что можно сделать трек по шаблону, и он ничем не будет отличаться от какого-нибудь классного бэнгера, но в нем не будет никакой души. Мой подход всегда был авторским — если даже я брал модное течение, то переваривал его и делал что-то свое, иначе неинтересно. Зачем делать то, что есть, когда можно сделать что-то в рамках какого-то влияния, но по-своему? Obgon и Interchain — абсолютно разные проекты, со своими идеями и философиями. Ты к ним еще вернешься? Я не знаю. Не могу сейчас ответить — никогда не знаешь, что произойдет. Может быть, придет какая-то классная идея, захочется выпустить новый трек или целый альбом, реюнион Interchain сделать. Но загадывать не буду, потому что сейчас много директорской работы. Поэтому прошлое пусть останется в прошлом. По поводу директорской работы: твой трек «Бизнес-ланч» — первый сингл с грядущего альбома. Расскажи, что еще нас ждет и когда. Альбом готов, он прошел все стадии — от сочинительства до сведения и мастеринга, все лежит у меня в айфоне и ждет своего часа. Когда точно — сказать не могу. Но я дам анонс: он будет называться «Самый занятой гражданин». Выйдет он в этом году — надеюсь, что осенью. Этот альбом посвящен, естественно, мне самому — Директору Всего, самому занятому гражданину, потому что я такой: у меня очень много дел, много задач, вебинаров, семинаров, практик... Очень много! Этот альбом рассказывает историю о Директоре Всего как о самом занятом гражданине. Если я не ошибаюсь, в проекте Директор Всего у тебя появился новый элемент — актерская игра. Как он тебе дается, есть ли какие-то трудности? Трудностей нет (смеется). Это дается легко, потому что я, когда надеваю костюм из магазина «Сударь», чувствую себя максимально свободно и уверенно, чувствую себя собой. Как я уже говорил, когда тебя назначают сверху — это чудо, и оно облегчает жизнь, а не усложняет. Мне все дается легко, я получаю удовольствие от своей работы. Мне нравится быть в кадре — все процессы, от собеседований до деловых встреч, фиксирует группа документалистов. Она снимает все собрания, увольнения, интервью. Это профессиональные работники, которые занимаются кино, и они все время со мной, они все время следят, снимают документалку. Возможно, это когда-нибудь превратится в сериал или нарезку клипов. Я всегда максимально свободно себя чувствую под прицелами камер, потому что, как я уже сказал, когда тебя назначают сверху, это придает энергии и сил. Вы случайно не снимаете аналог сериала «Офис»? Да я не знаю, что мы делаем. Ребята просто снимают мою жизнь. А там посмотрим, что это будет. Вернусь к техно. Можно ли говорить о смерти этой музыки в связи с закрытием клубов из-за коронавируса? Безусловно, вне клуба техно-музыка не нужна. Я своих работников, например, всегда отчитываю, когда прохожу по опен-спейсу и слышу, как из наушников играет техно. Что это такое? Дорогие мои, вы где находитесь? Как бы я все понимаю, но, во-первых, сделайте потише, во-вторых, такую музыку надо слушать в клубе, потому что там она создает для вас специальные условия — направляет вас на танцы. На работе танцевать не надо, на работе надо работать! Эта музыка исключительно для танцев — она функциональная, несет конкретную задачу — ритм. На работе слушайте либо мою музыку, либо подборки любимого джаза. В плане смерти — все не вечно, и техно-музыка тоже. Возможно, из-за коронавирусной пандемии это направление очистится. Кто-то перестанет им заниматься, вернется в офис. Я буду только рад этому. Потому что электронная музыка — это что? Это как электронная сигарета, как говорят бабушки и дедушки (смеется). Расскажи о творческом процессе Директора Всего. Он отличается от работы Interchain, Obgon или создания «Объекта и среды»? Конечно, отличается. Я остаюсь в своем кабинете, выключаю свет, когда все сотрудники покинули офис. Смотрю отчеты, что за день было сделано, потом достаю синтезатор и начинаю играть. И что приходит в голову — сразу записываю, накладываю туда бит, и все готово. Если раньше с техно-музыкой приходилось мучиться, искать звук, то здесь мне нужны лишь пустой офис и синтезатор. Все. Треки делаются легко, за неделю альбом готов, а больше на это времени тратить я не вижу смысла. У меня куча других задач. Для меня творческий процесс в плане написания музыки — такой же, как создание красивого контракта: все хорошие вещи делаются быстро. Это мое мнение. Если ты заработался над чем-то, у тебя как-то замыливается видение, в итоге ты слишком много пускаешь в это энергии и сил. А когда слушаешь, что получилось, думаешь: «Ну, что-то не знаю...» Если процесс идет легко, быстро, в кайф — зачем усложнять? Я знаю работников, которые одну песню в год могут делать. Зачем это? У меня за год столько всего происходит, что ого-го! Коллаборации с такими работниками у тебя все же были. Как тебе с ними сотрудничалось? В рамках Директора Всего у меня пока не было коллабораций, но они будут в новом альбоме. Я пока не буду раскрывать секрет — с кем, но там есть парочка совместных предприятий с классными артистами, с ними работалось очень легко, комфортно, было стопроцентное взаимопонимание. Мы подписали контракт на первой встрече, и все было прямо очень хорошо. По поводу прошлого — ну, мне даже с перфекционистами легко работалось. Мы, видимо, ловили какую-то волну, все понимали, что нам нужно от этого взаимодействия, и не хотелось тянуть время. Ведь затягивание времени приводит к падению акций. Не надо тянуть время. Чувствовать надо, чувствовать! Пошла маржа — раз, взялся за