«Отравление и смерть»: зачем маркировать воду и алкоголь
В Министерстве промышленности и торговли России предложили ввести маркировку питьевой воды и крепкого алкоголя. Запустить процедуру хотят с 2021 года. В ведомстве считают, что такая мера позволит очистить рынок от контрафакта и фальсификата. «Вечерняя Москва» решила выяснить, повлияет ли маркировка на стоимость товаров. Профессор кафедры финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков заявил, что маркировать крепкую алкогольную продукцию нужно в обязательно порядке. По его словам, эта процедура абсолютно целесообразна, так как власти таким образом пытаются защитить население от некачественного и контрафактного «пойла». — Указывать на алкогольной продукции информацию о том, где, в каких условиях и в какой среде производился продукт, — священная обязанность изготовителя. Потребитель вправе знать о товаре детали. Это мера безопасности, которая снижает риск отравления и смерти, — отметил Юденков. Однако маркировку воды эксперт назвал затратной и абсолютно ненужной процедурой. Юденков заметил, что контроль, который осуществляют торговые сети, и без того находится на высоком уровне. — Введение маркировки лишь поспособствует тому, что цены на этот перечень продуктов поднимутся. Маркировка любого товара — абсолютно избыточный и затратный процесс, — заметил спикер. По словам председателя Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, речь идет о реализации проекта Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) по цифровой маркировке пива и безалкогольной продукции: — Главная цель этой меры — избавить рынок от черной и серой продукции. Система контроля выстроена так, что с ее помощью можно отследить движение каждой бутылки от производителя до потребителя. По мнению эксперта, оценивать, как изменится стоимость продукции, пока рано, поскольку не известно, как именно будет внедряться система. В свою очередь, производитель пиво-безалкогольной продукции и главный редактор Beerbottle.ru Александр Иджон заметил, что для маркировки пива и безалкогольной продукции необходимо полностью переоборудовать крупные пивные заводы. — Признаться честно, это дорогостоящая процедура для самих же производителей. Тех скоростей, на которых пиво разливается, недостаточно, чтобы провести еще одну дополнительную процедуру в виде нанесения цифровой маркировки. Для этого нужно заново выстраивать всю систему и технологию производства, — пояснил специалист. Иджон подтвердил опасение по поводу стоимости продукции, которая, по его словам, безусловно, изменится в сторону повышения. — У нас имеется Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для контроля над объемом производства и оборота этилового спирта. И данной системы, в принципе, было достаточно, чтобы производители создавали качественный продукт. Видимо, этих мер недостаточно, если хотят запустить и цифровую маркировку, — сказал эксперт. Собеседник «ВМ» добавил, что единственной страной в мире, где применяется подобная система маркировки, является Белоруссия. Читайте также: Часть импортного алкоголя может исчезнуть с полок магазинов из-за нового закона о виноделии