«Пандемия дала чувство отсечения лишнего»

В середине июня Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля пригласил художников разных жанров и рангов принять участие в создании выставки «77 дней». Название неслучайно - именно столько длилась самоизоляция. Работы, отобранные членами экспозиционно-выставочного совета музея имени М. А. Врубеля, вошли в экспозицию. Выставка уже разместилась в Генерал-губернаторском дворце и теперь ждёт снятия всех ограничений, чтобы зритель смог увидеть творчество омских мастеров. Как рассказала куратор выставки, заместитель директора по научной деятельности Ирина Симонова, экспозиция собиралась около двух недель. Критерий отбора был один - чтобы работа была написана в период самоизоляции, за 77 дней. Так на стенах музея теперь соседствуют работы членов Союза художников и начинающих живописцев. Один из участников выставки - Михаил Рубанков, молодой художник, чьё имя не так давно, но очень уверенно, зазвучало в «художественной тусовке». Михаил работает в жанре авангард. В экспозиции «77 дней» присутствует его картина «Курьер» - портрет доставщика из известной сети с отсылкой к главному героя фильма «Курьер» 1986 года по повести и в режиссуре Карена Шахназарова. - Михаил, как вам работалось в изоляции? - Хорошо, даже отлично. Никто не мешал, не было срочных дел. Я владелец и директор студии, в которой обучаем вокалу, игре на фортепиано, гитаре, учим рисовать детей и взрослых. За время карантина этот бизнес стоял. Я стал свободнее, перестроил финансовые дела, потому что перестал получать прибыль. Но не страдал, что приходится сидеть в изоляции, у меня не было никакой депрессии. По сути, я всё время рисовал. - Почему была выбрана акварель? - Потому что дома не очень удобно рисовать баллонами, а акварель - мобильный «инструмент». Это быстрые работы. Каждая рисовалась за пару часов. Лёгкое творчество, оно не выстраданное. Просто родился сюжет, ты его сразу же воплотил. Симбиоз мыслей с внешним воздействием. - Обычно из таких вот рисунков получается отличный мерч (мерч - сленговое название продукции с определённой символикой - ред.). Как думаете, мерч - это мода или просто дополнительный заработок? - Я занимаюсь мерчем около года. Постеры, футболки, значки, стикеры... И знаешь, я думаю, что это лукавство, если сказать, что мерч работает только для распространения искусства. Это в любом случае коммерция. Картины же мы тоже продаём. А мерч - это такой пассивный доход, наделал футболок, и они продаются. Но я не хочу сильно зарубаться по теме мерча в своей жизни, идёт он параллельно, ну и ладно. - Вы можете отнести своё творчество к какому-то жанру? - Нет, это очень сложно сделать. У меня есть черта, не знаю недостаток это или достоинство, но мне очень скучно писать в одном и том же жанре длительный период времени. Я не представляю, как можно всю жизнь писать что-то одно. Поэтому пришёл к тому, что работаю сериями. Вот закончил карантинную серию и всё - в акварели я для себя закрыл тему. - Какая серия будет следующей? - Не знаю. Но после акварелей уже родились картины «Курьер» и «Балтийский чай». Мне нравится смешивать материалы, я не гнушаюсь странных сочетаний, и у меня нет установок, что нельзя смешивать, например, масло и баллон для граффити. Я рисую тем, что мне нравится. - Вы ведь представитель «наивного искусства»? - Да, я по диплому инженер, получил образование в политехе. Но всю жизнь у меня более или менее удачно получалось рисовать. Потом начал больше этим увлекаться. Сначала в моей жизни на первом месте была музыка, но потом она потихоньку отошла на задний план и это место заняла живопись. После тридцати лет стал рисовать уже плотно. Я не жалею, что у меня нет образования. Раньше парился на эту тему. Периодически меня спрашивали, мол, что я оканчивал. Я отвечал, что ничего, и мне говорили «ну поня-яяятно». А сейчас я понимаю, что образование могло бы мне навредить. Потому что зачастую люди, которые учатся рисовать профессионально, загоняют себя в рамки. И да, возможно, у тебя появляется техника, но креативность страдает. В принципе, научиться рисовать можно и самому. Советоваться с художниками, у кого-то учиться. Не обязательно для этого ходить в институт. - Учитесь у кого-то из зарубежных художников? - Видите, смотря чему. В технике, композиции, цвете - от каждого можно взять что-то крутое. У Моне - цветовые соотношения и палитру. У Энди Уорхолла можно взять что-то по менеджменту. У Баскии - наивность, влияние стритарта. Я не могу назвать конкретного художника, который был бы для меня идеален. - А омские мастера? - Мы дружим с Андреем Крюковым (член омского отделения Союза художников - ред.). У Андрея развита академическая база, и я могу взять пару уроков или просто позвонить, задать вопрос по технике. Плюс я прочитал кучу книг, смотрел сайты, посещал вебинары, мастер-классы. Я не научился, нет, я учусь постоянно. - С каким настроением вы выходите из изоляции? - А я туда особо не заходил, не почувствовал большой разницы. Круто, конечно, что всё открывается, но и во время пандемии можно было спокойно и прекрасно жить. А некоторым людям, да, самоизоляция далась тяжело. Кому-то просто невыносимо сидеть в четырёх стенах. - Как думаете, поменяется ли что-то в мире после того как людям пришлось жить в непривычных для себя ограничениях? - Не думаю. Просто это временное явление. У меня что-то немного поменялось, но только внутри. Пандемия дала чувство отсечения лишнего - дел, трат, ненужной суеты. Надеюсь, что многие люди восприняли это время не как трагедию, а как возможность побыть с собой.

«Пандемия дала чувство отсечения лишнего»
© Новый Омск