До момента изобретения джинсов штаны для золотоискателей шились из разных тканей, но все они очень быстро изнашивались и промокали. А образ жизни этих людей предполагал не только скитания в любую погоду, но еще и сон на свежем воздухе. Поэтому плотные и теплые штаны так быстро нашли своих покупателей. Знаменитый деним, из которого шили первые «комбинезоны без верха», представлял собой грубую хлопчатобумажную материю, сплетенную основой наружу: нити основы подныривали под каждую третью нить утка (поперечных нитей ткани), а он, в свою очередь, – под две из трех нитей основы. Ткань подвергалась обработке натуральным красителем цвета индиго, а уток сохранял естественный цвет. Поэтому изнаночная сторона джинсов всегда была светлее лицевой. За счет использования этой краски появился классический цвет джинсовых штанов – синий и сине-голубой. Краска добывалась из натуральных пигментов растения Indigofera, растущего в Азии, и имела зеленоватый оттенок. Название ее произошло от греческого слова indikos – «индийский». Еще четыре тысячи лет назад ею пользовались жители Индии и Китая. Растительная краска была не очень стойкой, за что ее прозвали живой – при носке джинсы сильно светлели. Надо было как-то выходить из ситуации. И вот в 1878 году немецкий химик Адольф фон Байер синтезирует новый искусственный краситель индиго. Краска оказывается более чистой и устойчивой и быстро вытесняет свою предшественницу. Современные ткани для джинсов изготавливаются из двухцветной хлопчатобумажной пряжи саржевым (диагональным) или мелкоузорчатым переплетением. Последнее можно отличить по мелкому и очень правильному геометрическому узору. Хлопок для них выращивается в Египте, Пакистане, Индии, Америке. А шьют джинсы теперь практически во всем мире. Но это совсем не означает, что везде они одинаковы по качеству. Для производства настоящих джинсов необходим отборный хлопок и специальное оборудование. Чтобы подготовить сырье к прядению, тюки хлопка смешивают между собой, и волокно очищается до белоснежного состояния. В таком виде хлопковые ленты отправляются в прядильные машины, где из белого гладкого пуха изготавливается пряжа веретенного способа прядения (крученая нить). Затем нити в жгутах пропускаются через специальные ванны с индиго. Краска не проникает внутрь нити, а только ее обволакивает. Для прокрашивания пряжу обмакивают в краску от восьми до шестнадцати раз. После нити попадают на ткацкий станок, где и превращаются в тканевое полотно. В производстве денима используется саржевый (диагональный) тип плетения В конце 1960-х в джинсовую моду вошел нестандарт – тогда впервые появились джинсы с бахромой, потертостями, нашивками и дырками естественного и искусственного происхождения. Сначала все это было молодежным вызовом скучной обыденной жизни. Чуть позже нововведения отметили дизайнеры, и «варенки» и джинсы с эффектом поношенности стали производиться на фабриках. В то же время расширилась и цветовая палитра – штаны стали производиться различных оттенков, от бледно-розового до грязно-желтого. Скоро появилась мода красить джинсы в густой черный цвет. В отличие от индиго, в качественный черный краситель штаны окунают однократно, поскольку он образует с волокнами более прочную связь. Самыми лучшими считаются кубовые красители (в них входит индиго): они не растворяются в воде, так как имеют особое строение молекул. Чтобы добиться эффекта грязных, поношенных, дырявых или пятнистых джинсов на производстве, их состаривают искусственно. Для этого существует несколько способов, один из которых – выскабливание краски щетками и наждачной бумагой в нужных местах. Делается это как вручную, так и с помощью специальной техники. Чтобы джинсы выглядели полинявшими, чаще всего применяется стирка с энзимом (ферментом, ускоряющим химические реакции), который съедает целлюлозу и при этом осветляет ткань. Кроме того, энзимы – органические вещества, поэтому стирка с ними экологична. Натуральный индиго добывался из пигментов растения Indigofera, растущего в Азии В том, что сейчас происходит на производстве