«Текст драматурга - это слоёный пирог

- Как вы начали сотрудничество с ЦСД? - Свету Баженову я знал раньше, мы с ней выпустили спектакли в других городах. И я знал, что она руководит Центром современной драматургии. Год назад я приезжал в Омск и делал для театра «Галёрка» спектакль-променад. Во время своего пребывания в Омске пришёл в ЦСД-Омск, познакомился с ребятами, уехал, а зимой Светлана позвонила и предложила вместе поработать. Она хотела что-то из абсурда, поэтому сначала было название «В ожидании Годо» (пьеса ирландского драматурга Сэмюэля Беккета - ред.), но потом слово за слово, и мы вышли на «Охоту на Снарка» Льюиса Кэрролла. В «Ожидании Годо» - это абсурд, «Охота на Снарка» - это нонсенс, так что примерно одного поля ягода. Но «Охота на Снарка», на мой взгляд, ближе ЦСД. Это не первый мой опыт работы с частными театрами. Они уникальны в своём роде. С утра до пяти они работают на стройке, а вечером приходят и репетируют до ночи. Но без таких коллективов невозможно представить театральную карту России. При этом надо понимать, что им непросто удерживать свою миссию, это такая бесконечная «Охота на Снарка». - В спектакле звучит текст Льюиса Кэрролла, который перебивается монологами артистов, выходящих к зрителю... - Весной я начал думать, что делать, и родились вот эти так называемые расшифровки воплей, как мы их называли. В июле я приехал, мы сели за стол и две недели сочиняли спектакль. Сначала монологи были некой расшифровкой, потом через несколько дней я понял, что моя задача не просто поставить спектакль, а сделать так, чтобы этот театр продолжал жить, чтобы он обрёл новые силы. Если ты работаешь в бюджетной организации, каждый месяц у тебя есть минимальная зарплата, а здесь её нет. Пройдёт месяц, два, три, и люди начнут думать, что им делать, потому что дальше просто нечего есть. На каких китах, на чём держится в данной ситуации театральный коллектив? Как вообще определить эту категорию? Почему люди организовывают частный театр и делают всё сами? Когда ты заходишь и видишь, как руководитель моет полы, а все остальные в этот момент что-то шьют. - Монологи артисты писали сами? - Каждый артист сначала писал текст на конкретную тему. Потом мы начали вычленять лучшее и постепенно приходили к исповеди. Если читать каждый «вопль» внимательно и начать разбирать его по буквам, по слогам, то на самом деле там очень точная структура. Первый «вопль» про одно, второй про другое, третий про третье. - Кто был автором сценографии и костюмов? - Изначально был диалог с Дамиром Муратовым. Но Дамир сейчас застрял в Черногории, а если общаться через Zoom, то химия совсем другая. А театр это всё-таки не цифровые технологии, это живое. Как бы ни развивался цифровой мир, всё равно театр будет немножко в стороне. Потому что палка может превратиться в коня, в копьё, и зритель будет потрясён тем, что его воображение ему подскажет. И вот я понял, что нам нужен на сцене помост. Но это же не только помост, это ещё и место для казни, эшафот. А как живёт ЦСД? ЦСД живёт как на эшафоте, потому что они всё время кладут голову как на заклание: «А стоит ли нам этим заниматься?». Это, конечно, транслируется, и это на самом деле главный мессендж зрителям. «А зачем они этим занимаются, - спросит какой-нибудь инженер, экономист, политик. - Ты всё равно не заработаешь столько денег, чтобы иметь квартиру, дачу и ездить каждый год с детьми на море. Это нонсенс». А что такое «Охота на Снарка»? Это тоже нонсенс. - Как в этой истории появился бывший руководитель труппы нынешнего ЦСД Игорь Григурко? - Я придумал помост, но костюмы сам придумать не мог. И тут все хором сказали : «Игорь Леонидович всё сделает». Ему позвонили, он должен был как раз лететь в Улан-Удэ, но на несколько дней заехал к нам. Я рассказал ему, о чём спектакль, и он попросил, чтобы актёры принесли ему много всякого трикотажа. Этого не хватило, мы кинули клич в соцсетях, и каждый день приходили зрители, приносили в пакетах свои старые вещи. Мы сидели, резали их, шили. С Игорем Леонидовичем мы не были раньше знакомы, но я слышал о нём. Он всё сделал, очень многое доделывалось за полчаса до сдачи, но этот цейтнот всегда имеет место. - Вы как зритель, какие любите спектакли? - Конечно, когда ты смотришь продукт той сферы, в которой работаешь, ты не можешь быть рядовым зрителем. И, безусловно, мне интересен прежде всего режиссёрский театр. Я всё равно апологет интерпретации, и считаю, что есть текст драматурга - большой серьёзный слоёный пирог, а есть история, которая с помощью драматурга рассказывается режиссёром. И есть история актёра, который всё равно режиссёр своей роли. И мы все едем по одной дороге, просто по разным полосам. Если при этом ещё есть композитор, который рассказывает свою историю, и есть художник, то эта многослойность смыслов переплетается, соединяется в большой пучок. Такие спектакли мне смотреть интересно, это как будто читаешь новую книгу или старый роман заново. - «Охота на Снарка» - это спектакль про ЦСД-Омск или про все частные театры? - Второе. Это манифест не только про театр, а про любую частную инициативу, когда человек или организация не присасываются к игле под названием «госбюджет», а которые сами на своей земле делают дело. И это манифест всем таким организациям, которые рождаются линейно, несмотря ни на что. Много ли вы знаете таких организаций, которые выживают в нашей стране? Немного. И тут возникает главный нонсенс. А где вообще система не поддержки даже, а система, которая позволяет таким организациям жить? Всё держится только на личной миссии, которая называется «Охота на Снарка». Что: спектакль «Охота на Снарка» (18+) Где: Центр современной драматургии Когда: 26 сентября в 18.00 Стоимость: 500-600 рублей

«Текст драматурга - это слоёный пирог
© Новый Омск