Анна Фадеева: «Любая работа художника — всегда что-то личное»

Анна Фадеева: «Любая работа художника — всегда что-то личное»Мик Джаггер, Кит Ричардс, Элтон Джон, Бон Джови и многие другие звёзды – все они собрались в Нижнем и ждут встреч с поклонниками. Как такое может быть? Очень просто: все они – великолепные портретные куклы, которые в ожидании международной выставки в Нидерландах пока расположились в нижегородском Доме архитектора на выставке «Парад кукол». Дорога длиною в год Проект «Легенды», созданный мастерами Анной Фадеевой и Лией Чернышевой, посвящён золотому веку рок-музыки. Потрясающее портретное сходство кукол вызывает восторг даже у тех, кто равнодушен к року. А фанаты и вовсе не могут уйти от своих кумиров, придирчиво обсуждая каждую деталь. О том, как появилась эта уникальная коллекция кукол, созданных из запекаемой полимерной глины, нам рассказала одна из её авторов – нижегородка Анна Фадеева. – В прошлом году мы с московским мастером Лией Чернышевой ехали с одной европейской выставки на другую. Дорога была длинной. Лия рулила, и, чтобы не скучать, мы придумывали новые проекты. Так возникла идея сделать коллекцию кукол старых рокеров, которые оставили свой след в мировой культуре и, конечно, в нашей жизни. Коллекцию мы решили назвать «Легенды».– Начало ей положила какая-то особо удачная кукла или сначала родилась идея? – Удачная кукла тоже была. Это был Кит Ричардс из «Роллинг Стоунз», сделанный Лией Чернышевой. Он произвёл фурор на предыдущей выставке в Нидерландах. – Почему вдруг вы решили сделать этот проект, объединив ваших кукол? Обычно мастера очень ревнивы и редко объединяются… – Я не согласна с тем, что мастера ревнивы. Творческие союзы были всегда. Два художника вместе могут создать нечто совершенно новое, несвойственное каждому из них по отдельности. Воплотить какие-то особенно интересные идеи. Я очень люблю работать в коллаборациях, это всегда новый опыт. Музыка нас связала – Почему вы выбрали для проекта такой необычный формат, как бюсты? Или это новый тренд в интерьерных куклах? – Изначально мы думали: как сделать так, чтобы в одном проекте два автора не стали бы соперничать и конкурировать. Для этого нужно отличаться не только стилем, но и формой выражения. Я люблю делать лица, мне нравится копаться в мимике и стилизовать лицо по-своему. Лия прекрасно делает реалистичные пропорциональные фигуры с масштабированным костюмом. Ответ был очевиден – мы делаем разные изделия, соединённые одной темой. – Что для вас рок-музыка? Кто ваши любимые исполнители и слушали ли вы их песни при работе над фигурками? – Рок-музыка – это то, на чём я выросла, то, что я слушала в детстве, юности и слушаю сейчас. И, конечно, я слушала любимых певцов, когда создавала их образы. И для вдохновения, и для удовольствия. Хотя, по-моему, соседи были против, – смеётся Анна.– «Монстров рока» много. Как вы отбирали героев для своей коллекции? – По собственным пристрастиям. Кто кому нравится, того и брали. Потому что любая работа художника – это всегда что-то личное: воспоминания, переживания, ассоциации. Нам повезло, что мы обе действительно любим рок-музыку. Примирить непримиримых – Сколько времени ушло у вас и Лии на создание этой коллекции и почему среди кукол есть герои, единые в двух лицах – которых сделали вы обе? – Коллекция ещё не закончена. Я думаю, мы будем работать над ней ещё долго, потому что героев и образов много. Действительно, есть и повторяющиеся персонажи. Мик Джаггер, например: один герой, выполненный в разных стилях разными авторами. По-моему, это очень интересно – показать разные взгляды на одного персонажа. Возможно, будут ещё двойные куклы. Хотя мы продумывали, кто кого возьмёт и кто кому ближе. Например, Лия взяла Джона Бон Джови, а я – Джеймса Хэтфилда. Забавно, что на пике популярности они были в контрах из-за разных взглядов на жизнь и на музыку. А теперь стоят на одной полке.– Создание портретной куклы – высший пилотаж для кукольника. Это особое искусство – добиться сходства, да так, чтобы оно было во всех ракурсах. На основании чего вы создавали лица – видео, сотни фото? – И видео, и фото идут в ход. На самом деле с известными героями намного легче, чем с обычными людьми: их фотографии всегда можно найти в Сети в огромном количестве и в любых ракурсах. – Кто из кукол, на ваш взгляд, получился наиболее похожим? – Я бы сказала, что каждая новая кукла получается лучше предыдущей. Поэтому наиболее похожа та, которая сейчас в работе. Но зрителям виднее, тут уж не нам судить.– Не жаловались ли фанаты, что кто-то не совсем похож или какая-то деталь не соответствует образу? – Такого ещё не было. Тем более что мы уделяем большое внимание именно деталям. Когда я делала Хэтфилда, мне пришлось воссоздавать его татуировки. Это было не просто, но очень интересно. Это какой-то рок – А есть ли какой-то герой, который так и не получился? Скажем, мистика, которая не даёт кукле родиться, и она лопается в печи или что-то подобное? Или звёзды рока были к вам благосклонны? – Мистики в куклах достаточно. Бывают вредные куклы, которые никак не желают получаться. Я долго мучилась с куклой Клауса Майне. Была допущена ошибка в конструкции, и пока я её не нашла и не устранила, кукла не получалась.– Кто-то в России ещё делает галереи портретных кукол рок-звёзд? Или ваш проект можно назвать уникальным? – В России есть прекрасные кукольники-портретисты, и рок-звёзд делали многие. Но мне кажется, что такой идеи и коллаборации, как у нас, ещё не было. – Куда отправятся куклы после нижегородской выставки, ведь это для вас – пробный шар? – Коллекция создавалась для выставки в Нидерландах, а уже потом мы хотели прокатить её по другим выставкам. Но из-за пандемии многие мероприятия отменились, и получается, что первыми коллекцию видят нижегородские зрители. Это радует, им она нравится. Моего персонажа Элиса Купера уже купили, и теперь придётся сделать нового, потому что очень хочется, чтобы он присутствовал в нашей коллекции и тоже отправился потом на «гастроли» по миру. А пока наши куклы радуют нижегородцев.

Анна Фадеева: «Любая работа художника — всегда что-то личное»
© Нижегородская правда