Войти в почту

Фахитос – не то, чем кажется: настоящая история фахиты

Практически все, что мы привыкли думать о фахитос – полнейшая неправда. Во-первых, правильное название блюда – не фахитос, а фахита, неважно, что в меню большинства ресторанов оно России фигурирует под неверным наименованием. Второе популярное заблуждение гласит, что это блюдо мексиканской кухни. Снова ошибочка вышла. Фахиту придумали не в Мексике, а в американском штате Техас. Ну, и главное, настоящая фахита не должна быть с куриным мясом или морепродуктами. Сегодня рассказываю об истории этого блюда. Многие искренне полагают, что буррито от фахиты главным образом отличается формой подачи. Мол, если в первом случае курицу, мясо или бобы любовно запеленают тортильей, то во втором варианте перед вами поставят примерно такой же набор компонентов, а дальше начнется игра «Сделай сам». Действительно, принцип: лепешка отдельно, начинка отдельно – канонический способ подачи фахиты, однако назвать его отличительной чертой блюда, значит нагло пойти против правды. В конце-концов, корейское барбекю тоже собирают прямо в тарелке на манер конструктора. Да и к Латинской Америке фахита имеет лишь косвенное отношение. Родина блюда – долина реки Науэсес в Южном Техасе, и сегодня фахита – самый известный специалитет техасско-мексиканской кухни, которую в США часто именуют тех-мех. Суть тех-меха проста. Берем традиционный мексиканский рецепт и готовим еду из доступных на американском берегу Рио-Гранде компонентов. Как нетрудно догадаться, этим благородным делом занимались прибывшие в США на заработки мексиканцы. В случае с фахитой – вакеросы: ковбои, массово нанимавшиеся на работу к американским фермерам. Помимо денег им причиталась и часть туши скотины, которая не шла на продажу. Причем не только рога и копыта. К неликвиду в начале XX века относили и скерт-стейк – отруб мяса с передней части диафрагмы быка, которое респектабельные американцы считали слишком жестким, а потому непригодным к употреблению. Собственно, название блюда – это поэтическое переосмысление формы скерт-стейка: fajita в переводе с испанского означает поясок. Заново изобретать метод тендертизации жесткого мяса вакеросам тоже не пришлось. У них на родине из него давным давно научились готовить аррахеру – местную разновидность стейка. Между тем, ничего хитрого в секретной мексиканской технологии не было: длинный кусок мяса нарезали поперек на тонкие полоски, которые затем в течение часа мариновали в лимонном соке или уксусе, а после поджаривали на углях мескитовых деревьев – они придавали блюду характерный сладковатый привкус. В пищу же готовый продукт употребляли с кукурузными лепешкам. На задних дворах техасских ранчо фахиту готовили с 30-х годов прошлого века, а вот простые американцы впервые отведали блюдо лишь в сентябре 1969 года. Произошло знаменательное событие на празднике городка Кайл. Предприимчивый менеджер остинского мясного рынка Антонио Хуан Фэлькон доставил туда уличный гриль, тортильи и на глазах изголодавшийся публики принялся жарить скерт-стейк, нарезанный и замаринованный на строго по мексиканским правилам. Однако истинным популяризатором фахиты стал немецкий шеф-повар Джордж Вейдманн, заведовавший рестораном La Vista в отеле Hyatt Regency Austin. В 1982 году он доработал форму подачи блюда: теперь на тарелке рядом с приправленным специями мясом и тортильями красовались гуакамоле, домашняя сальса и острый томатный соус пико-де-гальо, а после включил новинку в меню. Эффект превзошел самые оптимистичные ожидания. La Vista в мгновение ока стала не просто популярнейшим заведением Остина, но и самым прибыльным рестораном сети Hyatt: в его зале, рассчитанном на 182 гостей, успевали поужинать, а может пообедать до 1200 посетителей в сутки. Кстати, американские производители мясных изделий не сразу поняли, почему прежде никому не нужный скерт-стейк внезапно стал нарасхват. Показательный момент: в 1984 году студент Хомеро Росио даже посвятил дипломную работу изучению этой загадки, и в результате пришел к однозначному выводу: фахита всему виной. Увы, популярность блюда сыграла с потребителями злую шутку. Чем чаще фахита появлялась в меню ресторанов, тем реже для ее приготовления использовался скерт-стейк. Вначале представители мясной промышленности на радостях значительно повысили на него цены, в ответ же рестораторы начали заменять дорогостоящий компонент более дешевой говядиной, бобами или курицей. Кстати, по словам владельцев американской сети Chili’s Grill&Bar, одним из секретов популярности фахиты с курицей стал характерный шкворчащий звук, который издают стоящие на огне сковородки. Чем он сильнее, тем чаще посетители заказывают именно это блюдо. Любопытный феномен так и окрестили «эффектом фахиты». Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

Фахитос – не то, чем кажется: настоящая история фахиты
© Trip-Point