Войти в почту

Давал как-то Виктор Цой интервью в 1988 году. Там он скромно признался, что занимается поп-музыкой, и поразмышлял о том, что музыка должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, заставлять думать, но она не должна без конца призывать идти громить Зимний дворец. Хорошо просто музыку слушать, говорил он, а не только использовать её в качестве призыва к чему-то. Далее поговорили про группу «Телевизор» и Михаила Борзыкина, который своё творчество не мыслит вне современной политической повестки. Цой отвечает: «Все помнят: Борзыкин начинал с песен. Потом он всех удивил своей смелостью, совершил ряд героических поступков, пел незалитованные песни и тому подобное. Это, конечно, всем симпатично очень, и мне в том числе, но при этом немножко пропали песни. Они немного стали похожи на эти самые газетные статьи. А у нас… «Когда твоя девушка больна» — в ней есть шутка и самые простые рифмы, типа «кино — вино» — и больше ничего». Как точно сказал. За смелость Борзыкина уважаю, но творчество, к сожалению, стало хуже. Затем Цой говорит, что, как только началась гласность, все как с цепи сорвались, лишь бы какую-нибудь правду всем сообщить. Это было очень популярно, а в его песнях нет никаких сенсационных разоблачений, но люди всё равно пытаются их найти. «И в результате «Перемены» стали восприниматься как газетная статья о перестройке, - сожалеет Цой. – Хотя я ее написал давно, когда еще и речи не было ни о какой перестройке, и совершенно не имел в виду никаких перестроек. Конечно, это не очень хорошо, но я думаю и надеюсь, что в конце концов все встанет на свои места». Всё действительно встало на свои места: Цой стал народным певцом для нескольких поколений, а Борзыкин поёт для совершенно определённой публики: «Ты прости нас, Украина, это рушится русский мир». Я периодически вспоминаю что, как и с какой интонацией говорил Цой, когда слышу его песню «Перемены» на Майдане, или на Болотной площади, или на улицах Минска. Когда Михаил Козырев собирает диск «Кинопробы», куда зовёт определенных людей, чтобы те спели определённые цоевские песни. Когда люди размышляют, где бы сейчас, на какой стороне, в какой войне участвовал бы Цой. Уверен, что Цой тонко и красиво послал бы всех этих протестантов на ***, причём вместе с теми, кто неистово называет себя патриотами. Забавно, что с тех пор реально ничего не изменилось. Популярные музыканты так же бегут писать свои дешёвые газетные песни, потому что якобы не могут молчать. А если заметная фигура вдруг не высказалась по какому-то политическому поводу – не вставила свои пять музыкальных копеек, то с неё обязательно спросят, не зассала ли? Притом, если песня, клип или интервью не коррелируют с популярным, желательно протестным общественным мнением, то тебя закидают камнями – захейтят. Сколько уже было музыкантов, которые с невероятно пафосным апломбом пели песню «Перемен», будто толпы в бой ведут. Я бы им посоветовал послушать, как эту песню исполняет Надежда Кадышева, поскольку никаких принципиальных различий в исполнении и подаче я не нашёл – фальшак везде одинаков. Придумали себе баррикадного Цоя и машут им, как флагом, а Цой смеётся, сидя на облаке, и напевает: Знаешь, каждую ночь Я вижу во сне море. Знаешь, каждую ночь Я слышу во сне песню. Знаешь, каждую ночь Я вижу во сне берег. Знаешь, каждую ночь…

Баррикадный Цой
© Свободная пресса