Иконописцы собора Александра Невского поведали, как храм подсказывает образы 

Иконописцы собора Александра Невского поведали, как храм подсказывает образы
Фото: Волгоградская правда
В центре Волгограда уже несколько лет идет масштабное строительство храма . «Волгоградская правда.ру» не раз рассказывала об этой истории — как царицынский собор был взорван большевиками, как уже в современном Волгограде наша епархия пыталась начать его восстановление. Но проект был слишком масштабным, и мало кто верил, что его удастся воплотить в жизнь.
Несмотря на это, идею поддержал губернатор  — нашел меценатов, взял на себя решение административных и организационных вопросов. И стройка закипела. Работы, которые ведутся на пожертвования, благословил Патриарх. И сегодня уже никого не удивляет выросший буквально на глазах собор с золотыми куполами. Съемочной группе «Волгоградской правды.ру» строители и мастера рассказали и показали уникальные моменты воссоздания главного православного храма региона.
Работы еще много
Здание храма уже готово, сейчас идут работы внутри. Самая сложная и уникальная — ручная роспись. Ее делают лучшие художники-иконописцы России, которые съехались в Волгоград из разных регионов страны.
— У нас собралась самая лучшая команда, — говорят они в один голос. — Все это благодаря художественному руководителю проекта Александру Александровичу Лавданскому.
Один из ведущих отечественных иконописцев, в творческой биографии которого роспись известных православных храмов в России и за рубежом, с радостью согласился принять участие в росписи стен волгоградского собора.
Особенно вдохновляет мастеров то, что воссоздают обитель почти точь-в-точь, как здание XIX века, которое в Царицыне тоже строили на народные деньги.
— Стараниями архитектора Алексея Лисина возрожденный храм практически не отличается от своего предка, — говорит Александр Лавданский. — Единственное — при строительстве использовали современные материалы.
А вот внутреннее убранство стен, купола, свода и арок будет совсем другим, так как в потерянном храме, может, и были росписи, но восстановить их уже невозможно.
— Я думаю, что в то время если и было представление о византийской архитектуре, то о росписях в византийском стиле оно было очень приблизительным, — продолжает Лавданский.
В одной из конх — это элемент храмовой византийской архитектуры, напоминает купол, — роспись уже почти закончена. Над головой — сюжет из древней русской иконописи — торжество христианских добродетелей над бесами, которые оковывают людей всевозможными пороками.
Здесь любовь побивает зависть, а воздержание — чревоугодие, пронзая их остроносыми копьями, тем самым освобождая человека от оков, делающих его несвободным…
Роспись храма началась осенью 2019-го, объем — огромный, согласно иконографическому плану здесь распишут все внутренние помещения общей площадью 6 тыс. кв. м и иконостас.
— Такого большого храма у меня прежде не было, — говорит Лавданский. — Но дело даже не в этом, здесь работается легко, потому как архитектура правильная и храм будто сам себя пишет, выявляя образы и идеи…
По словам иконописца, сейчас, когда храмов строят много, к сожалению, не всегда придерживаются канонов церковной архитектуры, отдавая предпочтения модернизму. В таких строениях, с его слов, работать очень тяжело, не чувствуется благодати. В Волгограде — совсем другое дело.
Сам Лавданский занимается иконописью уже 40 лет. В начале творческого пути был далек от веры. Но однажды принял решение служить людям, церкви, Богу. И верен этому до сих пор.
Иконопись он называет главным чудом в своей жизни. Вспоминает: был однажды очевидцем, как художники сорвались с 25‑метровых некачественно установленных лесов и полетели вниз. Но — остались живы!
— Это было чудесное спасение, они не получили ни единой царапины, — говорит мастер.
На глазах у журналистов «ВП» заканчивалась роспись восточной апсиды, где находится алтарь. Тема композиции — главнейшее христианское богослужение, божественная литургия.
Лучшие — здесь
— Все здесь сделано согласно иконописной традиции, — говорит , потомственный иконописец, как, впрочем, и большинство художников, которые заняты в этом проекте, и, между прочим, папа троих детей. — Традиция берет свое начало 2000 лет назад. Единственная разница — пишут теперь силикатной краской на основе жидкого стекла, она используется для внутренней, фасадной живописи и позволяет изображению долго сохраняться. Этот материал в росписи используют больше сотни лет.
