В Глазовском переулке Москвы стоит прекрасный особняк, на самом видном месте которого – мозаичное панно с изображением льва. Это – «автограф» его архитектора, Льва Николаевича Кекушева. Дом, который он создал для себя, но ни одного дня в нем не жил, считается первым московским зданием, построенным в стиле модерн. В конце 1890-х годов Лев Кекушев, который к тому времени стал известным архитектором и набрал солидную клиентуру, женился, стал отцом и перебрался из Петербурга в Москву. Здесь он купил участок земли в районе Арбата, чтобы построить дом для своей молодой семьи. Проект создавался с небывалым вдохновением, строительство шло быстро и легко – через 10 месяцев особняк был готов принимать жильцов. Но владельцы не торопились вселяться в него… По задумке Кекушева, на цокольном этаже дома расположились котельная, погреб, кухня и комнаты для прислуги. На первом этаже – кабинет, буфетная, гостиная и столовая, на втором – жилые комнаты и лоджия. Комнаты располагались рядом с большой лестницей внутри дома, еще одна вела на чердак и на две террасы. Об отделке сам архитектор писал так: «Потолки в кабинете и столовой обработаны в балочку с кессонами и живописью между ними; гостиная с ореховым потолком и панелью - в японском характере. На втором этаже отделка простая: на стенах – обои и масляная краска. Парадная лестница – железный каркас, дуб. Облицовка стен в ванных и кухне – фарфоровые плиты; полы вестибюля и кухни выложены металлическими плитами». Кекушев спроектировал даже специальные ниши под мебель, которую собирался делать на заказ. Фасады особняка архитектор облицевал небольшим прямоугольным боровичским кирпичом, а для декоративных элементов использовал тарусский мрамор. Маленькая угловая колонна, украсившая лоджию, была выполнена из металла. Все окна дома отличались формой и размером, рисунок рамы у каждого из них тоже был свой. Над самым большим, балконным окном размещалось панно с изображением льва, о котором мы уже говорили. Другое мозаичное панно, с изображением подводного мира, установили над входом в дом. Его создал британский архитектор и художник Вильям Валькотт, работавший в то время в Москве. Дом Кекушева был так красив, что на него приходила полюбоваться вся Москва. Сегодня принято считать, что промышленник Отто Адольфович Лист, увидев кекушевский дом, влюбился в него и предложил архитектору такую сумму, что тот не смог отказаться. Но существует и другая версия: Лев Кекушев, изначально спроектировавший дом действительно для себя, уже в процессе строительства передумал и решил выставить его на продажу. Скорее всего, это стало для Кекушева интересным опытом, воплощением идеи, навеянной «Северным домостроительным обществом» Саввы Мамонтова: эта компания планировала строить в Москве дорогие дома в «новом стиле» - с отделкой и обстановкой, «под ключ». Модерн уже стал «хитом» в Европе, но еще не дошел до России, и дома в «модном» стиле должны были привлечь состоятельную публику, часто бывавшую за границей. Как бы то ни было, едва закончив строительство особняка в Глазовском переулке, Кекушев начал строительство другого своего дома на Остоженке. А сам опубликовал в журнале «Зодчий» объявление о продаже дома. Названы цены: 20 тыс рублей за участок и 100 тыс – за дом. В какую цену особняк на самом деле обошелся Листу, история умалчивает. Отто Лист стал владельцем особняка в 1900 году, навсегда наградил его своим именем, но в 1908 году продал его художнице и светской львице Наталье Кусевицкой – жене дирижера Большого театра и основателя «Российского музыкального издательства» Сергея Кусевицкого. С именем этой женщины связаны самые интересные истории, происходившие в доме. Здесь назначались собрания совета издательства Кусевицкого, на котором присутствовали видные деятели культуры того времени, среди них - Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Сергей Танеев, Александр Гедике, Николай Струве, Александр Оссовский и Леонид Сабанеев. В 1909 году в доме Кусевицких остановился приехавший в Россию из-за границы Александр Скрябин, здесь с композитором встречался Борис Пастернак. Подолгу гостили в особняке и европейские музыканты, например, композитор Клод Дебюсси. На музыкальных вечерах в доме бывали Федор Шаляпин, Марк Мейчик, Александр Гречанинов, Елена Гнесина и многие другие. После войны разорившиеся Кусевицкие продали дом промышленнику Алексею Мещерскому, но поскольку сделка состоялась в 1917 году, новый хозяин владел особняком совсем недолго. В советское время в особняке Листа располагались детская библиотека, детский сад и – с послевоенного времени почти до 2000 года – посольство Аргентины. Еще в 1995 году здание получило статус объекта культурного наследия федерального значения, а в 2003 году его передали представительству правительства Калужской области. И хотя, в связи с этим обстоятельством, попасть внутрь особняка, чтобы полюбоваться архитектурными решениями Кекушева, сложно, дом довольно хорошо просматривается со стороны Денежного и Глазовского переулков.

Дом, который построил Лев
© Главгосэкспертиза России