джинсов, нам помогли разобраться специалисты кафедры химической технологии и дизайна текстиля Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. В прошлом году кафедре исполнилось 175 лет. Ее заведующий – заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Александр Михайлович Киселев – рассказал много любопытного о современных джинсах. Кроме него о хитросплетениях пряжи и буйстве красок поведали кандидат технических наук, доцент кафедры Наталья Викторовна Дащенко и химик-колорист, кандидат технических наук Татьяна Валентиновна Ковалева. О тканях Сейчас джинсы делают из всевозможных видов тканей с волокнистым составом: это может быть смесь хлопка с полиамидными, полиэфирными и высокорастяжимыми полиуретановыми (эластановыми) нитями. Классикой остается хлопок кардной системы прядения (с использованием волокон различной длины) – она наиболее прочная и устойчивая к истиранию. А вот носить удобнее и приятнее джинсовую ткань с эластаном. Правда, по износостойкости она значительно уступает хлопку. Хлопок для джинсов выращивают в Египте, Пакистане, Индии, Америке О качестве Качество производимой джинсовой продукции в целом сейчас снизилось: состав сырья не контролируется. Например, некоторые производители добавляют в ткань медноаммиачные волокна.Обычно ткань из такого сырья тонкая, гладкая и при этом крайне непрочная – штаны из нее служат своему владельцу максимум два года. А когда-то джинсы могли носиться по 15–20 лет! Раньше на текстильных предприятиях был отдел технического контроля. Теперь же многие частные фирмы не уделяют качеству пристального внимания. Хотя добросовестные производители тоже есть. Пряжу окунают в специальные ванны с индиго О красителях Существует европейский стандарт «Экотекс-100», который содержит до 20 требований к качеству тканей. В нем указано, чего не должно содержаться в сырье: это пестициды, токсичные вещества и красители, формальдегид. Многие классы веществ запрещено использовать, хотя раньше об их вредном воздействии не знали, активно добавляя в краску. Например, прямые красители на основе ароматических аминов могут стать причиной онкологических заболеваний, некоторые марки сернистых красителей являются активными аллергенами и могут вызвать отек легких. Также не должен чувствоваться запах красителя. На Западе есть специальные экологические магазины «Экотекстиль», в которых можно купить джинсы с гарантией, что в их составе нет ничего лишнего. К сожалению, некоторые наши производители, хотя и имеют сертификаты, используют не индиго, а прямые (синтетические) красители, которые мгновенно состирываются. Есть даже особенно изощренные, использующие сернистые красители (еще более неустойчивые, чем прямые). Об их присутствии говорит бледный цвет штанов. При окраске уток сохраняет свой естественный цвет Наноткани Джинсы-хамелеоны, способные менять цвет под воздействием тепла, придумали московские ученые из компании «Цемес-Сервис». Эти джинсы, например, могут поменять оттенок при переходе человека из теплого помещения в холодное. А если к ним приложить руку, то появится контрастный след: синий цвет станет желтым, а на желтых штанах останется зеленый отпечаток до той поры, пока на месте прикосновения сохраняется ваше тепло. В массовое производство такие технологии пока не внедрили. Их представляют на выставках и научных конференциях, а джинсы из таких тканей продаются небольшими партиями частным заказчикам. Пуленепробиваемые штаны Проводя параллели с прошлым, я решила поинтересоваться в парусной мастерской, можно ли сшить джинсы из современных парусных тканей. Елена Бронская, работник мастерской в Центральном яхт-клубе профсоюзов, ответила так: «Сшить штаны, конечно, можно из чего угодно, но очень сомневаюсь, что их ношение будет комфортным. Современные паруса изготавливаются из неорганических материалов, таких как полиэфирные волокна (ткани челлендж, дакрон, полиант), полиамидные волокна (найлон, капрон), высокомодульные волокна (кевлар, тварон), модифицированный полиэтилен (спектра, пентекс). Многие из материалов не только синтетические, но и