Без перехода на личности: как высказать критику и не обидеть человека
Профессор психологии, коуч Марина Мелия рассказала, как можно высказать претензии и не обидеть человека. Специалист дала семь рекомендаций. 1. Отделяйте действие от личности Наши слова должны быть связаны с поступками человека, а не с оценкой его личности. – Не нужно обобщать: «Вы никогда не приходите вовремя!» – речь должна идти о конкретном опоздании, – поясняет психолог. 2. Давайте оценку возможности изменений Не следует просить от человека того, на что он не в силах повлиять или изменить. Задайте себе вопрос: «Чего я хочу добиться от собеседника?», «Он может это выполнить?» Спрашивайте с человека лишь то, что он может контролировать. 3. Выражайте личное мнение Не высказывайтесь от «всех» или «многих», говорите только от себя лично. Исключите фразы типа: «Многие недовольны…», «Все считают, что…». 4. Обращайтесь к конкретному человеку Избегайте также двусмысленных фраз, намеков, например: «А вот некоторые…»; «А кое-кто считает…». Ответить на них нельзя, но и промолчать тоже сложно. Выглядят они тоже неприятно. 5. Никаких оценок и осуждений Когда мы осуждаем кого-либо или оцениваем, мы добиваемся лишь возражения. Это никогда не приводит ни к чему хорошему. – Говорить лучше в прошедшем времени: «Мне было обидно, когда вы отчитывали меня в присутствии других», – приводит пример Марина Мелия. 6. Не нужно домыслов и интерпретаций поступков и причин собеседника – Наши интерпретации говорят о нашей картине мира, а не о мотивах другого человека: «Тебе безразличны дела компании. Ты и слова на совещании не проронил». В своих замечаниях важно просто констатировать факт, – говорит специалист. 7. В нужном месте, в нужное время и наедине Неприятный разговор имеет смысл, пока ситуация еще актуальна для обеих сторон. Не стоит копить обиды или обдумывать по ночам варианты развития событий. Поговорите с человеком в удобное для вас обоих время и наедине. Алеся Котова. Фото: pixabay.com