Роман Тышковский: Новые тренды в развитии транспорта. «Город дорог» на «Говорит Москва». 27.08.20.
А.СОЛОВЬЁВА: Здравствуйте. Меня зовут Анна Соловьёва. В эфире программа «Город дорог». И сегодня у нас очень интересная тема, мы на самом деле узнаем, что такое поколение X, Y, Z, почему мы живём в век новой мобильности, как новые тренды в развитии транспорта в ближайшем будущем изменят облик городов, что такое «мобильность 4.0», почему личный автомобиль скоро перестанет быть нужен. Ну и самое главное — как переживает новую эпоху развития транспорта московское метро и чем отвечает на запрос совершенно нового, нежели десять лет назад, пассажира. У нас в гостях Роман Тышковский, управляющий партнёр и руководитель направления Executive Search московского офиса Odgers Berndtson. Здравствуйте, Роман. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Добрый день. А.СОЛОВЬЁВА: Роман, ну и первый вопрос как раз касается поколения X, Y, Z, что это вообще такое и какие аспекты новой мобильности существуют сейчас? Р.ТЫШКОВСКИЙ: Вообще как бы теория поколения, она гласит о том, что каждый 20 лет появляется некое новое поколение, точнее, не 20, меньше, ну неважно. А.СОЛОВЬЁВА: Сейчас уже меньше. Раньше, кстати, я знаю, была теория 20 лет. Р.ТЫШКОВСКИЙ: История про то, что поколение — это то, на что влияют медиа и ключевые события в жизни страны на формирование личности с шести, с семи лет до пятнадцати, условно говоря, то, что они запоминают, то, что было в мейнстриме, то, что для них было актуально, и поэтому они разные, поэтому люди меняются. И учёные, социологи в первую очередь, которые долго этим занимаются, они выяснили, что у разных поколений есть разные паттерны потребления, привычки потребления, к чему они как относятся: к работе, к передвижению, к еде — ко всему. Это не значит, что одно поколение лучше или хуже, или как бы всегда был конфликт поколений, речь не про это. Речь про то, как люди принимают те или иные решения. Например, поколение X, оно очень сильно сфокусировано было на работе, потому что им было важно через этот успех показать себя, а поколение Z, например, гораздо меньше на этом сфокусировано, современное. У них другие паттерны, они по-другому работают. А.СОЛОВЬЁВА: А вы не напомните, поколение Z это какие годы? Р.ТЫШКОВСКИЙ: Если говорить, иксы, то это те, кто родились до 1984 года, примерно с 1964-го по 1984-й, поколение Y, если правильно говорить, поколение миллениалов — это те, кто родились с 1984-го примерно по 2003-й, и поколение Z — это те, кто вот сейчас рождаются. А.СОЛОВЬЁВА: Подростки. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Да. Там ещё есть промежуточное поколение, те, которые, по сути, совмещают как бы черты обоих поколений. Это проявляется, в общем, во всём. Хотя сразу скажу, что не нужно делать из этого культа, это просто одна их теорий, как смотреть на группу людей. Их может быть очень много разных, там народность, там поколение, ну и так далее. А.СОЛОВЬЁВА: И второй вопрос, касаемый как раз тоже этих самых поколений. Насколько сейчас изменились запросы аудитории, поскольку сейчас у нас, я так понимаю, как раз эпоха экономики шеринга в разгаре. Как поменялись запросы поколений? Р.ТЫШКОВСКИЙ: Шеринг как совместное потребление, если переводить с английского, share — разделять. А.СОЛОВЬЁВА: Ну уже как бы в русский язык вошли все эти понятия. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Каршеринг. А.СОЛОВЬЁВА: Да. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Ну и шеринг. Если мы немножко копнём назад, вы вспомните, после Второй мировой войны в США был абсолютный бум автоиндустрии. Каждый подросток или каждый взрослый обязан был иметь автомобиль. Это было связано и с экономическим ростом, и с желанием обладать чем-то, автомобилем и главное — с тем, что менялся паттерн жизни, из городов люди выезжали в пригороды, и без этого было невозможно. А.СОЛОВЬЁВА: Они и сейчас так живут. Р.ТЫШКОВСКИЙ: По-разному. Сейчас есть обратный эффект, возвращение в города и так далее. Там большая динамика, но вот эта одноэтажная Америка, она очень сильно… имеет очень сильное влияние. В России эта история про собственный автомобиль, которая была очень зажата в Советском Союзе, потому что был дефицит, на автомобили записывались. А.