Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Пять причин посетить Лермонтовский музей в Пятигорске

Как известно, Лермонтов любил бывать на Кавказе и не раз останавливался в Пятигорске. Именно здесь поэт жил последние недели перед роковой дуэлью на Машуке. Город с тех пор сильно изменился, но маленький домик, где писатель провел два летних месяца, до сих пор хранит о нем память. Теперь там открыт музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, который обязательно посещают все поклонники поэта, приезжающие на Кавказ. Вот самые ценные экспонаты, которые обязательно нужно увидеть каждому.
Пять причин посетить Лермонтовский музей в Пятигорске
Фото: «Это Кавказ»«Это Кавказ»
Домик Лермонтова: последний приют поэта
Этот скромный флигель, с камышовой крышей, у подножия Машука — одно из старейших строений Пятигорска. Его еще в XIX веке на территории своей усадьбы построил купец Чилаев, чтобы сдавать. 15 мая 1841 года в него заселился самый известный постоялец — 27-летний поручик , а вместе с ним его родственник и друг офицер Алексей Столыпин.
Флигель был обставлен скромно, но уютно: две спальни, гостиная, буфетная, конюшни и подвальчик с кухней для прислуги. Из окошка спальни Лермонтова в ясную погоду можно было видеть Эльбрус.
За три месяца проживания молодые люди заплатили 100 рублей серебром — размер годового жалования Лермонтова на военной службе. Правда, поэт провел там не три месяца, а только два. 15 июля Лермонтов стрелялся на дуэли, и именно в этот дом привезли раненного поэта, где он провел последние часы жизни.
— В гибели Лермонтова до сих пор много загадок, — рассказывает , главный хранитель музея. — До сих пор точно неизвестно, стрелял ли Лермонтов в Мартынова на дуэли или не стрелял, кто был секундантом, куда делись пистолеты. Зато по его рукописям мы точно знаем, что в последние месяцы поэт много писал. Будто предчувствовал. Говорят, он выносил на деревянную террасу круглый столик и работал на свежем воздухе. Этот столик — единственная сохранившаяся вещь из обстановки дома того времени.
Весь остальной интерьер воссоздан. В гостиной постарались сделать все так же, как было при Михаиле Юрьевиче: деревянный диван, покрытый шерстяным ковром, рукописные копии стихотворений на маленьком столике, небольшой буфет с посудой.
В начале XX века Пятигорск едва не лишился лермонтовского флигеля. Новый владелец собирался отправить домик под снос и построить на его месте что-то более современное. Спасение пришло от городской администрации. Из казны было выделено 15 тысяч рублей, которых хватило, чтобы выкупить всю усадьбу. Ее передали в распоряжение Кавказского горного общества, оно и занялось созданием в ней Лермонтовского литературного музея. В 1912 году он открыл двери для посетителей.
Кресло и стол из квартиры Лермонтова в Петербурге
Одна из первых и до сих пор самых ценных музейных реликвий — письменный стол и кресло Лермонтова, которые стояли в его квартире в Петербурге. У этого экспоната долгая история.
После смерти Михаила Юрьевича их забрал себе его троюродный брат — Аким Шан-Гирей, автор известных мемуаров о поэте. В них он писал, что перед отъездом Лермонтова на Кавказ они вместе разбирали бумаги из ящиков этого стола. Некоторые стихотворения отбирали для сборника, другие — сжигали в камине. В Пятигорск мебель попала уже вместе с дочерью Акима — Евгенией.
— Евгения Акимовна переехала на Кавказ, забрав с собой некоторые семейные реликвии, в том числе лермонтовский стол, — говорит Антон Данилов. — Но поскольку ей приходилось часто уезжать из дома, то самые ценные вещи Евгения Акимовна передала соседям. Так и случилось с этой петербургской мебелью. Долгое время она находилась в сарае у знакомых Шан-Гирей. Когда был создан музей Лермонтова, она вспомнила о ней и отдала в дар.
С этим подарком связан забавный случай. Первым попечителем музея был учитель и активный член горного общества , он был известен среди коллег дотошным характером. Павлов опубликовал в местной газете статью, где высказал сомнения о подлинности предметов мебели. Дарительницу это очень возмутило, и она потребовала вернуть подарок назад. Извиняться пришлось всем членам Кавказского горного общества. К счастью, мебель музей сохранил — комплект из письменного стола и каминного кресла стоит в домике до сих пор.
Картина «Вид на Крестовую гору»
Лермонтов известен как писатель, но он был также довольно способным художником. Писать картины он начал даже раньше, чем стихи. И особенно много картин он создал на Кавказе. Горы и всадники на лошадях, пожалуй, самые частые сюжеты его работ. По воспоминаниям современников, поэт часто выбирался писать этюды с натуры. Одним из любимых мест было плато Бермамыт.
В музее хранится одна из лучших живописных работ Лермонтова — картина «Вид Крестовой горы». Особенно интересна она потому, что изображает подъем на Крестовую гору, описанный на первых страницах «Бэлы».
" — Вот и Крестовая! — сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чертову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом".
Известно, что перед последней поездкой на Кавказ Лермонтов успел подарить эту картину писателю . На ее обратной стороне сохранилась надпись об авторе, сделанная рукой писателя.
А вот пятигорскому музею картину подарил французский балетмейстер и коллекционер украинского происхождения . Он выкупил ее у одного коллекционера в Хельсинки. А в 1960 годы он посещал Советский Союз и передал картину архивному управлению. Правда, с одним условием: она должна экспонироваться с именем дарителя. Сейчас на табличке возле картины значится — С. Лифарь.
Иллюстрации Врубеля и Серова к стихотворениям Лермонтова
В музее хранятся подлинные акварельные иллюстрации к произведениям Лермонтова руки известных русских художников, выполненные в технике гризайли. Есть здесь «Бела» кисти Серова с «глазами черными, как у горной серны», иллюстрация к «Пророку» Репина, кустодиевские работы по мотивам «Песни про царя Ивана Васильевича » и особенно ценный музею акварельный эскиз Врубеля «Поверженный Демон».
— Все эти работы пришли в музей уже в советское время, когда он приобрел определенный статус. Вещи выкупались из частных коллекций. Приобретались порой за небольшие деньги — 100, 300 рублей. Для зарплаты музейного работника в 150 рублей это, конечно, значительная сумма. Но комплектование — очень важно для любого музея. И тут, если не успеешь, то кто-то перекупит. Поэтому денег не жалели.
Правда, оригиналы этих ценных работ хранятся в музейных архивах. А посетителям экспонируют только копии: акварель боится света.
Первое прижизненное издание стихотворений Лермонтова
В архивах музеев хранится и еще одна реликвия — первый и единственный прижизненный сборник со стихотворениями поэта. Книга вышла за год до его смерти, в 1840 году, тиражом 1200 экземпляров. До этого уже дважды печатался его роман «Герой нашего времени», а вот сборник стихов был опубликован впервые.
Произведения для сборника Лермонтов выбирал самостоятельно. В него вошли 26 стихотворений и две поэмы — «Мцыри» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Также в музее хранятся литературные журналы, в которых при жизни поэта были напечатаны его произведения.
— Все эти тома хранятся в нашей научной библиотеке. У нас книги разных годов, часто они в авторских переплетах, — говорит хранитель Антон Данилов. — Есть один забавный экземпляр — первая прижизненная публикация «Бородино» в журнале «Современник», и фамилия там указана: «Лермантов». Большинство изданий музей получил в дар в 1940—1950 годы, когда всесоюзная книжная палата занималась раздачей старых книг. Сегодня такое прижизненное издание может стоить по миллиону рублей.