Как помочь подростку придумать свой бизнес и заработать на нем
Инструкция для родителей, которые хотели бы поддержать своего талантливого ребенка. В последние годы мы наблюдаем настоящий бум подросткового предпринимательства. Дети создают новые уникальные программы, разрабатывают инновационные продукты, запускают собственные кампании и зарабатывают немалые деньги. Кстати, этот тренд не так уж нов — Илон Маск написал свою первую компьютерную игру в 14 лет и успешно продал ее. Подростки вовсю охвачены идеей придумать что-то новое, что принесло бы людям пользу, и неплохо заработать. Что же делать родителям, чтобы не зарубить предпринимательский талант ребенка и помочь ему добиться успеха? Об этом мы попросили рассказать Дениса Семыкина, соинвестора и сооснователя бизнес-игры ФудСовет, которая развивает у подростков способности к предпринимательству. Помочь или не вмешиваться Если ваш подросток пришел к вам, чтобы поделиться своей идеей для стартапа, прежде всего, будьте благодарны за доверие и просто выслушайте. Без критики, советов, подсказок и собственных идей. Ваша роль — слушать и запоминать. Часто основная сложность заключается как раз в том, что в детей как в предпринимателей мало кто верит. А на деле у них получаются неординарные и успешные проекты. Как, например, это случилось с Микаилой Ульмер, которая начала заниматься пчелами и принимать участие в предпринимательских конкурсах с 4 лет. В свои 11 она уже является владельцем компании Me & the Bees Lemonade и успешно продает медовый лимонад, который позволяет разводить пчел, поддерживать их экосистему и спасать от вымирания. Итак, в деле поощрения деловых активностей ребенка главная роль родителя — быть пассивным инвестором, то есть дать необходимые ресурсы и не мешать. Почему это важно? Потому что ребенок или подросток разрабатывает свой продукт, который должен нравиться рынку, а не родителю. Часто его клиенты или потребители — такие же подростки, как и он сам, о которых он, скорее всего, знает больше, чем вы. Мышление подростков в меньшей мере ограничено сдерживающими рамками и убеждениями, чем у взрослых, поэтому лучше не добавлять ему собственных страхов, а уточнить, чем можно помочь: финансами, знакомствами, ресурсами? Стоит отметить, что деньги для детей — далеко не главная мотивация к развитию своего дела. Для них более значима возможность решать вопросы, помогать друзьям и друг другу. Связи, деньги, ресурсы Если речь идет о финансах, то тут есть два варианта — привлечь капитал семьи или поискать гранты, конкурсы, акселераторы для подростков. Для участия в них обычно нужно представить проект или заявку, отправиться на отборочный этап в офф- или онлайн кэмп. Сегодня такие проводятся в рамках проекта Фудсовет, есть и множество других предложений. Стоит рассмотреть бизнес-школу Сколково, если мы говорим о России. Также можно отправить ребенка в выездной лагерь — в Европу или в колыбель взрывных проектов — Силиконовую долину. Важный критерий для отбора такой программы – стиль подачи материала. Организаторы, говоря о бизнесе, не должны переходить на «взрослую» терминологию, а перекладывать все важные понятия на язык и социальные взаимоотношения поколения современных тинейджеров. А говоря о знакомствах, важно оставить за ребенком известную степень самостоятельности. Не пересказывать его проект за него, не тянуть одеяло на себя, а дать возможность обратиться напрямую к нужным людям. Что касается ресурсов, то тут все интереснее. Часто помочь определиться с деловым направлением или доработкой базовой идеи продукта помогает наставник или специальная среда. С этой точки зрения отличный опыт — это как раз онлайн или офлайн кэмп по развитию навыков предпринимательства. Или курсы, чтобы получить углубленные знания по нужной теме – например, как протестировать возможный спрос, просчитать бизнес-план, оценить свои ресурсы или собрать команду. Но, прежде чем записывать своего подростка куда-либо, помните, что такие решения надо принимать совместно, отдавая право решающего голоса все-таки ребенку. Рассказывает Антон Семыкин, 16 лет, активный участник и один из разработчиков игры «ФудСовет»: Я давно мечтал принять участие в создании такой игры, где каждый подросток может научиться чему-то новому. Идея пришла после школьных уроков финансовой грамотности, которые проходили в формате настольных игр. Я смог поучаствовать в проекте в качестве переводчика и креатора (придумал нескольких персонажей). Я придумывал свои игры еще с детского сада — рисовал и вырезал