СОЛОВЬЁВА: Машина стоила очень дорого. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Машина стоила дорого, а если у тебя даже были какие-то деньги, ты мог его купить. А.СОЛОВЬЁВА: Да, несколько лет. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Да, это была запись, лотереи и всё остальное. То в 90-е годы, когда рынок открылся, и вот буквально, наверное, до две тысячи, я думаю, пятнадцатого года машина для многих была символ — символ, что получилось, символ, что это моё, это моё пространство, купи машину, езди как хочешь. Вся вот эта история, она была про это. Через это себя как бы самоидентифицировали. Тюнинги, красивые штуки, всё. Если возвращаться к теории поколения, то поколению Y и уже тем более поколению Z, которые выросли после 2000-х годов, это всё не очень актуально. Они не до конца понимают, а зачем вот эта своя машина. То есть она для чего нужна? Как символ того, что у меня получилось? Так не в этом счастье, и многие про это говорят, особенно в городах. Они видят, что, о’кей, этот плод перестал быть сладок, перестал быть запретен, ты легко можешь приобрести, особенно в кредит. А.СОЛОВЬЁВА: Конечно. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Кредит снял вот эту последнюю историю. Люди с доходом очень невысоким могут пойти и купить дорогую машину, потом, правда, всю жизнь на неё работать, как с ипотекой, но они могут это позволить. И сразу исчезает вот этот ореол «а… машина». И это как было дало очень мощный импульс на новые вещи. О’кей, машина-то не нужна, значит, нужно что-то другое. Вот это изменение, оно произошло. И произошло, в общем, мы это видим везде… Так как я по родству своей деятельности профессиональной занимаюсь поиском, трудоустройством топ-менеджеров, то я это вижу в очень многих областях. Если десять лет назад почти каждый кандидат приезжал ко мне на автомобиле, и заказывали пропуска, заказывали парковки, всё, то сейчас это меньше половины. То есть меньше половины топ-менеджеров, то есть людей с доходом существенно больше ста или двухсот, или трёхсот тысяч рублей, приезжают на метро, на такси, на каршеринге, на самокате, на моноколесе, на чём угодно. Они даже не думают, на чём приехать, потому что у них есть задача из точки А приехать в точку Б и желательно сделать это максимально быстро, с минимальными временными затратами. А.СОЛОВЬЁВА: Ну и продолжая эту тему. Вот какие, Роман, новые тренды в развитии транспорта в ближайшее будущем изменят облик города? Они, в принципе, уже на самом деле меняют облик города. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Ну, во-первых, да, давайте говорить так. Во-первых, у нас один из лучших каршерингов в мире. А.СОЛОВЬЁВА: Он лучший же, по-моему, насколько я знаю. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Ну, как бы, знаете, чтобы говорить, лучше, нужно как бы сделать рейтинг всех каршерингов. А.СОЛОВЬЁВА: А численно, по-моему, мы на первом месте, насколько я знаю. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Численно, я думаю, мы на первом месте, у нас точно самая большая конкуренция. И в этом плане, я не берусь сказать слово «лучшие», потому что для этого нужно попробовать все, но точно я уверяю, что он один из лучших. Я много путешествовал, мне есть, с чем сравнивать, он точно очень-очень удобный. Во-вторых, у нас как-то очень аккуратно вошёл в нашу жизнь электросамокат. Если вы сравните с Сан-Франциско, в котором запрещены электросамокаты, если вы сравните с Парижем, где электросамокаты валяются вот так, ты между ними пытаешься пробраться, как с кладбищем велосипедов в Амстердаме, то у нас в этом году, если вы обратите внимание, там идеально. То есть их много, они везде есть, когда тебе нужно, они в расстоянии 100 метров, если гулять по центру или по гулятельным местам, но они не валяются, они не мешают, они никоим образом не отвлекают от движения. А.СОЛОВЬЁВА: Они аккуратно припаркованы. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Они очень аккуратно интегрированы. Их нельзя бросать, где хочешь, их можно бросать только у определённых мест — и это плюс, огромный плюс. Ну и, конечно, то, как у нас, в общем, сделано метро, с точки зрения всей системы, метрополитен, МЦК… А.