Придумано и сделано в России: куда сейчас идти за российским дизайном

Тема российского дизайна и его развития сейчас одна из самых популярных. Куда обращаться тому, кто хочет узнать всё самое интересное, с кем говорить, на что смотреть? Об этом мы поговорили с Натальей Логиновой, руководителем Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства и куратором конкурса «Придумано и сделано в России». Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства, куратор конкурса «Придумано и сделано в России» Искусствовед, окончила Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Начинала свою творческую жизнь в Архангельске, в Музее изобразительных искусств, работала на ТК «Культура», в Москомнаследии была пресс-секретарём руководителя, главным редактором журнала «Московское наследие», была автором и ведущей телепроекта «Пешком по Москве». С 2017 года возглавляет Центр моды и дизайна во Всероссийском музее декоративного искусства. Инициатор и руководитель различных проектов центра: выставок, презентаций, fashion-показов, лекций, паблик-токов, круглых столов, конкурсов Российский дизайн жив, и его можно увидеть своими глазами — За последнее время в нашей стране появились производства, которые полностью делают весь продукт в России — от идеи до реализации. Известны имена российских дизайнеров, которые активно работают с западными компаниями, становятся технологами, инженерами в крупных международных корпорациях. Конкурс «Придумано и сделано в России» создан специально для того, чтобы найти и собрать в одном месте всё лучшее и самое интересное из мира современного предметного дизайна. Мы стремимся показать, что российский дизайн существует, что у нас есть на что посмотреть. И это важно в большей степени российскому потребителю, ведь стереотип «западное — значит лучшее» силён. Экспертный совет, который состоит из опытных и уважаемых в мире специалистов, формирует шорт-лист конкурса. Победителей конкурса выбирает международное жюри. Лучшую работу музей закупит в свою коллекцию. Мода на местное Однажды я была в Японии, много путешествовала и удивлялась: повсюду крохотные деревушки, которые явно живут полноценной жизнью, но непонятно, чем люди там занимаются. Стала расспрашивать. Мне ответили, что это у вас в России имперский размах, вы любите всё большое, масштабное, и если заводы — то гиганты. А в Японии всё маленькое, местное, везде всего по чуть-чуть. И люди работают там, где живут. В России сейчас тоже появляются маленькие местные компании — это своего рода примета времени, оптимальное решение для бизнеса. Может быть, и не нужно хвататься сразу за огромные производства, не стремиться сразу возрождать неповоротливую махину, а пытаться начинать с малого? С другой стороны, важно понять: нам не нужно быть похожими на Италию, Францию или Японию, нужно развивать свои пути. Авторское право можно защитить, причём бесплатно Сейчас вообще появляется много конкурсов, а это значит, что индустрия жива, дизайнеры заинтересованы в её развитии. Конкурсы помогают выявить интересы, понять, какие главные цели и задачи ставят перед собой дизайнеры, появляется пул идей и направлений. Но дизайнеры в России боятся конкурсов, и на то есть объективная причина. Отдашь эскиз или прототип продукта на рассмотрение, а кто-то украдёт твою идею и опередит тебя в её реализации. Культура авторского права ещё только формируется у нас в стране, поэтому у нашего конкурса «Придумано и сделано в России» появился стратегический партнёр — платформа Russian Design Council, которая осуществляет цифровую защиту предметов. Дизайнер подаёт работу в виде фото или эскизов, размещает её в личном кабинете — и с этого времени его работа уже находится под защитой. Это своего рода фиксация авторского права у нотариуса, но там надо заплатить немалые деньги. Для участников конкурса это бесплатно. Формула хорошего дизайна Однажды в дискуссии я услышала фразу: «Хороший и плохой дизайн стоят одинаково дорого, только хороший работает, а плохой нет». Если вещь красива и интересна визуально — это полдела, функциональность — это вторая половина, не менее важная. Современный дизайн должен быть эргономичным, удобным, и экологичным — по крайней мере, я так считаю. Если вещь красивая, «идейная», но пользоваться ею нельзя, то, возможно, это арт-объект, а не дизайн. А рецепт хорошего