Челябинский искусствовед: Что отличает ЖЭК-арт от современного искусства? Конечно же, идея, концепт

Во дворе у редакции “Хороших новостей” уже много лет стоит пень, не нем — автомобильная покрышка, раскрашенная серебрянкой. Там нет никакой клумбы или урны, это просто покрышка, которую никто не убирает. “Может быть, это арт-объект? Кажется, я нечто подобное видел на выставке современного искусства”, — размышлял наш редактор. Дилемма. Где грань между какой-то чепухой и тем, что выставляют в модных галереях? С этим вопросом “Хорошие новости” отправились в отдел спецпроектов Государственного Исторического Музея Южного Урала. Он занимается в том числе и организацией фестиваля современного искусства "Дебаркадер”, который уже успел приобрести статус культового. Нашего корреспондента встретили руководитель отдела Виталина Силина и искусствовед Валентина Какуркина. Девушки, где грань между объектом современного искусства и дворовой “инсталляцией”, которую мог сделать дворник из ЖЭКа? Виталина: Где грань? Произведением искусства является то, что создается художником. А то, что просто кем-то раскидано хаотично, брошено на улице, даже если это выглядит красиво, произведением искусства не является.Но сейчас такое время, что каждый мнит себя художником. Теперь, ведь, для этого вовсе не обязательно уметь рисовать. Валентина: Тут сначала нужно понять,что можно считать произведением искусства, а что нет. В начале ХХ века Марсель Дюшан (французский художник-дадаист. прим. ред.) принес в музейное пространство писсуар и сказал, что это произведение искусства. Все согласились. Появился так называемый феномен “готовых вещей”, ready made. То есть, если мы что-то называем произведением искусства, и при этом оно находится в музейном пространстве, то оно становится художественным произведением. Что ещё отличает дворовую инсталляцию, ЖЭК-арт, от современного искусства? Конечно же, идея, концепт.Виталина: У произведения искусства должна быть некая составляющая, определенный посыл. Мы должны понимать причину, по которой появилась та или иная вещь. К чему они отсылают. Все перформансы, инсталляции несут в себе мысль, которую художник хочет донести до зрителя. Вспомните акционизм - это всегда ответ на что-то, реакция художника, концепт. Виталина: У произведения искусства должна быть некая составляющая, определенный посыл. Мы должны понимать причину, по которой появилась та или иная вещь. К чему они отсылают. Все перформансы, инсталляции несут в себе мысль, которую художник хочет донести до зрителя. Вспомните акционизм - это всегда ответ на что-то, реакция художника, концепт. Валентина: Вот взять, например, “эстетику бедного” - это художественное направление, зародившееся в Италии. Его суть заключается в том, чтобы сделать из простых, бытовых материалов произведение искусства и таким образом показать, что им может стать все, что угодно. Может быть, у художников просто нет денег на материалы? Валентина: Отчасти. Скажем, в мире есть люди, которые не едят мяса. Кто-то не ест мясо, потому что у него религиозный пост, кто-то не ест мясо, потому что протестует, кто-то не ест мясо по состоянию здоровья. А кто-то не ест мясо просто потому что он не может себе его позволить. Так и бедное искусство - изначально, у истоков, оно, действительно, зародилось из-за того, что у художников не было возможности создавать произведения из качественных материалов: не было холстов, мастерских, хороших материалов. А потом оно вобрало в себя остальные составляющие: религиозную традицию, протест, сверхидеи. Можно ли найти грань, где заканчивается искусство в классическом понимании, а где начинается современное искусство? Виталина: Что мы называем классическим искусством? Если мы говорим в узком смысле, обращаемся к определенному периоду в истории, а именно к пятому-четвертому веку до нашей эры, когда складывается традиции в античной школе. Классическое искусство в широком смысле — это определенный этап в истории искусства наивысшего расцвета направления. И “классиками” можно назвать кого угодно. Казимир Малевич, Василий Кандинский - классики русского авангарда. Марина Абрамович - классика современного искусства, бабушка мирового перформанса. Валентина: Современное искусство слишком обширный термин. Мне кажется, более уместно употреблять словосочетание “актуальное искусство” - искусство, которое творится здесь и сейчас. А термин “современное искусство” возник в середине ХХ века, на рубеже 60-70-х годов. Современное искусство появилось как альтернатива модернизму, тогда же появились первые перформансы, хеппенинги, поп-арт. И где заканчивается классика, а начинается