От домохозяйки до авантюристки: как изменились образы диснеевских принцесс за 80 лет

Испокон веков диснеевские принцессы были не только кумирами подрастающих девочек, но и своего рода ролевыми моделями. С годами их образы менялись, гибко подстраиваясь под социальные тренды. Так, с приходом эпохи феминизма и утверждения эмансипации традиционный образ принцессы — девушки, которая ждет своего принца, — потерял свою актуальность. На его место пришел совершенно новый — образ уверенной женщины, способной самостоятельно решать свою судьбу. К выходу новой экранизации «Мулан» выяснили, как менялось изображение диснеевских героинь с течением времени. Белоснежка: идеальная жена «Белоснежка» стала первой диснеевской принцессой. Именно ее образ долгое время служил основой для изображения главных женских героинь в детской анимации. Так уж вышло, что в далеком 1937 году продюсеры даже не помышляли о том, чтобы хоть на шаг отойти от канона. «Белоснежка» целенаправленно следует сюжету своего оригинала. Ее образ полностью отвечал традициям тех лет: она любила готовить и убираться, демонстрировала хорошие манеры и в целом ничего в своей жизни не решала, добросовестно исполняя роль жертвы. В начале мультфильма Белоснежка показывала девочкам, как быть идеальной женой, а после встречи с семью гномами — как стать идеальной матерью. Белоснежка (1937) Золушка: покорная и трудолюбивая Золушка, вышедшая в 1950 году, во многом вторила своей предшественнице. Она также была безвольной сиротой, волею судьбы оказавшейся в токсичном для нее окружении. Как и Белоснежка, Золушка оказалась отличной хозяйкой: она постоянно убиралась по дому, готовила и прислуживала своим близким, оставаясь при этом открытым, добрым и жизнелюбивым человеком. Впрочем, в отличие от Белоснежки, Золушка нашла в себе силы, чтобы раскритиковать действия мачехи и своенравно поехать на бал, ослушавшись ее приказа. Кроме того, Золушка весьма целеустремленна: она уверенно идет навстречу своей мечте, хоть и не без помощи феи-крестной. Золушка (1950) Спящая красавица: инфантильная Еще одна экранизация Шарля Перро, созданная исходя из ожиданий социума того времени. В 1959 году американские женщины преимущественно не имели высшего образования и не участвовали в общественной жизни. Как правило, они смиренно сидели дома, пока родители распоряжались их будущим. Принцесса Аврора из «Спящей красавицы» является точным отражением тех нравов и принципов. Большую часть своей жизни она проводит в маленькой избушке где-то в глуши, не имея никакого представления о своем происхождении. К слову, судьба Авроры была решена еще задолго до ее рождения: отец обвенчал ее с принцем из соседнего королевства. Как и Белоснежка, Аврора не делает ровным счетом ничего, чтобы спасти себя от проклятия. Ее спасением занимается принц Филипп, который побеждает и дракона, и Малефисенту. Спящая красавица (1959) Русалочка: бунтарка Экранизация нетленной сказки Ганса Христиана Андерсона неожиданно оказалась под влиянием третьей волны феминизма. Главная героиня по имени Ариэль, в отличие от своих предшественниц, имеет весьма строптивый характер. Она отказывается принимать будущее, которое приготовил для нее отец, и следует тому жизненному пути, который избрала для себя сама. Своим примером Ариэль показала, что принцесса больше не обязана быть идеальной и примерной девочкой. Русалочка перестала быть пассивным персонажем, за судьбу которого отвечает кто-то другой. Да и любовь уже не была самоцелью главной героини,в первую очередь она искала свободу — свободу выбора и самовыражения. Русалочка (1989) Белль: интеллектуалка В начале 90-х вышла любимая миллениалами экранизация «Красавицы и чудовища», которая во многом соответствовала паттернам, заложенным в «Русалочке». В первую очередь это было связано с тем, что аудитория Disney стремительно росла: теперь мультфильмы смотрели не только маленькие девочки, но и подростки, которым были интересны свободолюбивые и решительные героини. Как и Ариэль, Белль преследует собственные жизненные цели, не желая выполнять лишь функции жены и матери. Она — большая мечтательница и эскапистка, эдакая классическая героиня из романов Джейн Остин. В отличие от большинства диснеевских принцесс, Белль не влюбляется в своего принца с первого взгляда (на это тоже есть определенные причины). Любовь приходит к ней постепенно и раскрывается лишь в финале мультфильма. Красавица и чудовище (1991) Жасмин: свободолюбивая Жасмин стала первой принцессой, вокруг которой не выстраивался сюжет сказки. Несмотря на то что она была лишь второстепенным персонажем, сценаристы Disney все же наделили ее определенным внутренним стержнем. Жасмин вторит предыдущим принцессам Белль и Ариэль: она