Выступление Леди Гаги на VMA – часть давней международной традиции выступлений в масках
Леди Гага и Ариана Гранде исполнили попурри из Chromatica II и Rain on Me на недавней церемонии вручения наград MTV Video Music Awards (VMA). Костюмы певцов, окрашенные в фиолетовый и черный цвета, отличались наличием масок для лица. Прикрытие рта Гаги, возможно, вдохновленное дыхательным аппаратом Дарта Вейдера или злодея Бэтмена Бэйна, имело анимированную длину волны. Пиксельные колебания маски казались подходящей антиутопией для выступления, в котором участвовало пианино, заключенное в красно-коричневый, похожий на мозг панцирь. Напротив, маска Гранде выглядела скорее запоздалой мыслью, состоящей из небольшого прямоугольника эластичной черной ткани. Фото: https://theconversation.com/ В условиях пандемии маскировка для лица на сцене может показаться очевидной и даже скучной. Большинство правительств мира сделали ношение масок обязательным на публике. И все же причина такого выбора костюма, вероятно, не была однозначной. Во всем мире существует давняя традиция ношения масок на живых выступлениях, что делает COVID-19 скорее катализатором, чем причиной при выборе одежды Гагой и Гранде. Спектакли в масках на маленьком экране Перед пандемией по обе стороны Атлантики «Певец в маске» призвал телезрителей определить исполнителей известных песен. Концепция, в которой тела артистов полностью скрыты под яркими и немного пугающими костюмами, была адаптирована из южнокорейского телешоу King of Masked Singer, которое стартовало в 2015 году. Это глобальное межкультурное увлечение масками в современных певческих выступлениях, не говоря уже об их повсеместном распространении на модных подиумах, предлагает более убедительную основу для платьев VMA Гаги и Гранде. В этих замаскированных перформансах есть парадокс: даже несмотря на то, что условная идентичность артиста скрыта, они часто более выразительны и увлекательны, чем перформансы, в которых артистов можно четко узнать. Кажется уместным, что сегодняшние формы музыкального исполнения в масках черпают вдохновение из азиатских моделей. Некоторые из старейших традиций живых выступлений, связанных с «ношением лица и головы», восходят к Китаю и Японии. Китайский Бянь Лянь, «смена лица», это высококвалифицированная, скрытная форма актерского мастерства в рамках сычуаньской оперы, которая использует закрытие лица для направления повествования. Маски персонажей быстро меняются ловкими движениями руки, сигнализирующими о колебаниях настроения. Фото: http://i1.ytimg.com/ Точно так же в японских постановках Но используется более 400 видов деревянных масок для лица, чтобы обозначить социальное положение персонажа и изменение эмоционального состояния. Это можно перевести как «умение» – термин, выражающий очень дисциплинированную природу этого глубоко выразительного средства массовой информации. Азиатские традиции музыкального исполнения в масках постепенно стали известны на Западе благодаря выступлениям в фильме «У Америки есть талант» и фильме Тянь-Минг У «Король масок». Европейские традиции маскировки В континентальной Европе также есть свои костюмированные обычаи. Так, итальянская Commedia dell 'Arte и ее французское происхождение, Comédie Française, были, по сути, импровизированными сценками, в которых сочетались музыка, ношение масок и стандартные персонажи. Самые популярные персонажи – Арлекин и Пьеро. Этот дуэт в масках, участвовавший в нескончаемой дуэли из-за любви к прекрасной Коломбине, стал широко популярен в Европе в 20 веке. Современные художники, в том числе Поль Сезанн и Пабло Пикассо, стали этими персонажами в автопортретах или использовали свое платье и реквизит для создания портретов членов семьи. Еще раньше, в 17 веке, стал популярным маскарад королевского двора. Аллегорическая драма, включающая музыку и хореографию танцев в масках, достигла своего пика в Англии при напряженном сотрудничестве поэта Бена Джонсона и архитектора Иниго Джонса. Джонсон и Джонс использовали маскировку и музыку, чтобы поддержать институт монархии Стюартов, создавая сюжеты, подчеркивающие необходимость санкционированного Богом королевства. По мере того как политический и культурный авторитет Европы распространился по всему миру, особенно в 19 веке, то же самое произошло и с ее традициями замаскированного музыкального исполнения. С 1957 года в ознаменование независимости от британского правления в Гане проводится фестиваль маскарадных костюмов Winneba, который проводится каждый год 1 января и включает в себя конкурсы танцев в масках. Художник Хаким Адам, объединяющий ганские формы живого исполнения и костюмированные традиции голландцев и британцев, предполагает, что фестиваль «является живым музеем – он напоминает нам о прошлом, а также способствует разговору об условиях настоящего». Фото: https://kuban24.tv/ Если эти примеры показывают, что выступления в масках развлекают – в основном из-за их мастерства и неожиданности – они также объясняют их повсеместность и глубокий культурный резонанс. Анонимные исполнители используют несколько органов чувств – зрение, звук, осязание – для создания «полного произведения искусства» (gesamtkunstwerk), стирающего границу между реальностью и небытием. Эта уникальная неоднозначная форма перформанса позволяет публике проецировать свои мысли – индивидуальные и коллективные – на артистов, которые по сути становятся аватарами и действуют как психологическая мазь. Они могут способствовать одновременному исследованию надежд и опасений зрителей по поводу глобальной пандемии в случае Леди Гаги и Арианы Гранде, национальной идентичности и социальных ролей. Размышляя о своем сотрудничестве с Арианой Гранде, Леди Гага объяснила: «Мы создаем вещи, в которых нам комфортно. Расставляем их повсюду. Я делаю это все время. Мы все делаем что-то, чтобы чувствовать себя в безопасности. И я всегда бросаю вызов художникам, когда работаю с ними». Выявляя провокацию, вызванную закрытием лица, Гага связывает – пусть и непреднамеренно – с давней и всемирной традицией перформанса, которая признает потенциал масок возбуждать и исследовать современные социальные проблемы.