Техника — непростая, сначала делается набросок, на него наносятся базовые цвета, затем идет модуляция формы и только потом пишутся детали, складки на одежде, прорисовывается мимика лика.
Обычно иконописцы одновременно ведут несколько объектов, но в этот раз художники бросили все свои силы лишь на один — храм Александра Невского в Волгограде.
У Ники Соколовой это, наверное, уже десятый объект, но нигде, по словам девушки, не было такого потрясающего коллектива и такой особой атмосферы — добра, понимания и принятия. Работать — одно удовольствие!
— Любовь к храмовой живописи мне передалась от папы, — рассказывает Ника. — Он занимался иконографией и с детства брал меня с собой на работу в церковь, поэтому другой жизни я себе и не представляла.
Ника Соколова каждую свою работу считает милостью Божией. Убеждена: случайностей не бывает, есть чудеса, которые являются неотъемлемой частью нашей повседневности.
Скорее всего, девушка знает, о чем говорит, ведь ее отец иконописец воссоздал чудотворный лик на иконе «Неупиваемая чаша». Долгое время икона хранилась в мужском Серпуховском монастыре, а потом была утеряна. Тогда священники обратились за помощью к художнику.
— Папа писал икону по тем описаниям, которые сохранились, — говорит девушка. — Сейчас она признана чудотворной, находится в Серпухове, и к ней едут люди со всей России просить об избавлении от пагубных пристрастий.
А вот у Елены Безверховой это первый церковный объект.
— Все началось неожиданно, — говорит девушка. — Я писала икону Казанской Божией Матери, и у меня было ощущение, что образ проявляется сам и смотрит на меня с белой доски. Тогда я поняла, что мне просто доверили воплотить то, что уже есть.
В нашем храме Елена делает роспись стен и так увлекается, что может работать по 10 часов без перерыва.
— Жаль, что нельзя в ночь задержаться, а то я бы поработала, — улыбается она. — Во время росписи обычно пою богослужебные песнопения или слушаю лекции по знаменскому пению, которым сейчас увлечена.
Девушка объясняет: в иконописи каждый элемент несет свой смысл, а у росписи стен — вообще свои правила.
— Стенопись очень отличается от написания картины и техникой, и масштабностью, нужно, чтобы изображение было видно издалека, — продолжает мастер.
Снежана Смирнова очень любит свою профессию и постоянно благодарит Бога за то, что он вывел ее именно на этот путь. Все началось с маленькой иконы , которую девушка писала более двух месяцев, потому что ей все время казалось, что святой смотрит как‑то не так.
С тех пор, прежде чем приступить к росписи лика, мастер сначала знакомится с историей, изучает жизненный путь, характер, всматривается в лицо, узнает, каким был святой. А когда берет кисть, старается точно показать эти нюансы.
— Мне хочется передать через их лики радость, ведь они все в раю, им там светло и спокойно, — говорит девушка. — Улыбка светится у них в глазах.
В волгоградском храме Снежана расписала уже восемь медальонов, на которых Михаил Болгарин, и другие.
На создание одного уходит до пяти дней, а если роспись на потолке, то работа еще сложнее.
Но девушка светится от счастья и объясняет: лучше ее работы нет!
— Вообще я привыкла к чудесам и стараюсь их воспринимать как данность, но иногда некоторым событиям все равно продолжаю удивляться, — улыбается Снежана и рассказывает историю, которая произошла в деревушке, где девушка расписывала церковь. — Нам все время подкидывали котят. Пока там жили, мы за ними присматривали, а когда пришло время сдавать работу и уезжать, заволновались, что же с ними будет. Взять с собой не можем, оставить жалко, а в деревне, где в каждом дворе своих животных много, маловероятно, что для них нашлись бы хозяева. Как‑то вечером мы все обратились к Богу, чтобы он помог разрешить ситуацию, и уже на следующий день всех котят чудесным образом разобрали.
Читать еще материалы в рубрике «Выбор редакции»
P. S. Это наш первый репортаж из серии специальных материалов о строительстве храма. Следите за продолжением!
Видео дня. Зачем нужен ящик под духовкой на самом деле
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео