Калининградские психологи рассказали, что делают мошенники, чтобы им верили
Во время пандемии COVID-19 в Калининградской области выросло число случаев телефонного мошенничества. Злоумышленники обманом заставляют людей отдавать деньги незнакомцам. Почему срабатывают избитые трюки, "Клопс" рассказали психологи Мария Долганова и Юлия Егорова. Кто чаще всего становится жертвой мошенников? Проще всего обвести вокруг пальца человека с наивным, детским взглядом на мир. Такие люди пассивны и с трудом добиваются целей самостоятельно — эту особенность жулики используют в своих целях. В детстве мы привыкаем к родительской фигуре, которая дарит чувство безопасности, кормит, ухаживает, а мы эти блага берём. В этом нет ничего плохого. Когда мы вырастаем, то инфантильное поведение никуда не девается, но появляются ещё взрослые надстройки в виде ответственности и свободы (права распоряжаться своей судьбой). Психологическое взросление включает в себя отказ от веры в волшебника, который что-то бесплатно даст. С возрастом мы понимаем, что чудеса случаются у тех, кто над ними работает", — объясняет Долганова. Сообщениям о случайном выигрыше доверяют люди, у которых неважно идут дела. Зная об этом, мошенники притворяются благодетелями. Не в силах взять судьбу в свои руки, отчаявшись, они отдают последнее, так как находятся в детском ожидании чуда", — говорит специалист. Пожилые люди попадаются на уловки мошенников из-за трудного детства. Недостаток любви и тепла они компенсируют верой в то, что им готовы помогать просто так, от чистого сердца. Старики — это дети, которые росли в послевоенное время. Их родителям было не до них, они пахали, восстанавливали страну. Не получив отдачи и заботы, современные бабушки и дедушки ждут её всю жизнь", — добавляет психолог. Какие трюки применяют жулики? Мошенники пользуются ограниченным набором приёмов. Воздействие сводится к тому, чтобы выбить почву из-под ног. Жулики знают, что человек под властью сильных эмоций не способен мыслить критически. Например, на сообщения с просьбой перевести денег родственнику, который попал в аварию, ведутся тревожные люди. Находясь в постоянном ожидании чего-то плохого, они ищут подтверждения своим страхам во внешнем мире, и СМС от жуликов срабатывает как триггер. Трюки с банковскими картами работают из-за невежества их владельцев. Люди отдают деньги липовым сотрудникам, так как до конца не понимают, как пользоваться своими карточками. И вот когда им звонит подставной сотрудник банка, они просто не знают, как правильно поступить, потому делают всё, что им скажут. Переспросить и показать свою неосведомлённость люди стесняются", — объясняет Егорова. Как с этим бороться? По словам экспертов, противостоять мошенникам может только психологически здоровый человек. Его трудно вывести из себя и заставить действовать сиюминутно и импульсивно. Он не ведётся на халяву, не боится сомневаться, задавать вопросы, перепроверять факты", — перечисляет Юлия. Калининградские психологи сошлись во мнении, что хорошей привычкой будет умение мыслить критически в сложных ситуациях. Калининградец лишился 1200 долларов, поговорив по телефону с лжесотрудником банка. Калининградский бухгалтер "для сохранности" перевела сбережения мошенникам.