«Налоговый удар» обрушится на нас с новой силой»: испытания придомовых магазинов

В период федеральных ограничений, введенных из-за пандемии, российские потребители чаще всего совершали покупки в магазинах, расположенных у дома, и в мини-маркетах. Это следует из данных за период с 29 марта по 11 мая, опубликованных «Первым ОФД». По данным оператора, падение среднего дневного оборота в этих форматах розничной торговли составило 25,8 и 27,4% соответственно, тогда как оборот супермаркетов за тот же период сократился на 36,6%, гипермаркетов — на 36,5%. Однако в Приморье владельцы придомовых магазинов не ощутили притока денег. Почему? С первых дней распространения COVID-19 в России умеренный рост розничной торговли сменился сначала всплеском продаж, обусловленным покупательским ажиотажем перед введением режима самоизоляции, а затем таким же стремительным снижением спроса. Так, по данным Приморскстата, если в первом квартале 2020 г. розница в регионе была в плюсе (+3,4%), то во втором квартале обороты сектора упали на 20,4%. «Во второй половине мая (после отмены федеральных ограничений. — Прим. ред.) оборот продуктовой розницы начал постепенно наращивать обороты по сравнению с периодом действия федеральных ограничений, но их уровень все еще далек от значений февраля — марта 2020 г. Меньше всего в результате пандемии потеряли каналы сбыта «мини-маркеты» и «магазины у дома» — покупателям было удобно совершать покупки в близлежащих магазинах, а не специально ездить за продуктами», — говорится в пояснении к опубликованным данным «Первого ОФД». За три последних месяца позитивное влияние от эффекта закупок быстро сошло на нет, однако новая реальность серьезно повлияла на привычки покупателей и продолжает определять тренды шопинга в данный момент. Динамика рынка возвращается к докризисным значениям, но за знакомыми цифрами стоят новые мотивы к совершению покупок и миссии посещения магазинов. «В марте товарооборот в наших магазинах был зафиксирован на уровне предновогодних праздников. Но ажиотаж продолжался недолго, и вскоре, как мы и ожидали, спрос начал падать и продолжает снижаться до сих пор. На сегодняшний день покупок совершается меньше, но средний чек по продажам вырос, поскольку за все время самоизоляции люди посещали наши магазины реже, но покупали в больших объемах. При этом на товары ежедневного потребления, такие как молочные продукты, хлебобулочные изделия, кулинария, выпечка и тому подобное, спрос ощутимо упал. Возможно, покупатели предпочитают приобретать данную продукцию в сегменте придомового ретейла», — рассказал представитель крупной торговой сети во Владивостоке. Однако продовольственная «торговля у дома» у владельцев таких магазинов никак не ассоциируется с понятием «бенефициар пандемии». Василий Нестеренко, предприниматель, владелец небольшого магазина: «Было всего два варианта развития событий. Первый: материально обеспеченная прослойка людей и в пандемию не отказалась от товаров высшей категории, которых, как правило, в продаже у мелкого ретейла нет. Такие люди либо заказывали покупки через интернет-ресурсы, либо закупали необходимое в тех же супермаркетах. Второй: представители менее обеспеченной прослойки населения живут по принципу «день прошел — и слава богу». То есть вынуждены экономить на всем, в том числе и на продуктах питания. Какую прибыль такие покупатели могли принести придомовым магазинам, особенно в пандемию, когда их и без того небольшие доходы упали до минимальных значений, а многие люди просто потеряли работу и находились на грани выживания?» «Когда был ажиотажный спрос практически на все товары, нас это не коснулось. Люди бежали закупаться по более низким ценам на оптовые базы и в гипермаркеты, с которыми мы по стоимости товаров не могли конкурировать. Позже, когда все разбежались по домам, некий всплеск активности мы, конечно, отмечали. Так, например, в конце мая в нашем магазине наиболее востребованными были крупы, молочная продукция, сахар, консервы. Повышенным спросом пользовались также слабоалкогольные напитки. По остальным товарам роста особого не было», — отметил владелец одного из придомовых магазинов в районе б. Тихой. «Летом значительно выросли покупки сладостей, в частности мороженого. Весь период самоизоляции хорошо продавались семечки, чипсы, сухарики, пиво, прохладительные напитки. Но это не те объемы продаж, которые залатали бы «дыры» в нашем товарообороте и подняли рентабельность. Налоговые службы вроде как «на каникулах», но и здесь не дают покоя. Регулярно получаем письма на электронную почту такого содержания, что непонятно — плакать или смеяться. И всем ясно, что, когда это безумие с коронавирусом затихнет, «налоговый удар» обрушится на нас с новой силой», — отметили в магазине «У дома». Представитель магазина «Продукты», расположенного на ул. Калинина, поделился: «Усилились проверки в части соблюдения требований к индивидуальным средствам защиты в пандемию, таким как масочный режим, обработка дезинфицирующими средствами рабочего места и так далее. Я уверен: такие меры жизненно необходимы, поскольку даже наши сотрудники порой не понимают всей важности мер предосторожности, о чем приходится им регулярно напоминать, пугать штрафами и увольнениями за неисполнение предписаний СанПиНа. Что же касается нашей псевдонаживы на ситуации с коронавирусом, то скажу одно: никакие обстоятельства не смогут сделать мелкий ретейл конкурентоспособным по отношению к крупным торговым сетям. Люди как стремились приобретать товар по низким ценам, так и будут делать это в дальнейшем, и пандемия тому не помеха: при любой возможности надевают маску и бегут в супермаркет». «С начала марта прослеживался мощнейший тренд у населения к пополнению продовольственных и непродовольственных товаров. Но нас это никак не коснулось. Люди мешками закупали продукцию на случай «апокалипсиса», и, конечно, никакие панические настроения на мыслительные процессы повлиять не могли — товары старались приобретать оптом и по максимально низким ценам, то есть явно не в придомовых магазинах, — сообщила еще одна владелица придомового магазина. — Когда паника спала, те, кто на машинах, по-прежнему пополняют запасы в супер- и гипермаркетах, как правило, раз в неделю. К нам ходят за продуктами первой необходимости — хлеб, соль, яйца, молоко и так далее. Учитывая, что рядом с нашим магазином расположено не так много жилых домов, а ближайшая крупная торговая точка в шаговой доступности, ни о каких больших прибылях говорить не приходится». Евгений Крюков, руководитель специализированного магазина разливных напитков: «Не могу дать оценку тому, как обстоят дела в ретейле в общем понимании графика продаж, но в нашей сфере в период самоизоляции он заметно подрос. Когда общепит полностью откроется, наша рентабельность несколько просядет, но ненадолго. В целом я считаю, что ситуацией в период самоизоляции как небольшой ретейл, так и крупные сети воспользовались в равной мере. Заведения общепита были закрыты, и людям ничего не оставалось, как покупать продукты питания и напитки в магазинах. Придомовые выигрывали своей близостью к покупателям, крупные — за счет большого товарооборота».

«Налоговый удар» обрушится на нас с новой силой»: испытания придомовых магазинов
© Konkurent.ru