Наталья Селезнева дико ревновала мужа к 17-летней художнице
2 сентября в московском Театре им. Ермоловой простились с его почетным президентом Владимиром Андреевым. Знаменитый артист, режиссер, педагог и муж не менее знаменитой 75-летней Натальи Селезневой, той самой пани Катарины из «Кабачка 13 стульев» и звезды кинокомедий Леонида Гайдая, скончался через два дня после своего 90-летия на подмосковной даче, где супруги провели всю пандемию. Владимир Андреев, который с 1970 года возглавлял Театр им. Ермоловой, а в 2012-м передал бразды правления Олегу Меньшикову, оставшись почетным президентом труппы, в последние годы страдал ишемической болезнью сердца. Накануне его смерти жена Наталья Селезнева уехала с дачи в Москву. В их квартире на Тверской, в доме по соседству с Центральным телеграфом, лопнул шланг в стиральной машине. Залило кухню. О кончине мужа Наталья Игоревна узнала от помощницы по хозяйству по телефону. Автор этих строк не раз бывала в гостях у Андреева в их помпезной сталинке на Тверской, имеющей статус исторически ценного градоформирующего объекта. Мемориальные доски на фасаде гигантского дома свидетельствуют, что здесь проживали министр культуры Екатерина Фурцева, ученый-химик Николай Зелинский, хоровой дирижер Александр Свешников, поэт Роберт Рождественский, физик Юлий Харитон, актер и режиссер Олег Ефремов и многие другие великие сограждане. С Владимиром Андреевым мы, как правило, беседовали в гостиной, в окружении книг и картин, написанных его любимыми художниками. Здесь собирался весь цвет артистический и поэтической Москвы. Супруга Владимира Алексеевича во время наших интервью всегда отсутствовала: она играет в Театре сатиры, снимается в кино, занимается тремя внуками. Но, разумеется, речь о ней заходила постоянно. Наталья Селезнева - роскошная дама, любящая дорогую одежду, меха, французскую косметику… Я присутствовала на одной ее фотосессии, где народная артистка позировала в боа и ожерельях. Она всегда вела себя как прима, но между делом напоминала: - Я - жена Владимира Андреева. Злые языки судачили, что отношения между супругами были не такие безоблачные, как это могло показаться на первый взгляд. - Моя жена - очень эмоциональная дама, - с улыбкой замечал Андреев. - У нее бывают бурные выяснения отношений с нашим сыном Егором - дипломатом. Я пытаюсь погасить конфликты, но иногда бывает горячо. Мало кто знает, что Селезнева - третья жена Андреева. В первый раз он женился на ученом-биологе, которая родила ему дочь Ольгу. Затем его супругой стала актриса Наталья Архангельская (Дуняша Мелехова из «Тихого Дона» Сергея Герасимова). С ней Андреев познакомился на кинопробах и вскоре переманил хорошенькую артистку из «Современника» в родной Театр им. Ермоловой. А потом бросил одну Наталью ради другой - Селезневой, у которой, кстати, тоже была весьма насыщенная личная жизнь. Например, вся Москва обсуждала роман юной звезды «Операции «Ы» и других приключений Шурика» с начинающим сценаристом Александром Червинским. Судьбоносная встреча Андреева и Селезневой произошла на съемках фильма-сказки «Калиф-аист». Роман вспыхнул практически сразу. В роли свата выступил пожилой актер Сергей Мартинсон, который настоял, чтобы его женатый 38-летний друг Андреев обратил внимание на миловидную 23-летнюю Селезневу. А что же законная супруга Владимира - Архангельская? - Наш развод произошел не потому, что кто-то от кого-то ушел, - уверяла она в интервью «Комсомолке». - Хотя мы прожили вместе семь лет, но он уже уходил от меня, потом возвращался, просил расписаться. Мы зарегистрировали брак. А через месяц подали на развод. К этому времени я была готова к расставанию в любую секунду... Разошлись, пожелали друг другу счастья. Такое редко, но бывает. И продолжали работать в одном Театре им. Ермоловой, вместе выходили на сцену. Возможно, еще и поэтому, он мне остался близким, родным человеком. Угадать по глазам - Что вы поняли о любви? – интересовалась я у Андреева. - Любовь - это состояние, когда человек готов отдать все ради другого человека. Необязательно постоянно объясняться в чувствах, дарить подарки, но без жертвенности любовь невозможна, - отвечал мудрый Владимир Алексеевич. Из заграничных командировок он всякий раз привозил Наталье Игоревне миниатюрные статуэтки селезней. - Расскажите о замечательных рисунках у вас на стене. - Их автор - гениальная девочка Надя Рушева. Она подарила мне два рисунка - иллюстрацию к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» и портрет девочки - маленькой музы. С Надей мы были очень дружны. Она часто приходила в мой дом, и мы беседовали часами, а моя жена Наталья Игоревна ревновала. - Неужели Наталья Селезнева может ревновать? - Надя была неповторимой, особенной, неземной, сотканной из образов, и это вызывало чувство восхищения у всех мужчин, которые с ней общались. Если бы у вас был муж, и он часами беседовал с молодой очаровательной девушкой, и постоянно говорил ей комплименты, как бы вы реагировали? С папой Нади художником Николаем Рушевым я делал спектакль для телевидения. Надя ушла из жизни в 17 лет (весной 1969 года, когда Селезнева была беременна сыном Егором. - А. З.) - она была очень больная, но рисовала постоянно, фанатично. - Как руководитель актерского курса в ГИТИСе, вы сразу видите потенциал будущего артиста? - Некоторые мои ученики начинали очень посредственно, а потом взлетели высоко. Никогда не забуду поступление Елены Яковлевой, которая на третьем туре и бледнела, и краснела, и рыдала - и все по-настоящему, правдиво. Потом во время учебы Лена была сдержанная, негромкая, немного отстраненная, но личностное начало в ней очень сильное. А мой ученик Виктор Раков какой талантливый! Мало кто знает, что он еще скульптор, подарил мне свою скульптуру на сюжет сказок Пушкина. - А еще одна ваша ученица, Кристина Орбакайте, какая в жизни? - Я угадываю человека по глазам. Глаза Кристины говорят о том, что она по-чеховски прекрасна. Ни разу не разочаровался в ее порядочности и в таланте. Жаль, она мало снимается и играет в театре. На мой взгляд, ее истинное призвание - сцена. - Как вы относитесь к детям из элитных семей? - Не разделяю людей по сословному признаку. Сам я - из простой семьи. Готов был идти рабочим на завод, если бы не поступил в театральный вуз. Началось с того, что мой товарищ Алексей Головин, который впоследствии стал известным артистом, позвал меня в Дом пионера, в драматический кружок, который вела удивительная женщина с грустными глазами Любовь Ларина. В этом кружке занимался и Ролан Быков, а потом к нам пришли Игорь Кваша, Лева Круглый... Помню свою первую маленькую роль - западного посла в постановке сказки Маршака «Двенадцать месяцев». Но какие костюмы нам шили! А был 47 год, и государство находило деньги на драматический кружок. - Не пожалели, что рекомендовали Олега Меньшикова на свой пост худрука Театра имени Ермоловой? - Если бы я не был удовлетворен своим решением, то ушел бы из театра. Я руковожу мастерской на актерском факультете, пишу книги, словом, мне есть чем заниматься. Но я восхищаюсь организаторскими способностями Меньшикова и хочу работать с ним вместе. Перед тем как Олега Евгеньевича назначили руководителем, он прислал мне письмо, где была расписана программа развития театра. Признаюсь, что я очень боялся того обстоятельства, когда я назову имя преемника, а преемник не будет утвержден...