Юрий Энтин: "Я доверяю детям, они обладают врождённым чувством юмора".

Юрий Энтин в юности. Фото: stuki-druki.com Поэт становится поэтом с детства, или когда начать не столь уж важно? По словам моей мамы, я начал писать в шесть лет. После того, как научился играть в шашки, мне подарили их на день рождения, и я вызвал на бой 16-летнего мальчика. Собрался весь двор, мы решили играть до пяти. Выиграл у него подряд три партии, и он выбросил мои шашки в люк. Я сказал: "Безобразник и злюка, достань шашки из люка!" Мама это записала и позже показала мне. Хвасталась всем, что её сын будет поэтом. Как настроение перед юбилеем у 85-летнего поэта? Мне кажется, что цифра 85 за пределами старости – есть старость, а есть опасная черта. Но настроение у меня деятельное, работаю с утра до ночи, начинаю новую жизнь. Фото: vanilla.su В чём она заключается? Изучил интернет и теперь перехожу на эту платформу. В течение года у меня на сайте будут представлены 13 пьес, также будут интервью и ответы на вопросы. Я расскажу о фильмах, в которых использовались мои песни, покажу их. Даже сам поздравлю себя с днём рождения. У вас вышла новая книга, "Домашний театр", на сайте будет информация об этом? У меня целая передача в сети построена на этой книге, но таких книг у меня уже написано три. Они не выходят пока только из-за того, что я не могу найти художника, который смог бы почувствовать произведения и проиллюстрировать их. Фото: vanilla.su Я слышала, что по "Домашнему театру" уже готовятся театральные постановки, кто за них взялся? Взялась за них Ирина Хуциева, режиссёр театра "Дом культ Юры", с которым я давно дружу. Она уже делала спектакль "Русалочка" с участием хора. Теперь они, 13-го сентября, исполнят "Алёну против дракона". Позже эти выступления появятся в интернете на моей страничке в Фейсбуке. https://www.facebook.com/yuri.sergeevich.entin Вы сами ведёте страницу в Фейсбуке? Уже около 20 лет у меня есть два помощника. Я с ними очень давно работаю, один из них – главный редактор интернет-порталов, другой – руководитель фестивалей, где исполняются мои песни. Мы объездили 15 стран, были в Китае и Америке, да в Америке есть театр, где исполняют мои песни. Фото: godliteratury.ru В своей биографии вы пишите, что резко изменили свою жизнь в 33 года. Вы стали "свободным художником". Расскажите об этом переломном моменте? Я работал на фирме "Мелодия" редактором детского отделения. Тогда уже писал стихи, но не серьёзно. Так получилось, что Геннадий Гладков начал работать на киностудии "Союзмультфильм". Первые несколько песен я написал для "Бременских музыкантов" вместе с Василием Ливановым, и познакомился с Гладковым, который спел мне по телефону "Ничего на свете лучше нету". В тот же день я написал заявление об уходе с "Мелодии". С тех пор и сочиняю песни. Были написаны "Антошка", "Чунга-чанга". Каждая моя песня становилась популярной, "Лучшей песней года". Тут и "Вернись лесной олень", и "Крылатые качели" (песня, кстати, написана об "Измайловском парке"). Но в 84 году детская песня умерла, никому в тот год не дали за нее премии, и с тех пор детской песни больше нет, её некуда отнести, даже если появятся идеи. Свою задачу сегодня я вижу в том, чтобы создать виртуальный музей детской песни. Фото: gde-kniga.ru И все же, почему пропала детская песня? Премия ведь не причина. Первый мощный удар был, когда запретили давать рекламу в детских передачах, после чего они все закрылись. Сейчас вернули, но уже поздно. Я боролся с этим, все мои силы были направлены на восстановление ситуации. Часть жизни я отдал на то, чтобы встречаться с руководителями нашей страны, со всеми популярными продюсерами, руководителями телевидения, разговаривать, объяснять. Ничто не могло спасти ситуацию, в стране национальная идея – не коммунизм, а деньги. Погиб даже детский хор имени Попова. А там работали талантливейшие люди. Фото: labirint.ru Всю жизнь вы смешите детей. Сегодняшние дети сильно отличаются от тех, что были 20 лет назад? Дети не меняются, особенно малыши. Они