Волгоградский инженер создает скульптуры из металлолома
Скульптуры волгоградца Вадима Кулешова можно увидеть во множестве российских регионов – от Москвы до самой Чукотки. Есть они и в Волгограде, хотя пока совсем немного. Журналист «Волгоградской правды» Александр Литвинов придирчиво оценил творчество и вынес вердикт – необычные фигуры, без сомнения, могли бы стать изюминкой любого парка или сквера. Когда б вы знали, из какого сора – Ой, что это такое страшное?! – спрашиваю я. – Это сын волка, исполняющий танец орла, – поясняет с улыбкой Вадим. – Видите, на груди его татуировка, изображающая волка? А в этой статуэтке я запечатлел прославленную волгоградскую спортсменку, знаменитую бегунью на короткие дистанции Екатерину Слесареву (Лещеву), живущую в нашем Красноармейском районе. Кстати, фигуры женщин-спортсменок, авторитетно объясняет мастер, получаются обычно более выразительными, чем мужские. – Видите, как мышцы у нее играют? – с гордостью показывает скульптор и добавляет: – Непросто было все это изобразить. Тем более из стали, из десятимиллиметровой стальной проволоки. Когда он делает скульптуры, руками эту стальную проволоку гнет без всяких приспособлений. Сделал так семь фигур для студенческой Универсиады в Казани. – Неужто и это тоже из обычной проволоки? – показываю я на оскалившего пасть медведя. – Больше похоже на кузнечную работу. – Проволока, конечно! – отвечает мастер. – Просто я поплотней ее поставил. – И где же вы столько металла берете? – интересуюсь я. – Да где придется, вплоть до того, что из обычного мусора, – рассказывает художник по металлу и заявляет, что «практически из любого хлама можно сделать что-то красивое». Проволоку он покупает на предприятиях, в пунктах металлолома находит интересные вещи, поднимает металл со дна Волги, ибо его там много, только надо уметь нырять. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» – вспоминал я, слушая Вадима Кулешова, строчки стихотворения Анны Ахматовой. Оказывается, далеко не только к стихотворчеству их можно с полным правом применить… Олень, возникший из куста Вадим Кулешов – наш, волгоградский парень. По профессии он инженер-таксатор. Это, если кто не знает, специалист, который занимается оценкой леса, его состояния. Отучился в Воронеже и вернулся в родной Волгоград. – Гляжу – работы нет, нет ничего для меня, лесника, подходящего, – рассказывает Вадим. – Чтобы на что-то жить, стал заниматься садами. Со временем увлекся топиарной стрижкой, то есть приданием растениям не свойственных им форм. Животных, скажем, или разнообразных геометрических фигур. Могу из обычного куста выстричь оленя – простой садовник вряд ли так сделает. Но топиарная стрижка – процесс длительный и трудоемкий, а потому со временем наш мастер решил усовершенствовать технологию, привнеся в нее... металл. И тогда у Кулешова возникла идея изготавливать к выстригаемым им из кустов фигурам каркасные рамки из металла, из проволоки. Постепенно, усложняя работу, он начал делать у фигур животных выразительные морды. Так у скульптур животных появились глаза, уши, позднее «выросла» и шерсть. И вот как-то так незаметно и родилась новая необычная техника. – Ковки здесь нет, никаких аппаратов не применяется, – объясняет Вадим Кулешов. – Проволоку руками гну. Сваркой то, что получилось, закрепляю разве что. Напильником места соединения подчищу – вот и готова новая скульптура! Стальной зоопарк Спрашиваю у мастера, как к нему приходят идеи работ. – Я не член Союза художников, нет у меня высокого образования, сложных художественных терминов не знаю, лесник я, Вадим из гаражного кооператива, – уточняет самоучка. – Просто нравится мне какой-то зверь, вот я его и делаю. Люди хотят, например, чтоб я для них сделал слона. Говорю: «Давайте фото, какого именно надо. Либо я сам придумаю!» Признается: больше он работает по животным, анималист, хотя и делал фигуры музыкантов, несколько в Москве стоят. Поясняет: в его деле фантазия нужна, творческий взгляд на вещи. – Берешь простую кухонную терку, например, – показывает Вадим, – вырезаешь из нее вот такую фигуру. Видите, что получается? – Рыба – отвечаю я. – Правильно! Или вот собаку я делал из гаек. Клапан на ней – это хвост, болт – нос. Гаечные ключи – уши. Или взял кусок домкрата, деталь от велосипеда, гаечные ключи. свечи зажигания и дрели. В результате получился робот. Бывают и более сложные образы: солдат, как известно из сказки, может сварить вкусную кашу даже из топора, а Вадиму хватило топора, чтобы сделать скульптуру. Правда, замечаю я, солдату, кроме топора, потребовалось еще кое-что. – Так и мне тоже, – смеется мастер, – пара гаечных ключей, несколько разных металлических мелочей. При этом каждая железка как бы тянет за собой другую. В его творческом арсенале много необычных скульптур. Но он мечтает о новом проекте. – Хочу такое, чего ни у кого больше нет, – улыбается мастер. – Сделать бы целый зоопарк животных из металла. Надеюсь, что сумею все свои идеи осуществить!