Войти в почту

«Канавка Богородицы»: почему она считается главной «женской» святыней

Канавка Богородицы является главной святыней Серафимо-Дивеевского женского монастыря, а появилась она благодаря желанию самой Пресвятой Девы Марии. Основатель монастыря Святой Серафим Саровский утверждал, что по собственной воле не поставил в Дивеево ни единого камня, но всё делал только по воле Небесной Царицы. По воспоминаниям монахинь, именно Богородица повелела отцу Серафиму основать общину, в которой монашествовали бы только сохранившие невинность девушки, и засвидетельствовала святому, что отныне берёт Дивеево себе под защиту,«в четвёртый удел», как уже сделала это с Киевской Лаврой, Иверией и Афоном, и поэтому никогда нога Антихриста не ступит на землю монастыря. Защита обители от бездушного мира Для духовной защиты девичьей обители следовало оградить её «стеной нерушимой», устроив канавку, а рядом с ней, ближе к монастырю – вал, которые окружали бы Дивеевскую обитель. Канавка должна была быть трёх аршин в ширину, трёх аршин в глубину, высота вала должна была также достигать трёх аршин (1 аршин – 71 см). Согласно преданию, по этой канавке Богородица сама каждый день обходит монастырь, защищая его. Отец Серафим предсказывал, что земля под канавкой будет «цениться на вес золота», а чтобы получить просимое, необходимо пройти по канавке, 150 раз прочитав молитву «Богородица, Дева, радуйся…», и тогда помолившемуся «будет здесь и Афон, и Иерусалим, и Киев». Если прошение сопровождается сложными обстоятельствами, то обойти монастырь по следовало трижды, каждый раз читая молитву по 150 раз. Не скоро дело делалось Явление Богородицы произошло в 1825 году, однако члены женской монашеской общины не сразу решились последовать указу отца Серафима, так как земля вокруг общины не принадлежала им, и женщин страшил объём предстоящих работ. Не обошлось без чудес: владевшая землёй помещица пожертвовала её монастырю, а начать работы сёстры решились после того, как одна из монашек ночью увидела самого отца Серафима, который копал канавку. Женщина удивилась, ведь она знала, что он должен быть в своей келье в Сарове. Прибежав к сёстрам, она поведала им о старце, и монашки пошли к отцу Серафиму, но стоило им поклониться подвижнику, как он исчез, оставив лопату и мотыгу. По чудесному стечению обстоятельств, одна из сестёр общины ночевала в эту ночь в Сарове и утром услышала от святого повеление идти в Дивеево и сказать монахиням, чтобы они продолжили дело, которое он начал. Женщина поняла, о чём говорил старец, лишь вернувшись в общину и выслушав сестёр. После этого они начали обустраивать Канавку и строили её три года, закончив к Рождеству. Буквально через несколько дней после окончания работ Серафим Саровский скончался. Тяжёлые времена После кончины святого для канавки наступили тяжёлые времена. Сначала её невзлюбил один послушник Иван Тихонович Толстошеев, который строил мосты и перекрытия. С 1842 года за Канавкой перестали ухаживать, крестьяне частично срыли вал, проложили мосты, по которым ездили на телегах. Вспомнили о святыне спустя 20 лет при игуменье Марии Ушаковой: тогда насельницы обители снесли переходы и мостки, очистили канавку от мусора. В 1927 году большевики закрыли монастырь и постарались стереть святыню с лица земли, засыпав её, но верующие продолжали ходить и молиться Богородице, их не страшили даже засады НКВД, которое арестовывало молящихся. Самый большой урон был нанесён святыне после войны, когда в её южной части была проложена канализационная труба, а саму Канавку засыпали мусором. Время строить Чтобы узнать, где именно проходила канавка, в конце XX века пришлось проводить археологические работы. Восстановление святыни началось в августе 1997 года в строгом соответствии с указаниями, данными святому Серафиму. Ныне канавка проходит именно там, где была построена при отце Серафиме; она имеет форму незамкнутого семиугольника – по замыслам, в промежутке между началом и концом должен был стоять храм. Идущие по ней паломники до сих пор читают молитву «Богородице, Дево…» и стараются рассчитать так, чтобы успеть произнести её 150 раз. Считается, что в начале пути нужно просить о духовном, а в конце позволительно – о материальном. Старцы сравнивают Канавку с поясом Богородицы и указывают, что лучшее время для молитвы – с трех часов ночи, когда даже можно повстречать Богородицу, обходящую обитель. Чудеса случаются каждый день Каждый день по канавке идут тысячи паломников, и каждый чувствует благодать, посетившую его в конце пути. Каждый день здесь происходят чудеса: люди получают духовную и физическую помощь, больные и бесноватые – исцеляются. В 1927 году Дмитровский епископ Серафим, позже убитый большевиками, видел на канавке Богородицу, обходящую обитель. После вечернего богослужения он находился в келье, увидел Царицу через окно и не смог сдержать восклицаний и слез. Паломник Антон Жоголев вспоминает, как стал свидетелем исцеления бесноватой женщины, которая накануне хрюкала, прикладываясь к иконам. Её, вырывающуюся и ругающуюся, провели по канавке двое мужчин, под конец пути она затихла и сама легла, прижавшись к святой земле телом. А другая бесноватая сама заставляла себя идти вперёд, мучаясь, но упорно надеясь на исцеление. Паломница Татьяна Страхова рассказывала о знакомом, который решил переехать в Дивеево, продал квартиру, но обнаружил, что в городе неподъемные цены. Он не знал, куда девать семью, и пришёл на канавку просить заступничества Девы Марии. Он ещё не окончил путь, когда ему позвонили и предложили купить дом с недостроенным вторым этажом. Цена недвижимости равнялась тем деньгам, что он выручил за квартиру. На канавку часто приезжают бездетные супруги, прожившие в браке по 7, 10 и даже 20 лет, и многие возвращаются сюда снова, но уже с молитвой благодарности. Протоиерей Сергий Гусельников в 2013 году вместе с группой верующих стал свидетелем чуда – в дождливый день при обходе канавки паломники увидели на небе силуэт Богородицы в виде иконы «Игуменья Дивеевской обители», которая как бы сопровождала группу в путешествии.

«Канавка Богородицы»: почему она считается главной «женской» святыней
© Кириллица