открыты миру. Когда я начал писать, первые же песни стали известными, думаю, потому что я никогда не сюсюкал. И не писал их специально для детей. Я создавал образы, интересные каждому. Кстати, на "Бременских музыкантах" в кинотеатре ни одного ребёнка не было – туда рвалась молодёжь, они чувствовали дух "Битлз", новую аранжировку. А разве "Лесной олень" - детская песня? Взрослые любят её куда больше. Детская литература в советское время была шикарной – я помню стихи, которые были до войны. Чуковский, Барто. Эти стихи и песни пел весь мир, их знал каждый ребёнок. Все композиторы, с которыми я сотрудничал, опирались на мировую культуру, многие из них преподавали в консерваториях. Фолто: soyuz.ru Говорят, секрет вашего успеха в том, что вы – вечный ребёнок в душе. Так ли это? Это нужно спросить у жены. Я не считаю себя пишущим для детей. На афише мюзикла "Алёна против дракона" я попросил указать: "Мюзикл для взрослых и детей". 13-го сентября он пойдёт в консерватории. У вас ведь есть дети, внуки, расскажите о них? У меня четыре правнука, они уже серьёзные люди. А дочка давно на пенсии. Фото: youtube.com Что помогает вам жить счастливо столько лет? Спортом ведь не занимались? Ну почему? Я был волейболистом, бегал на короткие дистанции, преподавал физкультуру и историю в школе – закончил два факультета педагогического института. Я был спортивный, но потом забросил. Что мне помогает? Просто не знаю. Кажется, что я сам на себя возложил некую миссию — сохранить детскую песню. Вот поехал в город Кёльн, где проживал тогда Давид Тухманов – лучший мелодист в мире — уговорил бесплатно сочинять детские песни – вышла книга с нотами, 101 наша песня. Сборник "Игра в классики" – это песни на самые известные классические мелодии Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Листа, Шуберта, которые знает каждый. Я написал стихи на музыку, а Давид Тухманов сделал аранжировку. Среди тех, кто спел партии — Тамара Гвердцители, Вячеслав Войнаровский, Николай Басков, Иосиф Кобзон. Хазанов говорил, что в машине теперь слушает только эти мелодии, действует как наркотик. Все эти записи у меня есть, они будут опубликованы в интернете на моей страничке в Фейсбуке. Фото: kionn.ru Каким главным качеством нужно обладать человеку, чтобы писать для детей? Быть искренним. Самый искренний писатель – Эдуард Успенский, в каком-то смысле он был моим учителем. Мы дружили с ним всю жизнь – я полюбил его "Крокодила Гену", он писал свободно, не сюсюкал и будил фантазию детей. Могу сказать, что и я пишу искренне. И доверяю детям, они обладают врождённым чувством юмора. Улыбаются, когда им что-то нравится, плачут, когда все не так. Я писал для своей 2-летней дочки стихи, после мы с Тухмановым написали множество песен для самых маленьких. Они, кстати, так и не изданы. Фото: www.tviz.tv Дети верят в сказки, с детскими писателями чудеса в жизни случаются? Было в жизни много мистических совпадений, жена про это даже книгу написала. Мы как-то с ней должны были срочно ехать в Москву, но машина не заводилась. Сидели дома в поселке, где живём, за столом в одежде, переживали из-за опоздания. Вот бы Серёжа (наш знакомый, авто-мастер помог, спас положение, починил нашу старую машину). И вдруг, совершенно неожиданно из другого конца коридора появляется Серёжа. Я только вспомнил о нём – и он является. Говорит: "Я зашёл к вам сказать, что увольняюсь с работы. Так что, если понадобится помощь – обращайтесь, я буду рядом". Такие истории еще с юности со мной происходят. Однажды, после уроков пошли с девушками гулять, и зашли так далеко, что обратно не было сил идти. Метро тогда стоило 5 копеек, а у нас не было на всех денег. А я взял и нашёл деньги на всех, у окна лежали. Сам не понимаю, почему нагнулся и просто поднял. И еще у меня есть особенность – умею превращаться в другого человека. Но об этом пойдет речь в передаче, видео опубликую на моей страничке в Фейсбуке в юбилей 21-го августа.

Юрий Энтин: "Я доверяю детям, они обладают врождённым чувством юмора".
© Ревизор.ru