Сибиряк с есенинской душой
Красивый голос, харизматичная внешность, проникновенные песни. Сергей Любавин занимает особое место в российском шоу-бизнесе. Музыкант, обладающий неподдельной искренностью, поющий, причём исключительно «вживую», романтик рассказал корреспонденту «Щита и меча» не только о значимых этапах творчества, но и поделился личной историей. - Сергей, вы родом из Новосибирска. Всё ещё считаете себя сибиряком? Какие у вас воспоминания о родном городе? - Мои дальние предки были казаками, которые по воле случая оказались в Сибири. По отцовской линии - из чалдонов, так называли людей, «причаливших с Дона». Они осваивали новые земли, оседали и обзаводились семьями. А мамину родню переселили с Дона в период раскулачивания. Не зря говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Здесь родители встретились, полюбили друг друга. Благодаря сибирским корням в моём репертуаре появились казачьи песни. Вырос в заводском районе Ново-сибирска, где, казалось бы, нет ничего примечательного. Но мы с одноклассниками находили себе интересные занятия, увлекались спортом. Я ходил в секцию борьбы. Когда приезжаю на малую родину, обязательно встречаюсь с друзьями детства и юности, вспоминаем былые годы. Приятно осознавать, что нас не развела судьба. Сибирь привила мне огромную любовь к русской природе, бане и пельменям, кото-рые мы лепили в невероятных количествах. - Ваш отец - известный писатель Пётр Дедов, мама - учительница. Что, по вашему мнению, самое важное вы получили от родителей? - Основы будущей жизни закладываются в семье. Очень благодарен родителям за то, что они всегда и во всём меня поддерживали. Помню, в детстве отец учил точно выражать мысли на бумаге. А мне, признаться, ужас как нравилось печатать на его пишущей машинке. Он сажал меня, подкладывая томики Пушкина или Тургенева, поскольку я не доставал до клавиатуры, и предлагал написать какой-нибудь рассказ. Настукивал одним пальцем. Потом собиралась вся семья и зачитывала мой перл. Отец никогда не критиковал, просто разбирал текст «по косточкам», выделяя сильные и слабые места. Это помогло, когда начал учиться на факультете журналистики в столичном институте молодёжи. Но в моём ранжировании увлечений музыка всегда брала верх над литературой. Видимо, это от мамы. У неё от природы очень красивый голос, она часто пела в кругу семьи. В этом направлении и стал развиваться. - Кого считаете своим учителем, наставником в творчестве? - Старшего брата Александра. Он закончил музыкальную школу, собрал ансамбль. Постоянно приходил на его репетиции и выступления, там же интересно: взрослые ребята, девчонки, да и музыка увлекала. Брат показал мне несколько аккордов. Отлично помню тот вечер, когда впервые вышел во двор с гитарой. Сначала все засмеялись, а потом слушали, как исполнял песни группы «Воскресение» и другие шлягеры. Это был успех! Так во мне зародилось желание заниматься музыкой. В 15 лет пел в школьном коллективе. Мы даже участвовали в многочисленных городских и областных конкурсах самодеятельной песни. Начиная с 1987 года выступал в составе профессиональной группы «Вояж». Вояжировал по всей Сибири. Мы с удовольствием откликались на предложения сыграть на свадьбах и городских мероприятиях. Тогда в нашем репертуаре не было авторских произведений, исполняли хиты Юрия Антонова, Александра Розенбаума, Вячеслава Добрынина и других звёзд советской эстрады. Однако выходя на подмостки сельских клубов, маленьких районных ДК, не переставали мечтать о большой сцене. Но я понимал, для того чтобы стать профессионалом,надо получить хорошее образование. Поэтому поступил в вокальную студию при училище имени Гнесиных в Москве. Три года учился у замечательного педагога Эдуарда Лобковского. На тот момент мне было 25 лет, и он мудро решил не перекраивать меня, а исходить из того, что уже было заложено внутри. Такой подход очень понравился. Он брал учеников на шефские концерты, давая возможность в них выступить. Благодаря этому получил первый опыт работы на сцене, общения с залом. Были незабываемые впечатления, за которые признателен учителю. Сегодня я приглашаю маэстро на свои сольные концерты. Если здоровье позволяет, Эдуард Михайлович обязательно приходит. - Когда вы впервые почувствовали, что публика вас оценила? - До приезда в Москву не понимал, как становятся профессиональными музыкантами. По наивности предполагал, что люди где-то работают, а в свободное время музицируют - и их приглашают выступить на телевидении и радио, поскольку они талантливы. Уже потом узнал, что артисты работают в филармониях и получают зарплату. Учась на журналиста, поначалу рассматривал увлечение пением как