Балерина Евгения Образцова: Стараюсь уберечь дочек от сцены
Прима-балерина Большого театра Евгения Образцова рассказала «Вечерке» о тонкостях профессии и о том, почему не хочет, чтобы дочери пошли по ее стопам. — Евгения, в Большом театре начался новый сезон. Чем он будет примечателен для вас? — Я начну с премьеры — «Девятый вал» на музыку Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова. Спектакль создал зарубежный хореограф Брайан Ариес, который приехал ради этой постановки. Мне всегда нравится работать с новыми людьми. Как и всегда, у меня плотный гастрольный график, поездки по городам России и за рубеж. — Ваши родители — артисты балета. Вы с детства хотели последовать их примеру? — Когда ты родился в театральной семье, нельзя стремиться к чему-то иному. Мама часто брала меня на работу, чтобы я посмотрела спектакль, познакомилась с репертуаром, иногда ей не с кем было меня оставить. Я увидела закулисье, наблюдала за артистами из зрительного зала. Так что с детства получила обширную экскурсию в мир балета. — Вы служите в театре 18 лет. Что самое сложное в профессии балерины? — У артистов всегда огромное чувство ответственности и желание показать свой максимум. Представьте, что вас сейчас поставят на сцену перед тремя тысячами человек, скажут крутить 32 фуэте (вращение на одной ноге в быстром темпе. — «ВМ») и ни в коем случае не упасть. А ведь ноги даны, чтобы на них передвигаться. Профессиональная балерина — обычный человек, и ее тело — не механизм, работающий безотказно. — Разве волнение не уходит с опытом? — Появляется больше уверенности в себе — это да. Но иногда балерина может чувствовать себя плохо, утомленно. И все это придется перебороть, потому что спектакль нельзя перенести или отменить. Человек, который занимается балетом, не может дать себе поблажку. Я тоже всегда волнуюсь перед спектаклем. — Что держит в профессии? — Сила характера. Я продолжаю заниматься балетом, и довольно успешно. Если бы не справлялась или не любила театр, оставила бы. Но нет, я преодолеваю массу преград, встающих на пути вне зависимости от опыта и возраста. Сила воли балерины проявляется в том, как она начала, продолжила и завершила карьеру. Ее творческий путь — иллюстрация ее характера. — У вас были профессиональные травмы? — Артисты балета не любят об этом говорить, потому что такое неприятно вспоминать. Но каждый имел хотя бы одну травму, которую приходилось долго лечить, устранять боль или смириться с ней и танцевать. Некоторые постоянно выходят на сцену с болью. — А ведь надо еще следовать определенному образу жизни и рациону, чтобы сохранять хорошую форму? — Ежедневные тренировки способствуют поддержанию формы. Что касается еды, то у меня нет строгого режима питания. Просто стараюсь не есть вечером. — Вы против того, чтобы ваши дочери связали жизнь с балетом. Хотите уберечь их от сложностей? — Да, именно так. — А если они все-таки выберут эту стезю? — Придется поддержать, но постараюсь сделать все, чтобы им было легче. Расскажу о своем опыте, возможных трудностях, которые их ждут. Профессиональная поддержка моих родителей для меня была очень важна. Поэтому для своих дочерей я также стану мамой-помощником. — Чем они сейчас увлекаются? — Им нравится рисовать, заниматься английским языком, они учатся читать. Развиваться самой — это хорошо, а развивать своих детей — еще лучше! Именно поэтому стараюсь заинтересовать их разными сферами. И, разумеется, они любят ходить на мои спектакли. — Вы единственная балерина в истории театра, в 18 лет исполнившая главную женскую партию в балете «Ромео и Джульетта». Как это произошло? — Любая профессиональная удача — закономерность. Девушке без перспектив не поручили бы столь ответственное задание. Это был некий аванс талантливому ребенку. Такое удачное начало дало мне силы и вдохновение двигаться дальше. — Как относитесь к известным балетным постановкам в современном прочтении? — Я неоднократно участвовала в новых интерпретациях классических произведений. Если спектакль поставлен талантливым хореографом и его идея