немнущиеся, очень прочные и плотные – что хорошо для парусных гонок и путешествий, но совсем не пригодно для штанов. Например, кевлар в пять раз прочнее стали и используется в производстве бронежилетов. А из тканей для пузатых парусов-спинакеров можно сшить разве что юбки-пачки или карнавальные костюмы». Джинсовые испытания После увлекательной беседы Наталья Дащенко провела испытания с джинсами, специально подготовленными для этого нашей редакцией. Подопытными стали две пары: американские Levi’s и джинсы Colin’s из средней ценовой группы, купленные в России. Целью исследования было выяснить, насколько качественные красители использовались при их создании. Все тесты проводились в соответствии с ГОСТами. Первое испытание – тест на устойчивость окраски к трению. Он проводится с помощью специального устройства с загадочным названием ПТ-4. Джинсовая материя зажимается на приборе специальной рамкой, над которой фиксируется кусочек белой хлопчатобумажной ткани. Затем рамку передвигают таким образом, чтобы между двумя образцами ткани создавалось трение. Результат проверяют по белой материи – если остается след, значит, краситель не очень устойчив к трению. Кроме того, существует атлас со шкалой градации от 1 до 5, с которым сверяют получившийся результат: 5 – краска держится, 1 – образец густо красит. Ткань проверяют с помощью трения по сухой и по мокрой ткани. Levi’s → Сухое трение ткань мужественно пережила (белая ткань не окрасилась), оценка – 5 баллов. После мокрого трения остался заметный синий кружок. В соответствии с атласом результат – 2 (образец сильно окрасился). Colin’s → После сухого трения образец окрасился довольно-таки сильно. Атлас показал коэффициент 3. Мокрое трение показало худший результат – 1 (синее пятно практически такого же цвета, как сами джинсы). Комментарий специалиста: Если след остается уже после сухого трения – значит, краситель совсем непрочный и джинсы будут пачкать все, что надето под и над ними. То, что «Ливайсы» при мокром трении показали 2, означает, что покрашены они не индиго, а каким-то красителем попроще. Это неплохой показатель, но могло быть и лучше. Второе испытание – определение устойчивости окраски к стирке. Испытание проводится с помощью электрической плитки, эмалированной емкости, термометра, воды и олеинового мыла. К нашим джинсам хлопчатобумажными нитками пришиваются по два смежных образца – один к лицевой, другой к изнаночной стороне. Смежные образцы – кусочек хлопчатобумажной ткани и кусочек вискозы белого цвета. Затем штанины с образцами опускаются в емкость с мыльным раствором, после чего она ставится на плитку. В течение 30 минут поддерживается температура 40°С. Затем джинсы вынимают, сушат и только после этого отпарывают образцы от испытываемой ткани. По атласу ГОСТов Levi’s показали себя неплохо – между 4 и 5 – то есть практически не покрасили смежный образец. Colin’s – между 3 и 4 – это означает, что их лучше стирать отдельно от другой одежды. Это опять же подтвердило, что для окраски джинсов Colin’s был использован некачественный краситель. Третьим и последним испытанием стало колористическое исследование в спектрофотометре. Он представляет собой световой шкаф с набором ламп, имитирующих солнечное, дневное, комнатное и другие виды освещения. Хорошо окрашенный материал не должен сильно менять оттенок при смене освещения. Джинсы Levi’s в имитированном солнечном освещении выглядели слегка зеленоватыми, а при лампе дневного света становились откровенно сине-голубыми. Colin’s оказались еще более непостоянными, принимая разные оттенки при разном свете, вплоть до нежно-фиолетового.Что ж, делая вывод по проведенным испытаниям, надо сказать, что, как и ожидалось, джинсы из средней ценовой категории явно уступают по качеству краски фирменным Levi’s, но последние также покрашены не индиго, а менее устойчивой цветовой добавкой. Что, к сожалению, подтверждает слова специалистов из университета технологии и дизайна о том, что нынешнее качество легендарных штанов совсем не то, что раньше.

Полинявшая свобода
© Машины и Механизмы