"Самое странное, что в современных мультфильмах сексизма стало только больше"
Как советские мультфильмы воспринимаются через призму борьбы за равноправие То, что считалось "нормальным" 20 лет назад, имеет отчётливый привкус аномальности сегодня. К примеру, тенденция изменений чётко прослеживается в отношении мировых сообществ к мировоззренческим проблемам, таким как расизм, сексизм и другим формам дискриминации. Для того чтобы защитить человечество от некорректных социальных явлений под оценочной лупой, рассматриваются различные сферы нашей жизни. Неприкосновенным не остаётся даже кинематограф с детскими мультфильмами, сконструированными в прошлом веке. "Реальное время" поговорило с экспертами о том, какие мультфильмы нашего детства с точки зрения современной этики могут оказаться в негативном свете. "Большинство проблем, которые находят в них, так скажем, "защитники" — высосаны из пальца" Нина Ромодановская, главный редактор интернет-портала "ПрофиСинема" рассказывает, что она периодически является невольным зрителем дискуссий, касаемых проявления дискриминации в кинематографе. "Если говорить именно о мультфильмах, то большинство проблем, которые находят в них, так скажем, "защитники" — высосаны из пальца. Да, в мире определённые темы бесспорно актуальны, и на это нельзя закрывать глаза. Я считаю, есть каноничные вещи, как старые добрые советские мультики, которые вовсе не содержат в себе проявлений сексизма и соответствующих форм дискриминации. Ситуации, которые раскрываются в сюжете, несут в себе важнейшие воспитательные функции. Они показывают маленьким зрителям нюансы взаимоотношений между людьми. Ромодановская отмечает: в таких мультфильмах, как "Ну, погоди", "Простоквашино", "Снежная королева", рассматриваются значительные психологические аспекты. Например, отношения родителей и детей, любовные взаимоотношения, общение с братьями меньшими и природой. Своеобразное товарищество Матроскина и Шарика в "Простоквашино" развивает у ребёнка социоцентриеские ценности, обозначает важность дружбы и принятия своего приятеля, несмотря на разность интересов и целей. В "Снежной Королеве" проглядывается духовное воспитание человека, возносится внутреннея силы, закрепляется ценность любви. При анализе мультфильма "Аленький цветочек", мы видим возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Такое мнение об этих мультфильмах складывалось у нескольких поколений на протяжении целых десятилетий. Но, как отмечает Ромодановская, сейчас же мировые сообщества наблюдают в них абсолютно другие идеи. Идеальная героиня — Настенька из "Аленького цветочка", демонстрирующая своё добродушие, — критикуется определёнными социальными группами. Ложная ценность спокойного темперамента и самоотречённого поведения вознаграждается прекрасным принцем. Только возникает вопрос: действительна ли такая стратегия в современной жизни? Дискриминация — это не только про женщин. Например, в "Снежной королеве", по современным меркам, сюжет сравнивается с рингом, где две разные по темпераменту барышни выясняют, у кого больше прав на аморфного и ведомого мужчину. "Простоквашино" уже не считается весёлым мультиком о жизни советской семьи и друзей. В нём находят усталую и недовольную маму, которая вынуждена мыть сковородки, запрятав платья в шкаф. Безалаберного и негативно-либерального папу, который желает лишь спокойствия и соглашается на "капризы" жены. Адаптивные мультики Кинокритик Адиля Хайбуллина считает, что советским кинематографом нужно гордиться. "Неверно искать в "Аленьком цветочке" что-то отрицательное. Этот и другие перечисленные мультики — гениальны. Они создавались мастерами своего дела и грамотно адаптированы под категорию людей для которых были сконструированы. Каждый герой продуман, у него есть характер и чёткая последовательность действий" — полагает она. "Вышеперечисленные мультики адаптивны под всех", — утверждает Адиля, — "Только нужно понимать, что в адекватном мире и в соответствующей семье мультфильмы смотрят вместе с родителями, а потом также обсуждают увиденное вместе с родителями. В целом, мультики до определённого возраста нужно подбирать. За принятием той или иной информации детьми ответственны исключительно родители. Не нужно перекладывать вину на кинематограф. Все мысли ребёнка зеркальны той обстановке в которой он живёт. "Сейчас я вижу гораздо больше неприемлемых реплик и действий в поведении персонажей" Также считает и представительница феминистического сообщества, фотограф Екатерина Мамонтова: "Детская психика эластична", — комментирует Екатерина, — "нельзя сказать, что пара мультфильмов может сделать ребёнка асоциальным. Однако если ребенок слышит что-то и из мультфильма, и из рекламы, и из уст бабушки и воспитательницы/учительницы — вот здесь конечно стереотипы закрепляются. И нужно приложить много усилий, чтобы победить их". Примечательно то, что сейчас, в век толерантности, особых изменений в идеологической подоплёке современных мультфильмов не происходит. Их обвиняют в больших нарушениях, нежели любимое "Простоквашино", хотя в переписанной серии этого мультфильма уже заметили дискриминацию. "Удивительно, но сейчас я вижу гораздо больше неприемлемых реплик и действий в поведении персонажей", — делится своим мнением Екатерина Мамонтова, — "самое странное, что в современных отечественных мультфильмах сексизма стало только больше. Например, в перезапуске "Простоквашино" папа упрекает навигатор с женским голосом, что он не знает дорогу в отличие от навигатора с мужским голосом". Максимально предвзятое, с точки зрения идеологии, отношение к мультфильмам сейчас достигает высшей кондиции. Переписываются голливудские киноэпопеи, трансформируются их главные герои. Интересен вопрос, что будет запрещено дальше и кто из героев будет подвергнут буллингу за то, что некорректно уместился в последовательность исторических перестроек. Екатерина считает, что человечество постоянно переписывает собственную историю и смотрит на нее с новых и новых ракурсов. "Возможно, однажды искусственный интеллект станет равен человеку, получит права и еще воздаст нам всем за демонизацию механизмов в той самой серии "Ну, погоди".