дизайна — это красота + польза + уникальность. Когда мы говорим о русском интерьере, мы обычно представляем себе зажиточный крестьянский дом или дворцовый интерьер, в конце концов, типичную советскую квартиру. Но ни то, ни другое, как мне кажется, не пригодно для нашей сегодняшней жизни. Но всё же к «русскости» я бы отнесла любовь к деталям. Я полагаю, что как раз из предметов — участников конкурса «Придумано и сделано в России» вполне можно составить современный российский интерьер, ведь он создан россиянами и в России. Увидеть работы участников конкурса можно будет осенью, на выставке в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства. Ремесло и дизайн могут подружиться Дизайн и промысел — это два разных понятия. Но нам очень интересно их соединение и свежий взгляд дизайнеров на традиционное ремесло. В нашем музее хранится самое крупное в России собрание изделий народно-художественных промыслов: лучшие образцы промыслов, которые разбросаны по всей стране. Поэтому если вам хочется увидеть всё лучшее сразу, можно просто прийти к нам в музей. Мне хочется, чтобы ремесло в стране было высокого уровня и чтобы появлялся штучный товар, на который был бы спрос. В нашем конкурсе есть номинация «Ремесленный дизайн». И работы, представленные здесь, могут быть вовсе не связаны с народно-художественными промыслами, но они малотиражны и обязательно связаны с ручной работой. А что касается жизни промыслов – это очень сложный вопрос, но мне кажется, если они будут продолжать ради выживания «соответствовать актуальной повестке» и снижать уровень качества – они просто исчезнут. История повторяется Мне кажется, сейчас мы наблюдаем очередной исторический виток. На рубеже XIX и XX веков много говорили о нашем, исконном, родном, хотели найти свой культурный код и заботиться о наследии предков. Вот сейчас, спустя сто лет, эта история повторяется. Мы как раз пережили период глобализации и наслаждения ею. Всё узнали, всё попробовали — и «объелись». В какой город ни приедешь — везде одни и те же магазины, у людей дома одна и та же мебель, посуда, одежда. Но подросли новые поколения, которые выросли в эпоху глобализации. И они задают вопрос: кто я? Начался процесс поиска, самоидентификации. Этот процесс небыстрый и, как и сто лет назад, повсеместный, мировой тренд — возвращение к корням. Перезагрузка промыслов Промыслы переживают не лучшие времена, они многое вынуждены делать на потребу публике, а не заниматься развитием и настоящим творчеством. Мастеров сейчас достаточно, а истинных художников — единицы. Промыслы стараются сделать всё, чтобы выжить, а это приводит к росту количества продукции сомнительного качества. В результате многим кажется, что промыслы «вымерли» и их ценность с культурной точки зрения сильно завышена. Но это не так! Есть прекрасные образцы современных работ, люди, которые любят промыслы и занимаются ими. Нам всем нужны эксклюзивные вещи, а не только обычные, серийные. Надеюсь, в ближайшие годы таких станет больше. Очень хороший пример возрождения промысла — «Крестецкая строчка», у которой не так давно появился новый владелец. Саму фабрику переделали, производство модернизировали, начали работать с модными дизайнерами, обновляют традиционные линейки, привлекают к работе новых талантливых людей. Среди продукции можно найти самые разные вещи: это и панно, которое создаётся в течение двух лет, и маленькие простые салфеточки, которые целыми сериями раскупаются каждый день. Здорово, когда руководство компании подстраивается под современные реалии и старается найти новые пути развития. И хорошо, что перед глазами у нас появился такой пример. Еще один успешный пример развития бизнеса – «Дымов керамика». Компания использует модель объединения под одним брендом ремесленных изделий, локальных продуктов, гастрономических специалитетов, предметов декора, сопутствующих товаров, образовательных и туристических услуг. Это тоже очень интересный пример работы с промыслами и ремёслами. И это более жизнеспособная модель. Читайте также: Современная спальня: 30 идей создания романтического настроения Отель-антидепрессант: сюда надо ехать, чтобы сделать свой интерьер психологически комфортным Новинки уличной мебели: для летней кухни, сада и террасы

Придумано и сделано в России: куда сейчас идти за российским дизайном
© Roomble.com