Как стать кукловодом, рассказали волгоградцам

От козленка до нищего Александр, как вы стали кукловодом? – На самом деле я всегда мечтал быть журналистом, в старших классах поставил себе цель и четко к ней шел. Родился и рос в маленьком поселении в Алтайском крае, там жителей не больше 700 человек. И мне хотелось написать о нашей природе, односельчанах. После школы я поехал поступать в Кемерово и провалился, тогда мир для меня рухнул. Из ЕГЭ у меня были результаты только русского языка и литературы, и я подал документы на артиста театра кукол. Некоторое время меня ломало, я никак не мог понять, что я здесь делаю. Но в процессе учебы я стал влюбляться в эту профессию и сейчас, спустя 8 лет, даже представить себе не могу, что мог бы заниматься чем‑то другим. Я очень люблю свою работу. Какой персонаж стал вашей первой куклой? – Пока учился, была практика в Кемеровском театре. Там я впервые вышел на сцену в детском спектакле «Проделки козлят» с куклой Козленка-белолобика. Это была не игра за ширмой, а в формате «открытого плана», когда зрители видят и актера, и его планшетную куклу. То есть вы универсальный актер? – Если мы говорим об опыте работы с куклами, то да. Я играл с планшетными, тростниковыми, перчаточными и марионеточными, то есть со всеми. Но комфортнее всего мне с планшетной, потому что она самая легкая по весу, самая удобная. И в данный момент именно с ней у меня лучше всего получается передать образ. Хотя я не исключаю, что придет время и я смогу найти для себя плюсы и в работе с другими куклами. Сейчас мы репетируем новый спектакль, где я играю главного героя, романтичного паренька, бродягу, а помогает мне в этом тростниковая кукла. Так получилось, что мы как‑то сразу с ней подошли друг другу. Получается, что быть актером кукольного театра сложнее, чем просто актером? – Возможно, да. Сложность профессии кукольника в том, что он в отличие от драматического актера, например, который создает образ персонажа в живом плане, работает с уже готовым образом и важно войти в него и не сыграть с ним в диссонанс. В кукольной среде есть выражение «попасть в маску», именно это мы и делаем от спектакля к спектаклю. Театр для меня – это школа За плечами, вероятно, много ролей. Какая самая любимая и самая трудная? – Я, конечно, не считал, но думаю, около 30 точно есть. Ценность количества ролей для меня в первую очередь в том, что с каждым новым образом мне все легче и легче выходить на сцену. В начале творческого пути у меня было дикое количество комплексов, а театр помог мне раскрыться. С каждым спектаклем я становлюсь свободнее, увереннее, гармоничнее в своей роли. Оглядываясь назад, я понимаю, что все мои страхи были надуманными и сложности я придумал себе сам. У кукольников есть амплуа или для вас это неважно? – Есть, конечно. Что такое амплуа? Есть роли, которые сыграть легко, как будто сам себя играешь, а есть роли на сопротивление, когда надо переступить через свой характер, привычки, иногда принципы и воспитание. Моя органика позволяет мне играть благородных, добрых, великодушных, романтичных героев легко, даже при поступлении приемная комиссия отметила этот факт. Помню, у меня тогда спросили: «А вы планируете только положительные образы играть»? Я ответил, что буду учиться играть разные характеры. То есть для вас каждая роль – это рост и развитие, а не просто работа? – Да, так и есть. Думаю, таким образом я отыгрываю что‑то свое, потаенное. Иногда у меня спрашивают, не хочу ли я перейти в обычный театр, но я уверен, что именно здесь нашел себя и пока не планирую ничего менять. Наша работа сложнее, шире и интереснее, чем у того же драматического актера. Мы, актеры-кукольники, умеем и петь, и танцевать, очень пластичны, выносливы, терпеливы, дисциплинированны, наделены чувством коллективизма и уважением друг к другу. Для нашей профессии важно иметь внутренний стержень. Поделитесь секретами вашей профессии? – Секреты есть, но все я раскрывать бы не стал, чтобы не потерялась наша закулисная интрига. Единственное, скажу, что актеры небольшого роста за ширмой надевают специальные туфли на платформе, чтобы создавалось впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу. Когда кукла говорит, она обязательно движется, когда молчит, – она неподвижна. Иначе зритель просто не поймет, какая из кукол разговаривает. Многие секреты относятся к законам кукловождения, которые мы обязаны соблюдать. Например, кукловод должен видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается. Актер должен быть полностью сосредоточен на игре куклы. Мой друг – Аркадий Есть опыт создания куклы своими руками? – Да, во время учебы я сделал три тренировочные куклы – тростевую, планшетную и марионеточную. Перевожу их из одного города в другой, не расстаюсь, они для меня словно талисман. Я им даже имена придумал. Моя самая любимая кукла – это Аркадий, делал ее примерно месяцев шесть из дерева, металла и папье-маше. Плюс его в том, что, как любая тренировочная кукла, он безликий, у него нет рта, глаз, носа, он не грустный и не веселый, он нейтральный. В студенческом общежитии мы с ребятами по комнате всегда шутили, что Аркадий опять за нами подглядывает и подслушивает нас. А что значит тренировочная кукла? – Тренировка состоит в том, что мы разминаем руки с помощью специальных упражнений, потому как руки у кукловода основной рабочий инструмент. К тому же у каждой куклы – планшетной, марионеточной – свои движения. И также отрабатываем движения у своих кукол. Театр занимает все ваше время или есть время на хобби? – Планирую брать уроки у педагога-вокалиста. В детства пытался освоить аккордеон, но мой учитель уехал из нашего поселка, и пришлось прервать обучение. Возможно, решу вернуться к этой затее или выберу другой инструмент. Сейчас я развлекаюсь тем, что веду свой блог в социальной сети, где выкладываю видео о своей работе, увлечении кулинарией, спортом. Очень хочу, когда закончатся ограничительные меры, продолжить заниматься актерским мастерством с детьми. Что бы вы порекомендовали ребятам, которые вроде бы и хотят стать кукловодом, но боятся или стесняются этой профессии. Поступать? – Если есть сомнения, то выбор в любом случае будет энергозатратным, а результат непредсказуемым. Но, не попробовав, не узнаешь, ведь если ты заинтересовался этой профессией, если хочешь себя в ней попробовать, значит, этого просит твоя душа и, возможно, стоит пойти ей навстречу. Да, эта профессия откликается сразу не всем, ее надо прочувствовать со всех сторон, потому что она многогранна и удивительна. Марина Дорошева © Фото из архива Александра Кашперова.

Как стать кукловодом, рассказали волгоградцам
© Вечерний Волгоград