СОЛОВЬЁВА: МЦД. Р.ТЫШКОВСКИЙ: МЦД, вот эти все элементы, они позволяют эту длинную милю гораздо комфортнее, чем во многих местах, проезжать. И в этом плане, если мы говорим про тренд, то тренд про то, что стоять в своей машине, особенно если мы говорим про тех, кто живёт на окраинах Москвы или в городах-сателлитах, или за городом по любому из шоссе, это да. У нас ещё нет тренда, который есть, например, в Великобритании, когда ты живешь за городом, доезжаешь на машине до электрички… У тебя очень дорогой дом, там несколько сот миллионов, несколько десятков миллионов фунтов или несколько миллионов фунтов. Ты доезжаешь до электрички, садишься в неё, работаешь, доезжаешь до какого-то вокзала и там спокойно доезжаешь до офиса. Этого ещё нет. Но уже есть то, что ты доезжаешь куда-то, бросаешь машину, или даже водитель бросает, ну как бы едет дальше, потому что это долго, а ты садишься в метро и едешь, куда тебе нужно. Таких людей в Сити, я знаю, очень много, и потом водитель постепенно добирается до них уже сам. Но они не сидят в машине, не ждут вот этой истории. Это важно. А.СОЛОВЬЁВА: Роман, вопрос в связи с метро. Сами вы часто метро пользуетесь московским? Р.ТЫШКОВСКИЙ: До пандемии я пользовался метро очень часто. Всегда, когда я видел, что мой путь на машине составлял бы сколько-то времени, я, в общем, бросал машину у офиса или у дома, или вообще где-то заезжал в торговый центр, бросал и шёл, потому что для меня важно, я не хочу ждать час или полтора для поездки из точки А в точку Б, для меня это много, я теряю время. Потом в момент, когда начался карантин, мы все сидели дома. Сейчас, так как я много работаю из дома и на самом деле многие коллеги из тех, кого я знаю, работают из дома, то пользуюсь метро меньше. Но для меня вот это метро, как суть, это очень важный элемент в моей нормальной жизни ежедневного использования и просто без него очень тяжело. А.СОЛОВЬЁВА: Соответственно, тоже вопрос. Поскольку вы, скорее всего, много ездили по разным городам мира, можете сравнить, вот вы же спускались там наверняка в подземки? Р.ТЫШКОВСКИЙ: Везде. А.СОЛОВЬЁВА: Можете сравнить западные подземки, не только стран Западной Европы, с московским? Вот я просто лично по себе могу сказать, что московское метро, пожалуй, наверное, лучшее из того, что я, по крайней мере, видела. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Я всегда очень аккуратен с фразой «лучшее», потому что это вопрос какой-то реальной базы. То есть лучшее, по какому признаку? Например, московское метро точно самое красивое и чистое. А.СОЛОВЬЁВА: Да. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Это да. Но, например, московское метро не самое удобное в плане количества станций. Если мы говорим, например, сравниваем его с Нью-Йорком или с Лондоном, где я много раз бывал и ездил, то в центре города у тебя от любой точки… А.СОЛОВЬЁВА: Там совсем чуть-чуть, да. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Ты можешь от метро дойти 5-7 минут. Практически от любой. В Москве это невозможно. А.СОЛОВЬЁВА: Ну у нас сейчас развивается метро. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Оно развивается назад, оно развивается за пределы города, оно развивается по окраинам и это очень хорошо с точки зрения того, что снимается вот эта пробочная история в какой-то мере. В центре города строить метро очень тяжело. А.СОЛОВЬЁВА: А это уже так сложилось, уже всё. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Почти невозможно, да. В этом плане оно у нас не самое удобное. Но как бы метро не может быть самое по всем параметрам. То, что сейчас происходит с поездами, поезда «Москва» новые, и обновлённые новые уже тоже есть, они, конечно, как бы я разве что с азиатскими странами, вот в Сингапуре похожие. Абсолютно без вагонов, точнее, без дверей, бесшовная такая история, большая-большая колбаса, которая едет вперёд, ты можешь перемещаться, тебе удобно. Следовательно, нет вот этих пробок внутри, когда центральные вагоны забиты, а передние, задние свободны. Распределяется комфорт. В этом плане это важно. Ну а как бы… я даже не помню, где такой Wi-Fi есть. Просто мало кто заморачивался… Это же коммерческая история, про Wi-Fi. А.