храбрая, умная и свободолюбивая. Еще один момент, в котором Жасмин стала новатором, — она была первой диснеевской принцессой с не европейской внешностью. Хотя, положа руку на сердце, «Аладдина» сложно рассматривать как идеальное представление арабской культуры. Аладдин (1992) Покахонтас: девушка с характером Покахонтас, вероятно, первая диснеевская принцесса, которая стала прототипом реальной личности. Однако на этом ее отличия от других заканчиваются. Покахонтас — это все та же девушка, ограниченная жизненными обстоятельствами, которая воюет против уготованной ей судьбы и мечтает познать новый мир. Своеобразным олицетворением того самого нового мира для нее является Джон Смит, который прибывает на ее земли в поисках золота. Как и Белль, Похаконтас — явный интроверт, предпочитающий общению с людьми прогулки на природе в окружении любимых питомцев. И все же функционал этой героини в мультфильме весьма впечатляющий: она не только спасает своего любимого от гибели, но и останавливает войну между индейцами и белыми людьми. Покахонтас (1995) Мулан: воинственная История этой диснеевской принцессы основана на древней китайской легенде о блестящей воительнице Хуа Мулань. «Мулан» стал первым мультфильмом, в котором проблема гендерных ролей вышла на первый план. Главная героиня противопоставлена патриархальному обществу, в котором вынуждена существовать. В отличие от предыдущих героинь, Мулан борется не просто за свою свободу, а за возможность быть наравне с мужчинами. Тем не менее ей чужды типичные маскулинные проявления — она отправляется на войну не из-за переизбытка адреналина, а потому, что хочет защитить свою семью. При этом на поле битвы Мулан ничуть не уступает другим солдатам, во многом она даже лучше их. Мулан (1998) Тиана: карьеристка «Принцесса и лягушка» — единственный диснеевский мультфильм, в котором главная героиня должна спасти принца, а не наоборот. Сама Тиана куда больше напоминает предвестников диснеевской феминизации в лице Ариэль и Белль, чем ту же Мулан или Покахонтас. При этом эта принцесса чуть более чем полностью лишена возвышенности и мечтательности, присущих героиням конца 80-х и начала 90-х. Цели у нее как раз максимально приземленные: она мечтает открыть собственный бизнес. Тиана крайне практична и трудолюбива, у нее нет времени на прогулки по лесам и чтение любовных романов. И все же некоторые узнаваемые черты в ней есть: она по-прежнему добрая и открытая миру. Принцесса и лягушка (2009) Рапунцель: бесстрашная Рапунцель родилась на заре цифрового периода, в то время когда диснеевские художники решили полностью отказаться от использования рисованной анимации. Возможно, именно по этой причине в проработке ее образа было больше творческой свободы и интересных решений. Несмотря на каноничную завязку со злой мачехой, Рапунцель не мнит себя безвольной куклой, неспособной ответить на угрозы внешнего мира. Героиня идет на хитрость, чтобы выбраться из башни, в которой ее удерживают силой, а потом смело отправляется навстречу приключениям. Первые самостоятельные шаги даются ей непросто, однако со временем Рапунцель удается преодолеть психологический барьер. Таким образом, она стала первой принцессой, которая борется не только с внешними обстоятельствами, но и с внутренними страхами. Рапунцель: Запутанная история (2010) Эльза: сильная и независимая «Холодное сердце» стало прекрасным примером адаптации классической сказки о Снежной королеве под актуальную социальную повестку. Мультфильм следует за идеями первоисточника, но во многом переосмысляет и даже превосходит его. Кроме того, «Холодное сердце» стало первым диснеевским мультфильмом, центровой темой которого является женская дружба и сестринство, а не любовные отношения (только не говорите об этом фикрайтерам). Эльза, в отличие от той же Рапунцель, полностью сосредоточена на своих внутренних противоречиях. Здесь нет злой мачехи, которой нужно как-то противостоять. Единственная и самая важная цель Эльзы — преодолеть свой страх перед внешним миром. Холодное сердце (2013) Моана: авантюристка Мультфильм «Моана» был создан на основе древних легенд жителей Полинезийских островов. Главная героиня совмещает в себе и бунтующую Русалочку, и воинственную Мулан, и прагматичную Тиану. По сюжету, она отправляется к некоему мужскому божеству за помощью, однако, осознав, что тот не сможет справиться с поставленной задачей, решает ее сама. Но не без помощи другой, более мудрой женщины. В Моане есть присущая большинству диснеевских принцесс тяга к приключениям, при этом она склонна к самоанализу и философским размышлениям. Моана (2016) Оля Смолина

От домохозяйки до авантюристки: как изменились образы диснеевских принцесс за 80 лет
© Киноафиша