персонажей, обменивался ими с друзьями, до сих пор придумываю игры и видеоигры. ФудСовет — мой первый официальный проект. Мне игра нравится тем, что победа в ней не зависит от удачи. Часто настольные игры критикует за фактор удачи – твоя победа зависит от числа, выпавшего на кубике. У нас другая механика. Тот, кто хорошо придумывает стратегию, может выиграть у того, кому будет просто везти. Мой любимый момент в игре — когда нужно придумывать названия и слоганы продуктов. Проверка боем Когда у ребенка уже есть идея проекта, самое время провести проверку боем. Говоря языком большого бизнеса, определить целевую аудиторию и протестировать ее интерес. Звучит мудрено, но научиться можно за 1-2 часа. Надо сформулировать и записать, кому будет нужен такой продукт, кто станет его покупать. А потом найти таких людей среди своих знакомых и опросить их так, чтобы понять, есть ли у них интерес к придуманному продукту, существует ли в реальности проблема, которую он должен решать. Или это пока только фантазия автора продукта, которая будет интересна всего двум людям на этой планете. Сегодня для проведения таких глубинных интервью вовсе не обязательно ходить по домам и задавать вопросы, с этой задачей отлично справляются специальные сервисы онлайн-опросов, вроде Google Forms или Online Test Pad или ресурсы соцсетей. Вторые хороши тем, что подросткам не надо дополнительно нигде регистрироваться, а респондентами выступят их подписчики. Так, в популярной у подростков сети Tik Tok можно разместить разные форматы опросов. Также формы опросов есть в Сториз в «Инстаграме» и в постах Facebook или «ВКонтакте». После проведения опроса востребованность продукта или подтвердится, значит, надо искать ресурсы и создавать его протопит, или нет — тогда надо понять, в чем причина. Стоит разобраться, есть ли такая проблема, которую подросток хочет решить своим продуктом. Если нет — то какая реальная проблема существует. Может быть, начинающий предприниматель всего лишь неправильно понимает, что ищет покупатель, и достаточно немного трансформировать замысел, чтобы он нашел отклик у потенциальных покупателей. Во взрослом акселераторе Mabius один из его участников придумал продукт — смесь из трав для релакса, сделанная в виде порошка. Продукт вроде бы классный, но не продавался. После серии интервью оказалось, что покупатели хотят видеть «смесь из трав» в перемолотом виде, так как у большинства растворимый порошок не ассоциировался с натуральным продуктом. Так что теперь ребятам, которые работали над идеей, предстоит подумать над другой «фишкой» этого проекта и вновь представить его покупателям. Главное — не сдаваться и развивать в себе чуткость, чтобы слышать и понимать потребности своих потенциальных клиентов. От идеи к воплощению Если все же тесты показали, что продукт интересен, самое время делать прототип продукта — то, что в среде стартаперов называется MVP, minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт). Его делают из подручных средств, например, из бумаги и картона, дорисовывая карандашом недостающие элементы. Прототип не должен быть идеальным — он должен создать максимально возможное точное понимание продукта. С этой моделью можно вернуться к тем людям, которые уже подтвердили свой интерес в ходе опросов. Если они протестируют и скажут, что продукт классный, надо думать о том, как его продавать. И вот тут начинается самое интересное. Как раз здесь в большей степени начинающему предпринимателю может потребоваться ментор, а также родительские ресурсы, знания и навыки. Если продукт сделан в фуд-сегменте, то продавать его можно через магазины, кафе, рестораны, а также напрямую. И встраивание в эту цепочку означает проведение большого количества времени за переговорами и другими формами личного взаимодействия. Важно помнить, что разные каналы продаж могут потребовать разных подходов. Так, в том же фуд-секторе, рестораны могут сами перерабатывать ваш продукт и доводить его до нужного им состояния, им не важна упаковка. Кафе с маленькой кухней ограничены в возможностях доведения продукта, а магазинам критически важны интересная упаковка и брендинг. Главное, помните: если ваш подросток постоянно генерит амбициозные и смелые идеи, не останавливайте его. Поддерживайте этот творческий изобретательские подход, давайте возможность попробовать свои силы в этом. Кто знает, возможно, результат удивит вас обоих! А, может, и весь мир! Фото: Depositphotos Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook , «ВКонтакте» и «Одноклассниках» !