Александр Ф. Скляр: «Боги устали смотреть на людей»
Александр Феликсович Скляр – рок-музыкант, создатель и лидер группы «Ва-Банкъ», легенда русского рока. «Александр . Ф. Скляр — «собиратель» и певец людей длинной воли. Людей, способных на поступок. Людей, живущих в осознании факта, что есть высшая данность, которая и определяет твои действия — «ведь я не просто так солдат». Скляр поёт про готовых быть честным, любить и ненавидеть «не наполовину». От него не ждёшь подвоха». Специально для "Свободной Прессы" рэпер Рич взял интервью у музыканта. Рич: Александр Феликсович, я думаю, что нам не стоит обманывать читателей, делая вид, что мы общаемся на «вы». Помню, что ты сам предложил перейти на «ты» по дороге из ростовского аэропорта в Луганск. Тогда ты приехал по приглашению Захара Прилепина со своим гитаристом Дэном, чтобы за два-три дня дать около десяти концертов как для жителей Луганска, так и для ополченцев, а я вас встречал. Ты был первым, кто дал свои концерты на этой войне, и за это, конечно же, тебе прилетело от нашей прогрессивной общественности, которая рулит большим количеством разнообразных музыкальных процессов в России. Скажи, насколько сильно с тех пор поменялась твоя музыкальная жизнь? Легко ли быть прифронтовым артистом? Александр Ф. Скляр: Привет, Рич. Я не прифронтовой артист, конечно. Я взрослый, самостоятельный мужчина, который привык сам принимать решения и отвечать за последствия. По голосу совести я тогда поехал и ни о чём не жалею. Я всегда стоял и стоять буду за справедливость и за русский мир. В Донбассе тогда шла война, и я не мог оставаться в стороне. Реакция людей "со светлыми лицами" меня интересовала в последнюю очередь. Чистая совесть важнее. Небо всё видит. Рич: Понимаю, конечно. Меня скорее интересует, изменилась ли твоя жизнь в гастрольно-радийно-корпоративном плане? Повлияла ли на твою основную деятельность твоя позиция? Александр Ф. Скляр: Изменилась. Повлияла. Часть местных промоутеров отвернулась, часть корпоративных клиентов отпала, часть радийных директоров охладела, часть московской либеральной тусовки записала в нерукопожатные. Ничего, переживём. Мне тошно пользоваться услугами тех людей, которых я сам не уважаю. Мне противны лживые рукопожатия. В моём личном мире стало больше чистоты и порядочности. Это дорогого стоит. Маски сброшены, забрала подняты. Кто из нас чего заслуживает – покажет сама жизнь. И оценит зритель. Рич: Этим летом ты обнародовал свой акустический альбом «Песни во время чумы» – песни, которые ты записывал и выкладывал во время сидения на карантине. Помимо прочего, там есть совершенный эксклюзив – песня «Батум» на стихи Сергея Есенина, которая очень полюбилась мне и моим товарищам. Меня слегка возмущают популярные, всем известные песенные адаптации стихов Есенина, поэтому я иногда делаю свои и, когда появляются такие песни, как твой «Батум», очень радуюсь, потому что слышу в этом не постановочного, не кичливого Есенина. Знаю, что существует аранжированная версия этой песни. Хотелось бы узнать, когда она выйдет. Будет ли она в твоём новом альбоме или выйдет синглом? Александр Ф. Скляр: Она будет на новом альбоме, который выйдет этой осенью. Осталось сделать пару треков. Песня уже звучит на нескольких радиостанциях в Москве и в России, мы ее поём на каждом концерте, нам она кажется удачной и по-есенински пронзительной. Я рад, что поймал эту простую мелодию на карантине. Видимо, звёзды удачно встали в тот момент. Рич: Ага, её просто в сети нет. Расскажешь немного об этом альбоме? Кто ещё из поэтов появится на нём? Есть ли у него концепция? Александр Ф. Скляр: Все песни, кроме этой, моего авторства. Часть записана раньше, начиная с сентября прошлого года. Мы поработали с Богданом Солодовником на студии «25/17». Отличная студия и талантливый звукореж Богдан, большое ему спасибо! Продолжили на карантине уже своими силами. Наш гитарист Денис Скопин встал у штурвала, освоил необходимую технику. Мы опробовали наш метод на песне «Мальчик Эдик» памяти Эдуарда Лимонова, поняли алгоритм работы и начали записываться на удалёнке. Это процесс не быстрый, но четыре песни уже готовы, и мы результатом довольны. Сквозной концепции нет, это всё песни последнего времени. Спешить нам некуда, впереди – Вечность. Надеюсь, что альбом найдёт своего слушателя, потому что я знаю каждый раз, что именно я хотел сказать, для чего написал новую песню. Пустым ненужным словам нет места в моём нынешнем творчестве. Мои музыканты – высокие профессионалы, поэтому работать с ними – одно удовольствие. Рич: Да, с Богданом приятно работать. Кстати, у меня тоже была песня про Эдуарда – «Молодой Лимонов». Мы с тобой как-то, не сговариваясь, сошлись в том, что Лимонов вечно молодой. А насчёт музыкантов «ВА-БАНКА»: интересно, почему в коллективе больше не работает Александр Белоносов? Александр Ф. Скляр: Отвечу словами Абдуллы из «Белого солнца пустыни»: «Хорошая жена, хороший дом – что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость!» У него есть два коллектива – «Злобные старикашки» и «Кабинет». Наверное, на нас стало не хватать времени. «Вольному воля – сказал капитан», как поётся в моей песне «Крысы не бьют чечётку». Каждый сам решает, где ему лучше. «ВА-БАНКЪ» всегда был группой единомышленников, насильно мы никогда никого не удерживали. Рич: Слышал твою совместную работу с рэпером Мэйти, до этого ты поучаствовал в альбоме «25/17». Планируются ли ещё какие-нибудь неожиданные коллаборации? С кем было бы интересно поработать? Александр Ф. Скляр: Предложения периодически поступают, но я не спешу соглашаться – то артист не нравится, то песня. Последняя по времени совместная работа была с Полиной Агуреевой. Мы спели на карантине песню «Тишина за Рогожской заставою» – красиво и душевно получилось. Пока больше планов нет. Рич: Знаю, что ты много читаешь художественной литературы. Что интересного прочитал во время карантина? Александр Ф. Скляр: Последние два года я немного сбавил темп чтения художественной литературы. Читаю много, но это чтение специальное, не рекомендованное для широкой аудитории. Моя, так сказать, внутренняя кухня. В основном на английском языке. Но «Есенина» Прилепина и «Катаева» Шаргунова прочитал с удовольствием и могу смело рекомендовать всем, кто еще не разучился читать. И Владимира Видеманна «Запрещенный Союз» тоже рекомендую. Рич: Может, тогда и три относительно свежих музыкальных альбома посоветуешь? Александр Ф. Скляр: Новый Бранимир – «Верная смерть», Marc Ribot – «Songs Of Resistance», Aurelio Valle – «Acme Power Transmission». Рич: Такой вопрос насчёт отечественных исполнителей. Понятно, что Высоцкий, Утёсов, Вертинский, Димитриевич, Северный… Но, может, ты отметишь кого-нибудь из современников, которые чисто по масштабу могли бы встать рядом с этими ребятами? Есть ли такие или пока непонятно? Александр Ф. Скляр: Нет, таких уже не будет, наверное. Нынешнее племя артистов помельче будет. Слишком все открыты, доступны, везде мелькают, много зарабатывают и много болтают по пустякам. Мало тайны, секретов. Без этого легенды не получится. Так, легендишка какая-то несуразная. Рич: Не могу не спросить про твоё отношение к тому, что происходит сейчас в Беларуси. Как тебе вся эта движуха? Александр Ф. Скляр: Не нравится мне вся эта движуха, потому что благими порывами усталого от Батьки населения воспользуются хитрожопые опытные кукловоды и начнётся там кавардак. Всё это мы уже видели и у нас в России, и на Украине. Уйдёт от нас Беларусь, а куда придёт – там будет только хуже. Справедливости нет сейчас, не будет её и потом. Но сменяемость власти должна быть – в этом я тоже уверен. Только монарх может править до смерти. Но монарх – от Бога, а где сейчас Бог в нашем мире? Боги устали смотреть на людей. Рич: Думаешь, поэтому приходят эти пандемии? Александр Ф. Скляр: И поэтому тоже. Рич: Хотелось бы всё-таки на другой ноте закончить. Понятно, что для рок-н-рольщика седьмой десяток – это плёвое дело. Какие-нибудь Коэны или Диланы с годами стали звучать ещё органичнее и круче, чем в молодости. Скажи, как в таком возрасте сохранить в себе любопытство к жизни, к творчеству, к людям? Александр Ф. Скляр: Нужно иметь цель. Она даёт стимул. Моя цель секретная, но стимул невероятный. На кону нечто большее, чем жизнь. Музыка мне в этом помогает, потому что это кратчайший путь к моей цели. Как говорил Ницше: «Формула моего счастья: одно Да, одно Нет, одна прямая линия, одна цель». Прости, внизу машина. Должен бежать на концерт! Рич: Не задерживаю! Спасибо тебе.