хобби. Каждый день после занятий закрывался в комнате и репетировал. Первые выступления в столице проходили на Арбате, который в начале 90-х был местом притяжения художников и музыкантов. Вставал под арку и пел. Собиралось много слушателей. Спасибо благодарной публике за то, что неплохо зарабатывал на пении. Эти деньги служили существенной прибавкой к стипендии. И родители воспринимали такое самовыражение позитивно, никогда не говорили, что занимаюсь ерундой. Наоборот, поддерживали: «Давай, развивайся, расти!» Появлялись силы двигаться, преодолевать трудности. А отправной точкой музыкальной карьеры считаю конкурс молодых исполнителей «Юрмала-93». Получил там великолепный опыт, в том числе и правильного отношения к сценическим костюмам, да и вообще - к формированию чувства меры и вкуса. Одним из организаторов конкурса была Лайма Вайкуле, которую просто обожаю. На генеральной репетиции надел лучший костюм и предстал эдаким лихим кантри-мачо из деревни Грачёвка. Лайма прослушала меня и объявила: «Песня хорошая. А что, другого костюма нет?» Вот тут-то ужасно расстроился из-за отсутствия денег на что-то новое и приличное. Вытащила из щекотливой ситуации опять же Вайкуле. Перед концертом принесла костюм мужа и деликатно предложила его надеть. В нём и вышел на сцену. - Многих музыкантов обижает, когда кто-то пытается определить стиль, в котором они выступают… - Это не про меня. Рок, попса, бардовская песня - не так важно, в каком жанре ты работаешь, главное, как ты это делаешь и насколько твоё творчество интересно людям. Считается, что я исполнитель шансона. Но вот недавно записал несколько вещей с симфоническим оркестром под управлением дирижёра Сергея Скрипки. Мне аккомпанировали 80 музыкантов с классическим образованием. И как теперь определить такой жанр? - Вас называют певцом с есенинской русскостью, отмечают беспафосную манеру исполнения и открытость. Наверное, неслучайно появилась серия авторских произведений, написанных на стихи великого поэта? - Есенинские стихи проходят через всё моё творчество. Можно даже сказать, что в соавторстве с ним создано много песен. Его лирика мне очень близка, понятна. В 2010 году в Санкт-Петербурге презентовал программу, практически полностью составленную из композиций на стихи Сергея Есенина. Концерт проходил при полном аншлаге в Театре эстрады имени Аркадия Райкина. «Никогда я не был на Босфоре», «Клён ты мой опавший», «Прощание с Айседорой»… Известные и неизвестные широкой публике произведения русского поэта получили современное звучание, но сделано это деликатно. Мне аккомпанировал ансамбль из московских и питерских музыкантов. Позже даже составили попурри из 16 треков на его стихи. Теперь без есенинского блока не обходится ни один мой сольный концерт и слушатель его принимает с восторгом. - Какими своими песнями вы гордитесь? - Приятно, когда творчество отзывается в сердцах. Например, клип на песню «Волчонок» имеет миллионы просмотров. Мои хиты «Грешница», «Дочка», «Нежность», армейские и есенинские композиции уже можно назвать народными. На них выросли мальчики и девочки, которые стали родителями и теперь приходят на концерты с детьми. И это не только повод для гордости, но и стимул развиваться, создавать новые трогательные произведения. - В вашем репертуаре есть пронзительная песня «Брат». Она, как я понимаю, посвящена Александру Дедову? - Да, к сожалению, Саша трагически погиб в 1998 году во время несения службы. Брат работал в сибирском посёлке участковым уполномоченным. У него не было каких-то великих заслуг, просто честно исполнял долг. Его любили и уважали. А сейчас жители посёлка вышли с предложением в память об участковом назвать его именем улицу. Мы с Александром были очень близки. Когда я уехал в Москву, каждый день созванивались, переписывались. Он часто приезжал ко мне. Дни и часы, проведённые с ним, одни из самых счастливых. Мне больно вспоминать об этом. Чувства к брату выразил в песне, поэтому она и получилась такой, как вы говорите, пронзительной. Визитная карточка Певец, композитор Сергей Любавин (Дедов) родился в 1966 году в Новосибирске. В начале 90-х переехал в Москву, учился вокалу в Музыкальном училище имени Гнесиных, параллельно постигая азы журналистики. Статьи подписывал как Любавин, а позже стал выступать под этим творческим псевдонимом. Сергей сочиняет песни и записывает на студиях Александра Кальянова и Владимира Маркина. Первый официальный альбом Любавина «Семнадцать с половиной» с авторскими произведениями и дворовыми хитами вышел в 1994 году. У певца шесть альбомов и множество сборников. Автор и исполнитель награждён Почётным знаком Музея шансона «За вклад в развитие жанра».