СОЛОВЬЁВА: Пожалуй, да, из того, что я видела, наверное, лучшее у нас, да. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Я не помню. А.СОЛОВЬЁВА: Вот я настаиваю, что в каких-то вещах лучше. И что касается пунктуальности. Наше метро одно из самых пунктуальных, насколько я знаю. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Честно говоря, я никогда не сравнивал метро по пунктуальности. А.СОЛОВЬЁВА: Нет, просто у меня были случаи, когда, например, в Лондоне просто закрывали ветку, потому что у них старое метро… Р.ТЫШКОВСКИЙ: Да, в этом плане в Лондоне прекрасно, когда ты идёшь, тебе говорят, у нас в ближайшие три недели эта ветка не работает. А.СОЛОВЬЁВА: Да, ветка просто не работает. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Просто не работает. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Ну там же ещё была частная. То есть там каждая ветка принадлежала своей компании, потом они объединялись. Там прямо интереснейшая история. Я с детства обожал историю лондонского метрополитена. А.СОЛОВЬЁВА: Но здесь можно найти оправдание, потому что всё-таки лондонское метро, оно старейшее, и у них есть просто старые ветки, которые нуждаются в каком-то ремонте, в обновлении, они не могут уже без этого. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Справедливости ради, когда у нас отменили крепостное право, у них открыли метро. А.СОЛОВЬЁВА: Да-да-да. Ну, собственно, вы сами сказали. Роман, что такое «мобильность 4.0»? Поясните нашим слушателям, что такое «мобильность 4.0». И почему личный автомобиль скоро перестанет быть нужен? Кстати, мы уже частично эту тему затронули, почему личный автомобиль скоро перестанет быть нужен в крупных городах. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Я стараюсь всё-таки вот этих 4.0, 5.0, кто больше… Не так важно. То, что называется «мобильность 4.0» и вообще мобильность is the service, вот это мобильность как услуга, не когда у тебя есть метро или автобус, а когда у тебя есть задача перейти из точки А в точку Б, и эти точки могут быть разнесены между собой на десятки километров, а иногда и сотни километров. Когда ты не думаешь про то… Как бы тебе нужно подъехать, потом купить билет, потом спуститься. Ты не строишь маршрут, как строили наши бабушки или даже мои родители, когда они совмещали транспорт, всё, а когда ты понимаешь, о’кей, ты находишься здесь, тебе нужно оказаться там, и ты вводишь две точки в приложении, оно тебе показывает, как это сделать. Ты можешь поехать на такси, это будет стоить тебе икс рублей, вот тебе игрек времени. Ты можешь поехать на самокате до метро… А.СОЛОВЬЁВА: Оставить его. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Там бросить, на метро доехать до нужной тебе станции, там перейти, там выйти, там ты возьмёшь себе электробус, доедешь сюда — и это будет самый короткий вариант и самый дешёвый. В общем, это история, при которой ты не думаешь про совмещение, то, что называется бесшовность. Когда ты читаешь книжку… Вот я, например, сейчас очень много делаю, я читаю книжку, а потом у меня бесшовное, я слушаю аудиокнигу. И у меня программа знает, где я остановился в чтении книги и с этого момента начинает мне читать аудиокнигу, там, где мне невозможно читать. Как только я сел, дальше снова открыл свой iPad, я снова читаю с того места, где я закончил аудиокнигу. А.СОЛОВЬЁВА: То есть нейросеть уже всё сделала. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Нет, это не нейросеть, просто он точно знает, где совместить две программы, чтобы они знали, где остановились, в каком месте текста, это несложно, но вот это называется бесшовность. То же самое есть в магазинах — бесшовное потребление, когда у тебя онлайн и офлайн. То же самое в транспорте, когда я точно знаю, что у меня есть не задача выбора, а у меня есть совмещение выбора. Это называется «мобильность 4.0». А.СОЛОВЬЁВА: Так, Роман, тогда следующий вопрос. Тоже переходим плавно от «мобильности 4.0». Что происходит с переводом всей информации в телефон… Р.ТЫШКОВСКИЙ: А вы спросили ещё по поводу машин, помните, там был вопрос, я вас верну, почему она будет не нужна. А.СОЛОВЬЁВА: Точно. Давайте тогда вернёмся к машинам. На самом деле ответ я могу предугадать, почему она будет не нужна. Ну вот вы ответьте, это интересно. Почему машина будет не нужна? Р.