Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Эмоциональный интеллект: почему его необходимо развивать и как в этом помогает актерское мастерство

Понятие эмоционального интеллекта (EQ) ввели исследователи Питер Саловей и , однако его популяризатором стал журналист Дэниел Гоулман, автор бестселлера 90-х «Эмоциональный Интеллект». Книга «выстрелила» благодаря контексту эпохи: подъему экономики и процветающей культуре успеха. Сегодня концепция эмоционального интеллекта из-за смены повестки и смещения фокуса с внешнего, финансового благополучия на благополучие внутреннее, ментальное, вновь актуальна.

Эмоциональный интеллект: почему его необходимо развивать и как в этом помогает актерское мастерство
Фото: Harper’s BazaarHarper’s Bazaar

Итак, эмоциональный интеллект – это не общеизвестный IQ и эрудиция, это наши навыки распознавания своих и чужих эмоций и глубинных мотивов. Он определяет паттерны общения – личного и официального — и пути достижения поставленных целей. Основа EQ закладывается с самого детства, но это не значит, что с ним нельзя работать во взрослом возрасте. По просьбе Harper’s Bazaar основатель Gogol School рассказал, как творчество и актерское мастерство помогают в развитии эмоционального интеллекта и почему это одна из веских причин записаться на курсы в школу «Гоголь-центра», которые стартуют уже 18 сентября.

Видео дня

Эмоциональный интеллект в моем понимании – это базис для навыков репрезентации личности. Тем, как нас воспринимают окружающие, можно управлять, но только если вы обладаете достаточной информацией. Получить и проанализировать ее как раз помогает эмоциональный интеллект. Это инструментарий по считыванию ожиданий и состояния собеседника, умение выстроить стратегию телесного и эмоционального поведения, которая в конкретной ситуации будет лучше отвечать вашим целям. А понять это возможно только осознавая, что ты чувствуешь сам.

Тема эмоций в нашем обществе совсем не проработана. С нами с детства очень много говорят про религию и совсем мало про веру, обсуждают брак и отношения, но не говорят про любовь, постоянно ставят цели и празднуют достижения, но не говорят про надежду. Хотя все жизненные навыки на самом деле являются выхлопом наших чувств, а человека, как правило, не учат в них разбираться. Как это восполнить в зрелом возрасте?

Для начала нужно развивать внимание: каждый день, выполняя свои рутинные дела, обращайте внимание на какой-то конкретный цвет. Первый день – красный, на следующий – синий и так далее. Через неделю мир заиграет для вас новыми красками. Есть и такое упражнение: пока вы идете по улице, замечайте то, что привлекает ваше внимание. Остановитесь на секунд 30 и основательно подумайте, а что вы почувствовали в этот момент? Там будет множество уровней, первым из которых будет, скорее всего, эмоция – брезгливость, гнев, радость. А далее за ней будет стоять причина – то, что вы действительно чувствуете.

Теперь подумайте: как так получилось, что грузчики как правило накачанные, хирурги не боятся крови, а повара хорошо работают с ножами? Это следствие их деятельности. Важно подчеркнуть, что актеры тоже могут быть с разными темпераментами, у них может быть разный инструментарий, но с какими бы выразительными средствами и в каком поле ни работал бы актер, играя роль, он становится инструментом для трансляции большой идеи. Будь то идеи Достоевского (мир через страдания) или Тургенева (мир через тонкие чувства и ощущения), если транслировать их, не пропустив через себя, получатся штампы и клише. Персонажа нужно пропустить через себя и понять, чем он живет, что он чувствует и почему он поступает именно так. Это не про логику, это про сложный клубок чувств, который во время разбора пьесы нужно распутать. Все перформативные практики завязаны на внимании. Внимание может быть к предмету, к партнеру, к себе. Понимать себя и уделять себе внимание – это то, на что направлены все актерские тренинги. Актер напрямую связан с личностным зерном. Чтобы сыграть другого человека, нужно его для начала понять, почувствовать, нужно в какой-то степени стать им. Знаменитое «верю» или «не верю» Станиславского проистекает из того, насколько качественно человек на сцене транслирует то самое зерно личности, которую он играет.

Обучение в Gogol School – это один из способов переформирования взаимоотношений с этой реальностью и зачастую с самим собой через творчество. Вместе с действующими актерами и режиссерами ведущих театральных коллективов Москвы мы выбрали лучшее из психоэмоциональных техник, актерских и пластических тренингов, которые помогают развить внимание к себе, к партнеру и к миру в целом. Результатом такой работы станет небольшой эскиз, но в первую очередь мы ориентируемся на процесс, в котором человек сможет обрести свое «я» и научиться