современное искусство - решать зрителю. Чем для него является творчество Марины Абрамович? Это классика или уже современное искусство? Для того, чтобы понять современное искусство, нужен базис. Изучая перформанс или инсталляцию, следует анализировать исторические события, во время которых велась творческая работа художника. Тогда, возможно, станет понятно, почему художник решил изобразить все именно так. Как вы думаете, если бы человек, который в прошлом году украл картину Архипа Куинджи из Третьяковской галереи, сказал бы на суде, что такой поступок является актом современного искусства, его можно было бы оправдать? С точки зрения искусствоведения, а не Уголовного кодекса РФ? Виталина: Тут можно говорить об акционизме. Группа “Война”, “Пусси райт” - это вандализм, хулиганство? Тут скорее речь идет о культурном феномене. Почему это происходит? Это больше культурологический аспект, чем искусствоведческий.Кстати, “Война”, “Пусси райт”, они являются субъектами современного искусства? Виталина: Они являются частью современной культуры. А искусство...оно является отражением современности и культуры, истории. Являются ли они больше художественным объединением? Сейчас сложно сказать, но это покажет время. Как вы считаете, куда движется искусство? Ведь, иной раз кажется, будто уже все концепты, методики, направления были использованы. Рисовали и грязью и чем-угодно, даже сказать стыдно... Что дальше? Что можно такого придумать и использовать, чтобы это было актуальным искусством для 2120 года? Валентина: Технологии, конечно. Говорят, что мы живем в эпоху пост-постмодернизма, метомодерна. Наследуем традиции постмодернизма, но основным течением является виртуальная реальность. Квазиреальность. Виртуальная реальность заменяет или даже сливается с настоящей реальностью. В эрмитаж может прийти как пролетарий, так и искусствовед, чтобы полюбоваться полотнами того же Куинджи. В то время, как современное искусство интересует довольно узкий круг ценителей. Возможен ли выход за эти рамки? Возможно ли современное искусство для широких масс? Виталина: Страшную вещь скажу я вам. Когда я иду по старой Третьяковке, четырем портретным залам — начинаю скучать. Я человек интуитивный, эмоциональный, мне важен концепт. Я понимаю высокую ценность этих полотен, но в большом количестве я не могу их воспринимать. Мне кажется, что современное искусство не настолько сложно. Нужно просто немного постараться и глубже заглянуть в произведение, немного подумать, и получится увидеть то, что художник закладывал. Тут дело больше в человеке: хочет ли он это разглядеть или нет. Кто-то любит соцреализм, кто-то авангард. Валентина: Искусство не может существовать без зрителям. Мария Абрамович в 1974 году создала перформанс “Ритм 0”. Он был направлен на изучение взаимоотношения художника и зрителя. Суть в том, что на столе перед зрителями разложили 72 предмета: ножи, наручники, иголки, перья. И Марина стояла обнаженной. Суть перформанса заключалась в том, что любой зритель мог позволить себе абсолютно все в плане взаимодействия себя, этих предметов и тела художника. Сначала Марину просто щекотали, постепенно переходя ко все более жестким методам воздействия. Кололи иголками, например. Перформанс закончился, когда один из зрителей поднес револьвер к голове Марины. Перформанс был остановлен, иначе бы зритель ее убил. А ведь публика сначала стеснялась ей делать больно.Виталина: Ещё один интересный пример перформанса: на входе в музей стояли обнаженные люди. Пройти внутрь можно было только между их обнаженными телами. Пространство между ними довольно узкое. И надо преодолеть себя и пройти. Я не смогла это сделать - не потому что я ханжа, я просто не смогла нарушить личное пространство другого человека. P.S. Если вы — художник-авангардист, создаете инсталляции, организуете сумасшедшие перформансы и хеппенгиги, не проходите мимо! Исторический музей ищет художников, готовых принять участие в фестивале современного искусства «Дебаркадер-2020». В рамках творческой лаборатории музей предлагает создать работы в соответствии с заданной тематикой: «Время после». Приветствуются работы в различных техниках, стилях и жанрах искусства. Портфолио, идеи, вопросы и предложения присылать Илье Старцеву. Отбор будет происходить в несколько этапов. Итоговая выставка будет представлена на открытии фестиваля современного искусства «Дебаркадер» 3 ноября 2020 года.Читайте также: Тест Современное искусство в Челябинске: угадай, что хотел сказать художник-постмодернист?

Челябинский искусствовед: Что отличает ЖЭК-арт от современного искусства? Конечно же, идея, концепт
© Хорошие новости