ТЫШКОВСКИЙ: Да нет, на самом деле, конечно, машина будет нужна, давайте будем так. А.СОЛОВЬЁВА: Своя имеется в виду. Р.ТЫШКОВСКИЙ: И даже своя. Но как бы не все вещи ты можешь заменить. Например, логика каршеринга, если вы её посмотрите глубоко, поговорите с людьми, которые управляют… Например, мы помогали двум ключевым компаниям каршеринга в России формировать команду, поэтому очень хорошо это знаем. Она не про то, что откажитесь от машины. Она про то, что вторая машина в семье не нужна. Это на самом деле очень глубокая мысль. Вторая машина в семье не нужна. Очень часто бывает, что один родитель едет туда-то, другой туда-то, когда у тебя семья, разные дети. Вот история про то, что как бы можно обойтись одной машиной собственной. Понятно, что большой блок связан с тем, что, о’кей, вообще машина не нужна, если ты там, не знаю, студент или ты молодой человек, который не хочет себя обременять кредитом, парковкой, страховкой и всем остальным обслуживанием, это тоже. Дальше там же есть очень разные истории. Например, вы знаете, что есть каршеринг, который долгий. То есть ты берёшь машину, например, на месяц, платишь за неё деньги как в лизинг, потом поменял её на другую машину, пробуешь разные машины. Это тоже паттерн поколения — пробовать разное, постоянно сравнивать, сравнивать, сравнивать. Ну и третье — владение. Владение чем-либо, в принципе, предполагает ответственность. Чем дальше, тем больше ответственность финансовая, она возлагается как бы государством на человека. Растут налоги, растёт стоимость страховки, растёт обслуживание. Об этом нужно думать. Вопрос: хочешь ли ты свою жизнь и время тратить на то, чтобы думать, как обслуживать что-то, что ты купил, чтобы приносило тебе удовольствие. Это вопрос просто твоего фокуса внимания. Раньше было этого времени больше, ты на меньшие вещи тратил время. Сейчас это как бы по-другому. И поэтому при выборе между почитать, поучиться, куда-нибудь поехать за город или провести время с какой-то компанией, или поехать в страховую, поехать туда, поехать сюда… А.СОЛОВЬЁВА: В автосервис, на мойку. Р.ТЫШКОВСКИЙ: В автосервис, конечно, да, в автосервис, на мойку заехать. А.СОЛОВЬЁВА: Поменять резину. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Вот все эти вещи нужно держать в голове. Поэтому вопрос: зачем? Вот в этом плане машина как бы теряет, именно владение машиной теряет свою как бы главную привлекательность. А.СОЛОВЬЁВА: Это просто обременение. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Да. Машина как элемент останется, она всё равно будет, она сто процентов будет. У меня есть друзья, которые зарабатывают очень большие деньги, которые сравнивали, в какой-то момент они вообще отказались от машины, они перешли только на такси. Их расходы, потому что они выбирали машины бизнес-класса или выше, их расходы упали, просто вот в сравнении. А.СОЛОВЬЁВА: А если сравнить даже ещё такси с каршерингом, то расходы ещё упадут. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Ну, в каршеринге, там есть свои тоже… Такси в этом плане самая как бы удобная вещь, то есть ты вообще ни о чём не думаешь, просто нажал кнопку — такси приехало. Машины бизнес-класса, Mercedes, BMW или что-то ещё. Ты вышел, сел, всё, ты даже не думаешь. Даже если в этом случае сравнивать стоимость, получается, что такси дешевле при активном использовании. И это удивительно. А.СОЛОВЬЁВА: Нет, я на самом деле сама подсчитывала, поскольку я владею автомобилем, я тоже подсчитывала расходы на собственный автомобиль, на такси, на каршеринг, хочется плакать. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Да не нужно плакать. А.СОЛОВЬЁВА: Поэтому я смеюсь. Но тогда мы перейдём к следующему вопросу. Что происходит с переводом всей информации в телефон и как этот процесс пережил наш метрополитен и его мобильное приложение «Метро Москвы»? Р.ТЫШКОВСКИЙ: Наш метрополитен пережил это достойно. На самом деле, смотрите, что интересно? Понятно, что (это если мы вернёмся к поколенческой истории) нашим бабушкам, дедушкам, то есть тем, кому сейчас 70, плюс-минус, им все эти мобильные приложения неудобны. Они хотят по старинке. Мало кто из них хочет обновлять карту «Тройка» через приложение. Но в метро ездит очень разные категории людей. А.