Выслушает и поможет найти решение: какую помощь оказывают психологи
Психологи нередко сталкиваются с недоверием людей к своей профессии. Многих одолевают сомнения, стоит ли обращаться за такой помощью. В результате страх заставляет откладывать посещение специалиста как можно дольше. Из-за этого проблема не решается, затрагивает различные сферы жизни и оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние человека и всей его семьи. Почему люди не решаются вовремя посетить специалиста, «Вечерней Москве» рассказала психолог Московской службы психологической помощи Ольга Мамонова. — Ольга, расскажите, пожалуйста, кто такой психолог и можно ли ему доверять? — Психолог-консультант — это специалист с высшим психологическим образованием, как правило, имеющий постдипломную специализацию по одному (или нескольким) направлениям психотерапии. Например, системная семейная терапия, супружеская терапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и другие. В нашем обществе еще бытует миф о том, что к психологу ходят только люди с нарушенной психикой. На самом деле психолог-консультант работает с нормой, а с психической патологией работают врачи-психиатры. — Чем психолог отличается от психотерапевта? — В нашей стране официально психотерапевтом может называться только врач (психиатр), владеющий одним из подходов психотерапии (примером могут служить указанные выше направления). При отсутствии медицинского образования, как правило, специалист, владеющий психотерапевтическими методами, называется просто психологом или терапевтом. Психотерапевтом он может признаваться внутри профессионального сообщества при наличии соответствующей сертификации, личной терапии и супервизии. За рубежом (Европа, Америка) психотерапевт — это специалист с психологическим образованием, владеющий одним из направлений психотерапии, прошедший личную терапию, стажировку и курс супервизий (работа под наблюдением профессионального сообщества с постоянным разбором трудностей). — Как выстраивается работа психолога с обратившимся? — Во время первой встречи с психологом происходит знакомство, человек рассказывает о том, что его беспокоит. Специалист внимательно слушает его, дает обратную связь: как он понял проблему. Дальше клиенту важно решить, какой помощи он хочет от психолога? Каких преобразований желает достичь? Что изменится для него с решением проблемы? Это один из ключевых моментов начального этапа психологического консультирования: формулирование клиентом запроса на работу со специалистом. Часто люди приходят с нереалистичными по отношению к психологу ожиданиями. Они считают, что их дело — рассказать о своей проблеме или дискомфорте, а дальше уж дело психолога. Дескать, он специалист, пусть сам и решает, какие действия необходимо предпринять. Как правило, подобная позиция человека препятствует полноценной работе. Ведь в консультации участвуют двое, и работать необходимо обоим. Клиенту — прежде всего, понять, что именно он хочет от психолога для решения проблемы, которую решать придется ему самому. Ведь ни один человек на Земле, кроме него самого, не знает, как будет лучше для него. А дело психолога — услышать клиента, понять, не оценивая, помочь объективно увидеть проблему и вместе с ним продвигаться в сторону ее решения, приемлемого для обратившегося. — Можно ли ожидать от психолога конкретных решений, советов — Нередко клиент ждет советов от психолога и очень разочаровывается и раздражается, когда их не получает. Однако, как известно, советы не работают, а вызывают сопротивление. Единственно эффективным является понимание самим клиентом того, как ему нужно поступить с учетом сложившейся ситуации и его возможностей. Немаловажной предпосылкой совместной работы с психологом является качество контакта и наличие мотивации клиента к работе. — Какие существуют зоны ответственности психолога и клиента? — Ответственность в работе делится между обратившимся и специалистом поровну. Дело клиента — приходить вовремя, выполнять задания, которые он обещал выполнить, стремиться к самоанализу. Ответственность психолога — соблюдать профессиональную этику и использовать все свои знания, опыт, свои чувства для помощи человеку в решении его проблемы. Также в задачи психолога входит выстраивание профессиональных и личностных границ с клиентом. Зачастую человек приходит с жалобой на своих близких, начальника и тому подобное, не понимая, что и сам вносит свой вклад в конфликт и проблемные отношения. Нередко бывают случаи, когда клиент пытается искать в психологе друга, старается получить его личные данные, узнать его мобильный телефон. Но это не полезно для работы. Обязательное условие полноценного терапевтического альянса — наличие четких границ между психологом и клиентом. Поэтому дружеские отношения здесь неуместны. СПРАВКА Узнать о работе психолога, получить бесплатную консультацию специалиста и обсудить с ним интересующие вопросы может каждый москвич. В столице работает Московская служба психологической помощи, специалисты которой всегда готовы выслушать и оказать необходимую поддержку. Пообщаться с психологом можно как в очном формате, так и дистанционно — по телефону и онлайн. Подробности — по единому справочному телефону службы 8 (499) 173-09-09 и на сайте. Читайте также: Нейропсихолог рассказала, с какого возраста можно давать детям гаджеты