нее, написал альбом — выпускай его, не держи. Чтобы расти, развиваться в бизнесе, в творчестве, надо больше производить. Каждый продукт дает тебе шаг к следующему продукту. Так ты идешь по карьерной лестнице вверх. Так ты становишься богаче, успешнее, знаменитее. Наслышан о твоем первом опыте исполнения музыки — ты ее исполнял на «Витафоне». На каких еще неожиданных предметах ты играл или планируешь поиграть? Я вообще считаю, что в наше время в качестве музыкального инструмента можно использовать что угодно. У меня есть песня «Договор», она вышла как экспортный продукт на голландском лейбле Osare! Editions, который принадлежит Елене Коломби. Там я играю на клавиатуре компьютера. То есть я пишу договор, звук клавиатуры записывается и является частью композиции. Любые звуки надо использовать, и в этом кайф. Многие музыканты ломают голову — как нам сделать собственный саунд? Ребята, элементарно: запишите любой звук на диктофон, засуньте его в семплер, и вот ваш оригинальный собственный саунд, не похожий ни на что! Я не понимаю, почему другие работники до сих пор не пользуются этой элементарной схемой. Наше время позволяет делать все: можно на айфон записать и сделать свой семпл-пак из оригинальных звуков. Отбойники, бензопилы — все что угодно и в любом жанре музыки, от индастриала до какого-нибудь авант-попа. В любую музыку можно запихнуть любой звук, и этот звук будет оригинальным, его не будет ни в одной аналоговой драм-машинке, он будет ваш, личный. Во многих треках у меня есть такие звуки — клавиатура, принтер, что угодно. Это я люблю. Ты родом из Ташкента. Следишь за местной электро-сценой? Есть там что-то, заслуживающее внимания? Безусловно, там есть что-то, заслуживающее внимания. Например, там появилась творческое объединение «Факультет акустики». Они делают фестивали «Фрагмент» и «Стихия», последний проходит на высохшем Аральском море, на кладбище мертвых кораблей. Это фантастическое место, незабываемое. Мы там выступали с проектом Interchain. Это было восхитительно, потому что в этих краях ничего не происходило, все законсервировалось из-за политической ситуации и президента Ислама Абдуганиевича Каримова, который не давал свободы никому. Каримов умер, пришел новый президент, пошла новая энергия, новая жизнь. Туда вернулись творческие люди, которые начали что-то развивать. Ребята из «Факультета акустики» — такая сборная команда, один чувак пожил в Москве, посмотрел, как тут все происходит, вернулся и стал поднимать локальную тусовку. Диджеи, клубы даже, какие-то вечеринки — все, конечно, на таком начальном уровне, но здорово то, что что-то меняется на моей родине. Я буду рад туда еще раз приехать, выступить с семинаром в Олий Мажлисе, устроить бизнес-встречу с земляками, поговорить о проблемах и о том, как их решать, с радостью поделюсь своим многолетним опытом. Ты упомянул лейбл, вопрос про них: ты основал свой Incompetence Records, выпускался на чужих — зачем они вообще нужны? Incompetence Records был основан Женей Горбуновым (второй участник Interchain, создатель проектов «ГШ», «Интурист», NRKTK — прим. «Ленты.ру») и мной, но я свой пакет акций отдал Жене и ушел из бизнеса, потому что я человек занятой, у меня нет времени заниматься разными артистами. Я хочу заниматься своим проектом, своим делом, фокусироваться на себе. Более того, я просто понял, что руководить музыкальным лейблом — не моя тема. Это очень важный момент! Каждый работник должен понимать, что его, а что не его, и тогда любая работа будет в кайф, она будет ему понятна и будет приносить удовольствие. Сейчас лейбл мне нужен для того, чтобы грамотно залить мои релизы на дистрибьюторскую платформу и отправить их на стриминговые площадки. Вот и все. На этом, пожалуй, роль лейбла в современном понимании исчерпывается. Есть, конечно, большие корпорации, которые дают бюджеты, вкладывают деньги, но от них тоже ничего не стоит ждать. Лучше все делать самому и быть самому себе лейблом — так ты сможешь выпустить музыку, когда захочешь, сможешь сделать дизайн, какой хочешь, контракт с самим собой подписать на сколько угодно релизов и быть абсолютно независимым артистом. Это очень важно — многие молятся, отравляют демки, ждут, когда их кто-то подпишет… А не ждите! Будьте сами себе лейблами, и, возможно, кто-нибудь и обратит на вас внимание. У нас был опыт работы с европейскими лейблами, и я, честно говоря, просто удивлен, как они сейчас работают. Речь идет о популярных, модных в тусовке лейблах, которые выпускают классную музыку. Но то, как они работают, — это просто ужас! В Европе пока мои полномочия не действуют, но если бы они были в России, я бы их быстро уволил — они задерживают релизы, не отвечают на письма... Это просто кошмар, так нельзя работать ни в какой сфере — лейбл ты, магазин «Сударь» или корпорация, занимающаяся инвестициями среднего и малого бизнеса! Что ж, спасибо большое за это собеседование. Любопытно узнать, уволят меня после него или повысят. Ну, это мы посмотрим после того, как выйдет материал. Присылайте, мой агент вышлет вам все нужные материалы, фотографии, клипы, чтобы все было красиво, чтобы по гайдам. Спасибо вам, хорошего рабочего дня, удачи, успехов на работе! С вами был Директор Всего. Трек Директора Всего «Бизнес-ланч» вышел 6 июля в коллаборации с «Кухней на районе», которая также разработала «Бизнес-ланч Всего», призванный повышать KPI и эффективность работы в офисе

Как российский музыкант бросил все и решил заряжать офисных сотрудников на успех
© Lenta.ru