грамотно ложится на музыку — замечательно. Для меня балет — прежде всего красота. Там, где я хочу поучаствовать, все должно быть красиво. — Есть роль, наиболее близкая вашему характеру? — Сложно сказать. В каждой есть частичка моего характера, индивидуальности. Если я назову какую-то одну, это будет нечестно по отношению к другим. Я люблю всех персонажей, которых когда-либо играла. — Вы говорили, что с приездом в столицу не сразу привыкли к «московскому балетному языку», потому что в Санкт-Петербурге некоторые вещи называются иначе. Были другие сложности? — Я легко привыкла к Москве. Жизнь и организация рабочего процесса в театре мне кажутся очень комфортными. Я не из тех петербуржцев, которые до конца не могут смириться со своим переездом. Люблю родной город, но понимаю, что абсолютно удовлетворенной и счастливой чувствую себя именно здесь. В профессиональной петербургской среде я ощущала себя менее комфортно. Но очень рада, что там произошло мое становление как артистки. — Вы — приглашенная артистка мировых театров. У российских и зарубежных театральных традиций много различий? — Безусловно. В азиатских странах меня чаще всего приглашают поучаствовать в гала-концертах. А в европейских театрах ты становишься частью труппы. Мне это гораздо ближе. Работа в зарубежном театре — это всегда сложный, но интересный опыт. — Профессиональный век балерины недолог. Кем видите себя через 10–15 лет? — Прежде всего, мамой своих детей. А там посмотрим, как сложится жизнь. Не люблю загадывать. ДОСЬЕ Евгения Образцова родилась 18 января 1984 года в Ленинграде. В 2002 году она окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. После учебы Евгения была зачислена в труппу Мариинского театра. В первом же сезоне 18-летняя балерина приняла участие в парижских гастролях и исполнила главную роль в балете «Ромео и Джульетта». С пачкой на голове Балерина вспоминает случай, когда мама взяла ее с собой в театр. Во время спектакля будущая балерина и ее подруга нашли репетиционные пачки артистов, надели их на голову и прошлись за кулисами в свете прожекторов, освещавших сцену. Все это произошло во время представления. На сцене зрители увидели странные тени, похожие на две копны сена. Маме Образцовой пришлось объяснять шалости детей администрации театра. Замужем за скульптором Муж Евгений Образцовой — известный скульптор Андрей Коробцов. Одна из его работ — памятник-мемориал советскому солдату во Ржеве. Мама балерины всегда интересовалась творчеством молодых российских скульпторов. Особенно ей нравился памятник Евгению Родионову, автором которого как раз и был Коробцов. По просьбе матери Евгения связалась с Андреем и получила приглашение увидеть его работы воочию. После встречи будущие супруги стали общаться. Спустя полгода Андрей сделал девушке предложение. Это случилось на сцене Большого театра после спектакля «Евгений Онегин». Евгения растерялась и захлопнула коробочку с кольцом, словно отказывая возлюбленному. Позже Образцова объяснила свой жест. Она просто не хотела, чтобы это произошло на глазах у ее коллег. Поддалась уговорам Евгению Образцову можно увидеть в полнометражных фильмах «Красотки», «Балерина», «Француз». Однажды она готовилась к сложной партии Ширин в спектакле «Легенда о любви» и отказалась от роли в фильме «Красотки», потому что ей было не до этого. Но режиссер ленты Седрик Клапиш пришел в Мариинский театр и буквально поймал Образцову за руку в коридоре. Он так проникновенно умолял Евгению прийти на кинопробы, что та согласилась. Звонок из Кремля В детстве Евгения мечтала о роли Джульетты. После окончания Академии русского балета имени А. Я. Вагановой ее и других детей пригласили на встречу с Владимиром Путиным. На вопрос о целях в жизни девушка ответила, что хочет станцевать в роли Джульетты в Мариинском театре. Эта роль и стала для нее первой. В театре потом долго шутили, что из Кремля позвонили и сказали, что эта девочка должна сыграть Джульетту. Читайте также: Родион Барышев: Если ты чего-то не понимаешь, стоит собрать людей и разобраться вместе