СОЛОВЬЁВА: Они не пользуются картой «Тройка». Р.ТЫШКОВСКИЙ: О’кей, социальные карты или как-то ещё. А.СОЛОВЬЁВА: Да, у них социальные карты. Р.ТЫШКОВСКИЙ: О’кей. Смотреть в приложении, работает ли сейчас станция метро «Рижская» или нет, работает ли какая-нибудь другая станция метро или нет. Они хотят, чтобы коммуникация была по-другому. Но в чём ценность сегодняшней картинки, которую я вижу, и в чём огромный плюс московского метрополитена, опять же, как я его вижу, в том, что метрополитен признал, что у него есть много целевых аудиторий. Много. И для каждой целевой аудитории он работает по-своему в плане коммуникации. И в этом плане приложение — это удобная вещь для большой категории людей. А.СОЛОВЬЁВА: Ну как раз вот эти поколения. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Это на самом деле и для X, и для Y, и для Z. А.СОЛОВЬЁВА: Да. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Для бэби-бумеров, то, что было до иксов… Нет, наверное, неудобно, но всё остальное — да, это удобно. Когда ты путешествуешь, ты не скачиваешь приложения других метрополитенов, неудобно тебе каждый раз. Но то, куда идут и метрополитен, и вот сейчас РЖД, запустившие новый сайт, и вообще с точки зрения логики, наша транспортная система, она идёт в то, что у тебя в руках есть постоянный источник и информирования тебя обо всём, и использования вот той самой бесшовной механики. Это могут делать частные компании, «Яндекс», Mail, Сбербанк, и это могут делать совсем государственные, ФГУПы, типа метрополитена. Потому что они тоже понимают, что если они становятся точкой входа, это значит, что метрополитен просто на аудитории начинает больше денег зарабатывать. И вот в этой части приложения развиваются. То, что сейчас называется super up, пошло из китайских… и всего остального, вот это про это, когда ты из приложения можешь и информацию получить, и услугу получить. И в этом плане метрополитен развивается неплохо. Точно есть, куда ещё идти, сто процентов, но движения яркие. А.СОЛОВЬЁВА: Какой транспорт предпочитают люди в эпоху мобильности и как он изменится? Вообще мы на самом деле уже говорили о транспорте… Р.ТЫШКОВСКИЙ: Я скажу так. Сейчас много тестируется беспилотных автомобилей, и тестируются даже беспилотные поезда. Как раз в Сингапуре, если вы поедете, там половина поездов беспилотные. Куча споров идёт на тему, о’кей, а вот нужно, не нужно, как бы машинист быстрее всего срабатывает. Мне кажется, спор вообще лежит не в этой области. Весь этот спор — это чистая экономика. До тех пор, пока человек выгоднее машины, будет работать человек. А.СОЛОВЬЁВА: Будет работать человек. Р.ТЫШКОВСКИЙ: С момента, когда человек станет невыгодным в плане конкретно этой работы или будет совершено несколько фатальных ошибок, или государство перестанет задавать домашнее задание по поддержке занятости, что тоже немаловажный, как мы с вами понимаем, фактор, вот в этот момент будет импульс для развития беспилотного транспорта и в метрополитене, и в общественном транспорте. Ну, с машинами чуть, как бы там другая история, там много частного бизнеса. Базово для автоматизированного метрополитена готова уже сейчас всё. То есть по факту машинист метро не является обязательным элементом. А.СОЛОВЬЁВА: То есть уже можно беспилотные запустить. Р.ТЫШКОВСКИЙ: Вот именно в самой кабине… Беспилотные. Ими будут управлять просто удалённо. В принципе, никакой разницы нет. Ими будет управлять удалённый человек, также сидящий в центре, в большом информационном центре едином и управлять. Как управляют беспилотниками? Если вы посмотрите, как армия управляет беспилотниками, он же не стоит рядом с беспилотником и управляет. Он управляет через камеры. Здесь такая же история. А.СОЛОВЬЁВА: Понятно. Поговорили немножечко мы о будущем. У нас сегодня в гостях был Роман Тышковский, управляющий партнёр и руководитель направления Executive Search московского офиса Odgers Berndtson. Это была программа «Город дорог». Поговорили мы, что такое поколение X, Y, Z, почему мы живём в новой мобильности, что такое шеринговая экономика, шеринговая реальность. Это был «Город дорог». Меня зовут Анна Соловьёва. Всем пока.