«Гости ещё путают Чукотку с Камчаткой»
Место, где рождается день«Чукотка сегодня до сих пор остается terra incognita для многих людей. Они даже нередко путают Чукотку с Камчаткой. Одной из моих служебных обязанностей было встреча гостей. И когда они покидали регион, то хотели увезти с собой сувениры или подарки. В Анадыре есть несколько сувенирных лавок, но там продаются или очень дорогие изделия ручной работы, или устаревшие, например, керамическая кружка с наклейкой или фотографией природы», — рассказывает Эдуард Педернейра. Для реализации такой идеи нужна была хорошая команда. Эдуард стал менеджером проекта, его девушка Елена — директором. Ещё он пригласил молодых людей, с которыми познакомился на форуме «Таврида». Сейчас здесь дистанционно работают три дизайнера, два архитектора и иллюстратор. Все они живут в разных регионах — Калининград, Челябинск, Казань, Москва. Архитекторы Сабина Мансурова и Егор Кузьмин поступили на учебу в международную архитектурную школу в Германии. В 2019 году команда придумала логотип и собрала первые средства через краундфандинг (площадка, где люди собирают средства для запуска бизнеса — прим. DV). Почти за два месяца нужные 200 тысяч рублей уже были у компании. Изначально ребята выбирали между двумя вариантами стартового дизайна — чукотско-эскимосским мячом и ярангой. В итоге остановились на яранге. Во многом их вдохновил советский мультфильм про дочь солнца Александры Снежко-Блоцкой. По задумке режиссера солнце рождается в яранге, а значит так рождается и день. Доступность и разнообразиеСразу стало ясно — все сувениры и одежда должны быть не только функциональными, но и недорогими. Раньше такие товары заказывали администрация региона или местная радиостанция «Пурга», но это были ограниченные поставки. Футболок, бейсболок и другой одежды с местной символикой не создавали, хотя спрос всегда был.Первая партия из 100 футболок и 50 свитшотов разлетелась меньше чем за неделю. Следующим хитом продаж стали эмалированные кружки. Двести штук с изображением животных и фразами на чукотском и эскимосском языках продали за ночь, как в регионе, так и за его пределами. Кроме России товары можно купить в Казахстане, Германии, Китае и Австралии.«Сначала покупали люди, жившие на Чукотке, а потом стали интересоваться и другие. Например, во Владивосток уехал местный предприниматель и увез туда наши сувениры. Недавно мы отправили туда еще партию, людей зацепила местная тематика», — говорит Педернейра. Производство по всей странеВсе сувениры создаются за пределами Чукотки. Например, традиционные ножи — пекули (или уляки по-эскимосски) делают в Нижнем Новгороде, кружки — на Лысьвенском заводе эмалированной посуды, а одежду шьют сразу в нескольких городах. Затем все доставляют в Анадырь. «Логистика — самая большая проблема нашего бизнеса, как и у любого другого на Чукотке. Часть одежды шьют в Чебоксарах, часть — в Москве и Перми. Нанесение логотипов происходит в Нижнем Новгороде. Например, в Чебоксарах отшили костюмы, мы отправляем их в Нижний Новгород на нанесение шелкографии, затем партия летит в Москву и уже потом в Анадырь», — объясняет менеджер.Сейчас фирма создала коллаборацию с крупной компанией «Арктика», производящей термосы. А в ассортимент добавились спортивные костюмы, шапки, футболки, рюкзаки и верхняя одежда. Аутентичность в современном формате Помимо очевидных символов Чукотки, предприниматели используют и менее известные, но древние и традиционные. На одежде присутствуют Пегтымельские петроглифы — наскальные рисунки, найденные в 1965 году в низовьях одноименной реки, в районе горного массива Кэйныней.«Мы берем в работу и большие региональные заказы. Недавно сделали камлейки (верхняя одежда чукчей и эскимосов — прим. DV) из курточной ткани для гонки на собачьих упряжках „Надежда“, расписав их национальными узорами. Мероприятие не состоялось из-за коронавируса, но эти камлейки раздали волонтерам. После этого я видел в городе трех девушек в наших камлейках, пообщался с ними и понял, что эта история интересна людям, совершенно не имеющим отношения к коренному населению. Люди хотят себя ассоциировать с местом, где живут. Если, например, на худи будет национальный орнамент — это интересный формат», — отмечает Эдуард. Первое в регионе бизнес-приложение и копилка ЧукоткиРаньше предприниматели больше общались с аудиторией через свой аккаунт в Instagram. Сейчас запустили первое регионе торговое онлайн-приложение. Это позволило упростить получение товара, рассказать о бизнесе многим людям и дало возможность ребятам больше заниматься творчеством.Для развития своего региона предприниматели придумали копилку Чукотки. Часть прибыли автоматически поступает туда и через некоторое время будет потрачена на реализацию других интересных форматов, улучшающих жизнь в регионе.«Здесь живет много креативных ребят, которые не знают, как себя развивать. И когда финансовые возможности ограничивают творчество — это плохо», — отмечает Эдуард.Сейчас команда работает над новым проектом — студии дизайна и консалтинга ИКРА. Они хотят заниматься созданием комфортной городской среды, предлагая свои дизайнерские решения, а также помогать молодежи региона раскрываться в творчестве и бизнесе.